Образование — одна из фундаментальных и важных сфер человеческой деятельности, которая оказывает глубокое и многогранное влияние как на отдельную личность, так и на общество и государство в целом.
Законодательство РФ определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Совершенствовать и развивать образовательную систему государства призван процесс управления образованием. Управление образованием представляет собой «исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования» [4, с. 247]. Управление системой образования осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Рассматривая процесс управления образованием, необходимо учитывать руководящие начала, которые определяют стратегию, тактику и содержание управленческого воздействия в этой сфере. Такими началами являются принципы управления образованием.
Понимание принципов управления образованием важно для того, чтобы регулирование управленческими процессами осуществлялось осмысленно и целенаправленно, а не спонтанно и хаотично, ведь управление определяет, каким должно быть образование, какие результаты оно должно приносить, и служит ориентиром для всех элементов системы образования, направляя их развитие.
Принципы управления системой образования сформулированы в пункте 1 статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования…» [1].
Рассмотрим принцип «информационной открытости» более подробно, а также проанализируем механизмы реализации принципа открытости в управлении сферой образования и сформулируем рекомендации по их усовершенствованию.
Информационная открытость является естественным следствием процессов информационной глобализации и стремительного охвата всех сфер жизни человека информационно-коммуникационными технологиями. Это делает информационную открытость как неотъемлемой и неизбежной характеристикой современной жизни, так и естественной потребностью общества.
Учитывая тот факт, что запрос общества на информацию постоянно растает, обеспечение свободного доступа к информации, имеющей общественное значение, информационная открытость органов власти и организаций социальной сферы составляют важнейшие признаки правового государства.
Информационная открытость является фундаментальным условием для повышения эффективности работы механизмов управления образованием, так как прозрачность образовательных институтов жизненно важна как для развития справедливой конкуренции в этой сфере, так и для поиска новых форм осуществления управления образованием и повышению тем самым его эффективности.
Термин «информационная открытость» в политическом словаре определен как организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности.
Мерцалова Т. А. дает понятию «информационная открытость образования» следующее определение: это «обеспечение двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в информации о деятельности образовательной системы и позволяющего образовательной организации и/или органу управления образованием получать обратную связь» [5, с. 44].
Информационная открытость образовательных организаций и органов управления образованием тесно связаны и взаимно усиливают друг друга. Анализ открытых данных позволяет быстро выявлять слабые места, тенденции, требующие коррекции, и потенциальные риски, оценивать эффективность внедряемых образовательных программ, методик, управленческих решений.
В то же время информационная открытость является инструментом прозрачности деятельности органов управления образованием и образовательных организаций. Когда информация о деятельности образовательных организаций (и органов управления ими) доступна широкой общественности (родителям, ученикам, педагогам, экспертам), это повышает уровень подотчетности и ответственности за результаты деятельности.
Информационная открытость выступает и фактором улучшения качества образования, давая возможность обмену лучшими образовательными практиками, стимулированию конкуренции и повышению вовлеченности родительской общественности в управлении образованием. Открытые данные о работе успешных школ (например, как школы со «Знаком качества» — проект, внедренный Рособрнадзором в 2025 году) позволяют другим учреждениям изучать их опыт, перенимать эффективные методики и практики. Управление образованием может способствовать этому, организуя платформы для обмена опытом.
Рассмотрим ключевые механизмы, посредством которых осуществляется реализация информационной открытости в сфере управления образованием применительно к школьному образованию, так как на этом уровне охват участников образовательных отношений наиболее широк: по данным Росстата в 2024 году в России обучалось более 18 млн школьников [8].
Отметим, что за последние 10 лет информационная открытость в сфере образования значительно возросла. Стало больше информации, больше интерактивных сервисов и возможностей для коммуникации.
Регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности органов власти Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому государственные органы и организации обязаны обеспечить свободный доступ граждан к официальной информации, также соблюдать порядок публикации документов и сроки рассмотрения запросов [2].
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности образовательных организаций, обеспечивая прозрачность и открытость образовательной системы [1].
Процессы информатизации, распространение информационно-коммуникационных технологий привели к тому, что ключевым каналом информации о системе образования становится сеть «Internet».
