Роль эмпатии в науке и обществе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 1328 раз

Библиографическое описание:

Колтаков, Г. С. Роль эмпатии в науке и обществе / Г. С. Колтаков. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9888/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: эмпатия, сопереживание, вчувствование, сочувствие, свойства личности

Задолго до того, как в психологической науке возник термин «эмпатия» (от греч. empatheia — сопереживание), такие понятия, как сопереживание и сочувствие уже являлись общеупотребительными и априори служили мерилом морально-нравственного облика личности, а также, признаком психической нормы для специалистов в области психологии. Многочисленные описания этого чувства встречаются еще в старинных летописях, произведениях классического и современного искусства, эпоса, фольклора. Так, главный герой в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» являет собой образ человека с гипертрофированной способностью к эмпатии. Один из примеров героя с полным отсутствием этого свойства — это главный герой произведения В. Ерофеева «Жизнь с идиотом». И в том, и в другом случае мы имеем дело с симптомами психических отклонений, однако художественные образы, описанные авторами наглядно иллюстрируют значимость эмпатии в жизни любого общества.

Ранее считалось, что способность к сопереживанию этологически отличает высших приматов, как вид, от большинства других живых существ и лишь некоторые виды имеют зачаточные формы эмпатии. Чувства эмпатии преподносилось, как прерогатива разумных существ. Однако, ученые из канадского Университета Макгилла, опытным путем на примере мышей доказали, что не только приматы, но и другие виды животных способны к проявления этого чувства. В последствии было выявлено, что в популяции слонов, также наблюдаются схожие проявления.

Способность к эмпатии не обязательно должна быть связана с ощущением боли. Как показали исследования ученых под руководством Н.Данцигера, у пациентов с генетическим заболеванием врожденной нечувствительностью к боли, при отсутствии болевого опыта, все же проявлялась способность к эмпатии при демонстрации материалов, описывавших физические страдания людей. Испытуемые мимически и моторно отражали переживания боли. Подтверждалось это активацией центров боли в головном мозге при магнитно-резонансном томографическом исследовании. На сегодняшний день, многие психологи, биологи и генетики склонны считать, что способность к эмпатии обусловлена генетически, поскольку она является наиболее удобным способом анализа чувств и поступков других.

Способность к сопереживанию не могла не привлечь психологов, как с точки зрения его феноменологической сущности, так и в дальнейшем с точки зрения тонкостей его применения в прикладном, профессиональном отношении.

Если обратиться к истокам возникновения самого понятия эмпатии в психологии, необходимо отметить огромный вклад таких именитых ученых, как Э. Титчнер, Т. Липпс, Дильтей, З. Фрейд, В. М. Лейбин, К. Роджерс, Ч. Райкрофт и многих других психологов.

Введения в психологию такого понятия, как эмпатия, имело не только принципиально важный смысл, но и являлось своего рода необходимостью.

Из очевидных причин, по которым данный термин был необходим можно выделить следующие: во-первых, возникла необходимость развести понятия сопереживания в «житейском» понимании и сопереживания в профессиональном понимании. Во-вторых, возникла необходимость сформулировать критерии эмоциональной вовлеченности специалиста во время психологического консультирования, психокоррекционной или психотерапевтической работы, во избежание ряда негативных последствий, как для клиента/пациента, так и для специалиста. Такое формулирование предоставляло возможность заглянуть в саму структуру этого переживания, выделить ее компоненты, что, в свою очередь, являлось определяющим в формировании адекватного психологического раппорта для специалиста в области психологии. Дифференциация общечеловеческого чувства сопереживания и профессионального, открыла новые возможности в понимании процессов более эффективного профессионального взаимодействия психологов/психотерапевтов и клиентов/пациентов. На основе выделившихся компонентов эмпатии, появилась возможность выстраивать те модели лечебного взаимодействия, при которых минимизировались риски возникновения таких негативных последствий для специалиста, как например так называемое «профессиональное выгорание». И, наконец, в-третьих, оптимизация профессиональных возможностей для специалиста, значила, как качественные изменения в работе, так и шанс увеличить объем выполняемых работ в количественном отношении.

На сегодняшний день существует ряд научных определений понятия свойства эмпатии. Приведем некоторые из них.

