Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии с депрессивными состояниями

Психология
25.11.2025
6
Поделиться
Аннотация
Целью настоящей статьи является анализ взаимосвязи эмпатии и депрессивных состояний, с учетом современных теоретических и эмпирических данных.
Библиографическое описание
Красавина, Е. П. Теоретические аспекты взаимосвязи эмпатии с депрессивными состояниями / Е. П. Красавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130531.


Современное общество характеризуется усилением социальной фрагментации, ростом стрессовых факторов и увеличением распространенности депрессивных расстройств. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия является одним из ведущих факторов инвалидизации населения планеты [8]. В этом контексте особую актуальность приобретает изучение психологических механизмов, способствующих формированию депрессивных состояний, среди которых важное место занимает феномен эмпатии.

Эмпатия представляет собой сложный многокомпонентный психологический феномен, включающий способность понимать внутренний мир другого человека, сопереживать его эмоциональным состояниям и проявлять соответствующее поведение.

Исторически понятие эмпатии претерпело значительную эволюцию. Термин «эмпатия» был введен в психологическую науку Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой является интуитивное понимание ситуации другого человека [2]. В дальнейшем развитие концепции эмпатии происходило в рамках различных психологических школ и направлений.

Карл Роджерс, основатель гуманистического направления в психологии, рассматривал эмпатию как ключевой элемент терапевтического процесса, определяя ее как «способность войти во внутренний мир другого человека и понять его без оценочных суждений» [5]. В современной психологии сложилось несколько основных подходов к пониманию эмпатии:

  1. Когнитивный подход рассматривает эмпатию как способность к когнитивной перспективе, умению понимать ментальные состояния другого человека.
  2. Эмоциональный (аффективный) подход фокусируется на способности разделять и переживать эмоции другого человека.
  3. Социально-когнитивный подход объединяет когнитивные и аффективные аспекты, рассматривая эмпатию как комплексный процесс, включающий понимание, разделение переживаний и соответствующее поведение.

В отечественной психологии значительный вклад в разработку теории эмпатии внесли В. В. Бойко, И. М. Юсупов, Н. Н. Обозов. Н. Н. Обозов выделяет три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и действенную, что соответствует современным представлениям о многокомпонентной структуре этого феномена [4].

Депрессивные состояния рассматриваются в современной психологии как сложный психологический феномен, возникающий в результате взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Согласно биопсихосоциальной модели, депрессия является результатом сложного взаимодействия генетической предрасположенности, нейрохимических нарушений и воздействия окружающей среды [3].

Когнитивные теории депрессии, разработанные А. Беком, выделяют ключевую роль дисфункциональных мыслительных паттернов и негативного восприятия себя, мира и будущего (так называемая «когнитивная триада») [1]. Важным механизмом в развитии депрессии является феномен «выученной беспомощности», описанный М. Селигманом, а также руминация — склонность к навязчивому размышлению о негативных мыслях и переживаниях [6].

Депрессия характеризуется специфическими нейрофизиологическими изменениями, которые могут влиять на эмпатические процессы. Ученые раскрыли важнейший механизм, с помощью которого депрессия изменяет работу мозга, особенно его центра эмоциональной обработки — миндалины. Исследования показывают, что у людей с депрессией наблюдается снижение активности нейронов, реагирующих на позитивные стимулы, и одновременно усиление активности нейронов, обрабатывающих негативные сигналы.

На нейрохимическом уровне депрессия связана с дисбалансом нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, дофамина), что влияет на эмоциональную регуляцию и способность к эмпатическому отклику. В условиях хронического стресса, который часто сопровождает депрессивные состояния, уровень окситоцина (гормона привязанности) снижается, а уровень кортизола (гормона стресса) повышается. Это создает нейрохимическую среду, способствующую эмоциональному истощению, тревожности и раздражительности, которые являются ядром как выгорания, так и депрессии.

Исследования фМРТ показывают, что у людей с депрессией наблюдаются нарушения в работе нейронных сетей, ответственных за эмпатические процессы. Эти нарушения могут проявляться как в снижении способности к эмпатическому отклику, так и в его избыточности, что зависит от конкретных нейробиологических механизмов и клинической картины депрессии [11].

Генетические исследования показывают, что генетический вклад в уровень эмпатии оценивается примерно в 28–35 %, что указывает на ее значительную наследственную обусловленность. Например, ген переносчика серотонина (SERT) имеет варианты l-тип (более устойчивый к стрессу) и s-тип (более уязвимый). Носители s-варианта более восприимчивы к аффективным расстройствам, что объясняется их повышенной реактивностью миндалевидного тела, высоким уровнем кортизола и атрофией гиппокампа — структур мозга, ответственных за обработку эмotions и стресса.

Это означает, что человек с таким генетическим фоном изначально более уязвим к депрессии, и любой дополнительный стресс, включая тот, что связан с эмпатией, может спровоцировать ее развитие. Таким образом, генетическая предрасположенность может создавать биологическую основу для взаимосвязи высокой эмпатии и склонности к депрессивным состояниям [7].

Современные исследования демонстрируют двойственную роль эмпатии в контексте депрессивных состояний: с одной стороны, высокий уровень эмпатии может выступать как фактор риска развития депрессии, особенно в условиях хронического стресса; с другой стороны, нарушения эмпатических процессов могут быть следствием депрессивной симптоматики [9,10].

Литература:

1. Бек А. и др./ Когнитивная терапия депрессии /. — СПб.: 2003. — Питер. — 304 с

2. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147–158.

3. Еричев А. Н., Коцюбинский А. П., Кузнецова С. Л. Депрессия как биопсихосоциальная проблема. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2021;121(5 вып. 2):7–11

4. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев. Лыбидь, 1990. — 191 с.

5. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework//Koch S. (ed.). Psychology: A study of a science. V. 3. N. Y., 1959.

6. Seligman M. E. P. Helplessness: On depression, development, and death. — San Fracisco: Freeman, 1975.

7. Zahn-Waxler C., Radke-Yarrow M. The origins of empathic concern // Motivation and Emotion, 1990. 14. № 4. P. 107–130.

8. URL: https://www.who.int/ru/news/item/02–09–2025-over-a-billion-people-living-with-mental-health-conditions-services-require-urgent-scale-up (дата обращения: 23.11.2025).

9. Эмпатия и депрессия: моральная система на пределе возможностей / Линн Э. О'Коннор, Джек У. Берри, Томас Льюис, Кэтлин Малхерин, Патрис С. Кризостомо. — Текст : электронный // Cambridge Core Дом академического контента : [сайт]. — URL: https://www.cambridge.org/core/books/abs/empathy-in-mental-illness/empathy-and-depression-the-moral-system-on-overdrive/E327AF1486C30C32A514BAFF9BB844ED (дата обращения: 25.11.2025).

10. Anne Guhn, Lydia Merkel, Laura Hübner, Isabel Dziobek, Philipp Sterzer, Stephan Köhler — Understanding versus feeling the emotions of others: How persistent and recurrent depression affect empathy. — Текст : электронный // NIH NLM : [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32805521/ (дата обращения: 23.11.2025).

11. URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e96a5ba6–6900–461d-8c16–432fda42d995&print=1 (дата обращения: 23.11.2025).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 388-389):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 388-389стр. 433

Молодой учёный