Для реализации принципа открытости активно используются цифровые платформы. Внедрение онлайн-сервисов в образовании играет важную роль в повышении прозрачности и объективности учебного процесса. В первую очередь — это стандартизация критериев оценки. Автоматизированная проверка тестовой части экзаменационных работ ЕГЭ и ОГЭ работает на алгоритмах, которые позволяют минимизировать влияние личностных человеческих факторов и субъективного оценивания.
При помощи онлайн-сервисов (электронный журнал, дневник.ру) обучающиеся и родители имеют постоянный доступ к оценкам, данным о посещаемости занятий и прогрессу обучения. Использование инструментов, предоставляемых онлайн-сервисами, ведёт к большей вовлеченности родителей в учебный процесс и лучшему пониманию происходящего.
Интернет-сервисы также предоставляют открытый доступ к учебно-методическим ресурсам: материалам, библиотекам и базам данных. Благодаря цифровым образовательным платформам, каждый ученик имеет одинаковые возможности воспользоваться ресурсами, независимо от своего материального положения или региона проживания. Российская электронная библиотека, ГИС «Моя школа» решают проблему доступности информации для школьников даже в самых отдаленных уголках страны.
Механизмы обратной связи и общественного контроля реализуются и через приём обращений граждан, проведение социологических исследований и формирование советов по развитию образования. Государственные органы и образовательные учреждения обязаны учитывать мнение населения и отвечать на поступающие обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3].
Участники образовательных отношений имеют возможность реализовать свое право на обратную связь через доступные каналы: сервис «Электронная приемная» на правительственных порталах всех регионов РФ, Портал обратной связи (ПОС) на Госуслугах, официальную электронную почту, а также официальные аккаунты органов исполнительной власти и образовательных организаций в социальных сетях.
Отметим, что ключевым каналом коммуникации в Интернете стали социальные сети, как самый доступный и многофункциональный инструмент. По данным DataReportal, в январе 2025 года в России было зарегистрировано 106 миллионов активных пользователей социальных сетей, что составляет 73,4 % от общей численности населения страны [9]. Отчеты органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней показывают, что официальные страницы государственных учреждений в социальных сетях являются для россиян наиболее предпочтительным каналом для оперативного решения вопросов, опережая другие способы взаимодействия.
Большой пласт информации размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти в сфере образования, образовательных организаций.
Проведенное исследование сайтов органов исполнительной власти в сфере образования и образовательных организаций показало, что они имеют достаточно качественные информационные ресурсы и предоставляют участникам образовательных отношений широкий круг сведений о различных аспектах своей деятельности. Наиболее доступной для пользователей является информация о существующей нормативно-правовой базе системы образования, о проводимых мероприятиях (новостной контент), а также контактная информация.
При этом довольно большой перечень важной информации для пользователей остается пока недоступным. В частности, отсутствует детализированная информация, необходимая для сравнительного анализа уровня качества образования как применительно к отдельным школам, так и регионам, что препятствует развитию справедливой конкуренции в этой сфере. Отсутствует развернутое описание существенных показателей качества образования, которые также могут быть учтены для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся: статистические данные об успеваемости, о результатах государственной итоговой аттестации, данные о результатах проводимых мониторингов качества образования. Отсутствие данной информации препятствует формированию полной и объективной картины о деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.
Также на сайтах не реализована возможность оставить отзыв о работе организации, работе учителей, отзыв о проводимых мероприятиях. Это касается и открытости обратной связи по результатам проводимых мониторингов и проверок, рейтингов по показателям, что свидетельствует о необходимости усовершенствования инструментов обратной связи.
Отметим, что основным регулятором информационных отношений, создателем поводов к производству и распространению информации в сфере образования является государство. Именно государство обеспечивает правовую сторону открытости и доступности информации о системе образования органов государственной власти и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Ситуацию с информационной открытостью в российском образовании Мерцалова Т.А, определяет, как «экстенсивную», то есть направленную не вглубь, а вширь, при которой развитие информационной открытости осуществляется в основном под воздействием нормативного регулирования со стороны государства. «При этом анализ результативности этого развития даже в рамках задач, поставленных государством, дает основания судить о его недостаточной эффективности» [5, с. 68].
Следствием государственной политики в сфере обеспечения информационной открытости стало то, что ведущим мотивом развития собственных сайтов образовательных организаций и органов управления образованием в России во многом определяют не интересы и запросы пользователей, а нормативные требования, заданные на государственном уровне.