Термин эмпатия впервые был введен Э. Титченером. Согласно классификации, предложенной автором, эмпатию принято разделять на: эмоциональную, когнитивную и предикативную. Эмоциональная эмпатия вызывается подражательными и аффективными механизмами в отношении других людей. Когнитивная эмпатия — эмпатия основанная на интеллектуальных механизмах сравнения. Предикативная проявляется в виде способности предугадывать возможные аффективные реакции.

Одним из первых концепция эмпатии была предложена немецким психологом Т. Липпсом, который рассматривал ее, как некий психический акт, в процессе которого человек проецирует собственное эмоциональное состояние на предметы, испытывая при этом эстетические переживания различной направленности. Так, эффект зрительных иллюзий рассматривается в концепции автора, как привнесенное субъективное восприятие и наполнение им предмета.

В. Дильтей вкладывал несколько иной смысл в суть эмпатии. Автор считал эмпатию ключевым фактором в понимании окружающей человека действительности. Он понимал эмпатию, как способность человека к проникновению в состояние других людей и воссоздание их переживаний посредством собственных ощущений.

Значительное положение эмпатия занимает и в психоаналитической школе. Так, З. Фрейд описывал его, как попытку понять чувства пациента и сравнить их с собственными. При этом происходит отождествления себя с пациентом, однако дистанциированно на столько, чтобы избежать предвзятости в суждениях и интерпретациях.

Понятие эмпатии в отечественной психологической науке появилось благодаря К. Роджерсу. Автор отводил этому чувству одну из важнейших ролей. Эмпатия в гуманистической психологической концепции Роджерса является одним из основных приемов полноценного психотерапевтического взаимодействия. Полное принятие клиента, как бы проживание его жизни, всех его переживаний, без оценочных суждений, по мнению автора, — есть необходимые условия успешной психотерапии.

На сегодняшний день проводятся многочисленные научные исследования, с целью выявления связей эмпатии с высшими психическими функциями человека: эмоциональным и социальным интеллектом, мышлением, памятью и вниманием. Изучаются особенности проявления эмпатии в различных социальных группах и сообществах, таких как например, студенты, школьники, представители различных профессий. Определяются различные социальные явления и процессы, в которых проявление эмпатия играет значительную роль. Так, например научный интерес вызывают исследования эмпатии, в ее связи с процессами социализации, адаптации или толерантности личности.

В настоящее время существует достаточно много классификаций и определений эмпатии, объединяет же все эти концепции тот факт, что понятие эмпатии гораздо более сложное, нежели понятие сопереживания.

Оно определенно имеет широкую структуру и вероятно связанно со многими свойствами личности, явлениями и процессами в обществе. Эмпатия представляет большой научный интерес еще и за счет возможности междисциплинарных исследований.

В работе психолога способность к эмпатии играет одну из ключевых ролей. В этой связи, наиболее актуальными для науки, на наш взгляд, являются эмпирические исследования, с целью изучения отдельных свойств в структуре чувства эмпатии, на примере специалистов, практикующих в области психологии и психотерапии и представителей других профессий. Цель подобных исследований может заключаться в выявлении специфических переменных эмпатии и их связей или взаимосвязей для представителей тех или иных профессий.

Таким образом, проведенный обзор литературы на заданную тематику, указывает на то, что, не взирая на многочисленные исследования, чувства эмпатии еще недостаточно изучено. Данные обстоятельства предоставляют возможность поиска новых междисциплинарных подходов к его изучению и понимаю.

Литература:

  1. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией Игишева, 2008
  2. Кондаков И. М.. Психологический словарь, 2000
  3. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу, 1990
  4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному, 1997
  5. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. (Тест-опросник на эмпатию Бойко)
  6. Источник: http://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, 1994
Основные термины (генерируются автоматически): эмпатия, область психологии, сопереживание, научный интерес, свойство личности, специалист, способность, чувство эмпатии.

Ключевые слова

свойства личности, эмпатия, сопереживание, сочувствие, вчувствование

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Семья как важнейший институт социализации личности

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Похожие статьи

Общение как важнейшее условие развития личности в социуме

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Коммуникативные качества личности и их роль в общении и обучении

Необходимость эмпатии в работе психолога

В статье рассмотрена сущность общения и способность к эмпатии, ее структура. Роль эмпатии и эмоционального отклика психолога-консультанта как необходимые компоненты эффективной работы психолога.

Сущность понятия «гуманные отношения» в психолого-педагогических исследованиях

В статье рассматриваются подходы к рассмотрению понятия «гуманные отношения».

Семья как важнейший институт социализации личности

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.