Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Научный руководитель
Спецвыпуск
06.07.2020
75
Поделиться
Библиографическое описание
Колесникова, А. С. Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края / А. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72442/.


Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.

Ключевые слова: психологические представления, младшие школьники, инженерная профессия, техническое образование, техническое мышление, прорывные стратегии развития.

Согласно требованиям современных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, учителю необходимо достигать на уроке личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Кроме того, в последнее время возрастает необходимость воспитания на Дальнем Востоке молодого поколения, профессионально ориентированного на технические специальности.

Вследствие этого для учителя общеобразовательной школы актуализируется задача по развитию личностных качеств обучающихся, в частности их технического мышления и формирования положительных представлений об инженерной профессии.

Проведённый теоретический анализ научной литературы позволил выделить несколько противоречий:

 между наличием большого количества исследований психолого-педагогических условий развития технического мышления младшего школьника и преимущественной их направленностью на реализацию исключительно педагогических технологий, а не организацию учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте;

 между необходимостью организации учебной деятельности младших школьников и дефицитом практической разработанности учебных задач технической направленности, способствующих формированию положительных представлений об инженерной профессии и развитию технического мышления младших школьников.

Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.

Целью исследования являетсятеоретическое и эмпирическое обоснование влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.

Решением одной из задач исследования стала конкретизация научного представления о содержании понятия «техническое мышление младшего школьника». Под ним в своей работе мы понимаем мышление, направленное на формирование навыков решения технических задач и развиваемое в учебных заданиях, связанных с профессиональной деятельностью инженера. Также теоретический анализ позволил обосновать содержательные компоненты понятия технического мышления младшего школьника, а именно: творческое, конструктивное, исследовательское, экономическое мышление, то есть техническое мышление понятие интегрированное [2].

Доказательство возможности формирования представлений об инженерной профессии средствами обучения математике в младших классах было получено посредством психолого-педагогического исследования, проведенного на контингенте младших школьников (26 человек третьего класса).

Исходя из представлений А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина о том, что ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, мы построили серию двухслойных задач, содержание которых интегрирует предметную и профессиональную компоненты [3].

Предметная составляющая задач, разработанных нами, представляет собой математические понятия, которые должны быть освоены на уроках математики в начальных классах. Профессиональная составляющая этих задач демонстрирует младшим школьникам саму необходимость использования того или иного математического понятия при решении технических задач, встающих перед инженерами. Приведем пример учебной задачи технической направленности: «Какое наименьшее число квадратных плиток со стороной 2 дм?».

В течение психолого-педагогического исследования, которое проводилось в 2019, 2020 годах, на начало, середину и конец года в классе изучалось содержание представлений младших школьников об инженерной профессии через анализ психологических представлений совокупного субъекта учебной деятельности.

Используя для анализа методику «Незаконченные предложения» [1], мы взяли высказывания младших школьников об инженерной профессии, которые обрабатывались нами методом контент-анализа по методике Б. А. Еремеева — путём построение корреляционных плеяд. Из проведенного анализа видно, что в ходе исследования представления младших школьников об инженерной профессии в их сознании качественно меняются.

Если оценить содержание плеяды, построенной по результатам диагностики в самом начале исследования, то можно видеть, что ученики выделяют значимыми для себя личностные и профессиональные качества инженера. Они обнаруживают в своих представлениях связь инженерной профессии с такими словами как ответственность, изобретение, воображение, сложность, строительство (Рисунок 1).

Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов –357) (входной срез)

Рис. 1. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов –357) (входной срез)

Если обратиться к содержанию корреляционной плеяды, построенной в результате диагностики в середине исследования, то можно видеть качественное изменение образа профессии инженера в сознании младшего школьника: обучающийся из слова-интерпретатора переходит в естественную категорию, добавляются слова техника, логика и организатор. Наиболее важным моментом, который стоит отметить, что в плеяде в качестве слова-интерпретатора появляется «математика», чего не наблюдалось в начале учебного года (Рисунок 2).

Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 344) (промежуточный срез)

Рис. 2. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 344) (промежуточный срез)

Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 803) (итоговый срез)

Рис. 3. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 803) (итоговый срез)

Наиболее богатая и насыщенная плеяда получилась по результатам диагностики младших школьников в конце психолого-педагогического исследования. Здесь естественными категориями становятся уже такие основные слова как профессионал, специалист, промышленность, внимательный и математик. Качественным различием между «промежуточным» представлением и итоговым является переход категории математика из интерпретирующей в естественную, а также слово математика теперь становится словом «математик», что говорит о том, что ученики в своем сознании начинают не только отождествлять профессию инженера с необходимостью владения математическими знаниями, но возводят математику в субъектную характеристику этой профессии (Рисунок 3).

Резюмируя сказанное, считаю необходимым обратить внимание на то, что в нашем исследовании доказана возможность формирования представлений младших школьников об инженерной профессии в условиях учебной деятельности. Эмпирически обосновано, что учебные задачи как базовый структурный компонент учебной деятельности, разработанные учителем на конкретном предметном содержании и моделирующих образ инженерной профессии, являются значимым психологическим фактором формирования представлений младших школьников об инженерной профессии. Кроме того, доказано, что разработанные нами учебные задачи технической направленности, а главное — сами принципы их проектирования являются важным практическим вкладом в психологию и педагогику младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Абрамян М. К. Контент-анализ методики «Незаконченные предложения»: представление и обработка оценок нескольких экспертов / М. К. Абрамян, Т. В. Тулупьева // Труды СПИИРАН. — 2006. — Вып. 3. — C. 244–256.
  2. Зуев П. В. Развитие инженерного мышления в процессе обучения / П. В. Зуев, Е. С. Кощеева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 6. — С. 46–52.
  3. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин // Учебная деятельность. Введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. И. Рассказов. — Москва, 2004. — 304 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
психологические представления
младшие школьники
инженерная профессия
техническое образование
техническое мышление
прорывные стратегии развития

Молодой учёный