При этом информационную открытость образования невозможно рассматривать только с позиции тех, кто предоставляет информацию, без учета второй стороны — пользователей информации и заинтересованных лиц. Ведь одним из показателей качества управления является степень удовлетворенности населения существующим положением вещей.
Будет уместно привести результаты исследования холдинга «Ромир», проведенного в августе 2025 года, где более половины опрошенных родителей, а именно 58 %, заявили, что качество школьного образования сейчас хуже, чем то, которое было у них [7]. По итогу исследования, проведенного Цифровой образовательной платформой «Дневник.ру», оказалось, что свыше 50 % школьников пользуются услугами репетиторов [6], что также поднимает вопросы относительно качества школьного образования в России, которые необходимо решить органам управления образованием в обозримом будущем.
В этой ситуации совершенствование информационной открытости может стать тем инструментом, который создаст новые механизмы для улучшения качества образования, опираясь на потребности и запросы участников образовательных отношений.
Совершенствование механизмов реализации информационной открытости в этом направлении должно быть связано с перспективами внедрения новых подходов к формированию информационного контента, который ориентировался бы на запросы всех участников образовательных отношений, и включал данные:
— об академической успеваемости (средний балл по предметам, процент учащихся, достигших определенного уровня в соответствие ФГОС, динамика успеваемости за несколько лет);
— о результатах ГИА и ЕГЭ (средний балл по предметам, процент выпускников, получивших высокие баллы (например, 80+), процент поступления в вузы);
— о качестве преподавания (сведения о квалификации педагогического состава, рабочие программы педагогов, результаты аттестации педагогов, данные о повышениях квалификации);
— о результатах участия в олимпиадах и конкурсах (статистика по уровням (школьный, муниципальный, региональный, федеральный, международный);
— об удовлетворенности участников образовательного процесса (результаты социологических опросов (родителей, учащихся, педагогов).
Необходимо развивать аналитические инструменты для сравнения образовательных организаций. Создавать на сайтах органов управления образованием функционал, позволяющий пользователям формировать собственные рейтинги образовательных организаций по выбранным критериям (например, по результатам ЕГЭ по математике, по количеству победителей олимпиад, по уровню квалификации педагогов).
Также требуется усовершенствование механизмов получения обратной связи:
— размещать на сайтах образовательных организаций и органов управления образованием формы для сбора отзывов от родителей, учащихся и других заинтересованных сторон о качестве образовательного процесса, организации мероприятий, работе педагогов и администрации.
— регламентировать четкий порядок рассмотрения отзывов, предоставления ответов и принятия управленческих решений по результатам обратной связи.
— предоставлять возможность оставлять отзывы как анонимно, так и с указанием контактных данных, с возможной верификацией пользователя (например, через ЕСИА).
Что касается информационного сопровождения индивидуальных образовательных траекторий, здесь возможно добавление в электронные дневники функционала, позволяющего:
— предоставлять рекомендации для построения индивидуальной траектории на основе выявленных сильных и слабых сторон;
— публиковать результаты процедур по оценке качества образования, включая результаты диагностик, проводимых на уровне образовательных организаций, а также агрегированных данных по ГИА и ЕГЭ с возможностью выбора образовательной организации для сравнения.
Также можно рассмотреть создание единой цифровой платформы для управления информационной открытостью, которая бы объединяла информацию из электронных дневников, официальных сайтов образовательных организаций, органов управления и включала инструменты для сравнительного анализа и формирования отчетов.
Внедрение предложенных мер позволит значительно повысить качество информационной открытости в сфере образования, что станет действенным инструментом и для повышения качества образования.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
4. Байнова, М. С. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / М. С. Байнова, Н. В. Медведева, Ю. С. Рязанцева. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 459 с.
5. Мерцалова, Т.А., Информационная открытость системы образования: вопросы эффективной государственной политики / Т. А. Мерцалова // Вопросы образования: ежеквартальный научно-образовательный журнал / ред. Я. И. Кузьминов. — 2015. — № 2. — С. 40–75.
6. Больше половины российских школьников пользуются услугами репетиторов — исследование. URL: https://d-russia.ru/bolshe-poloviny-rossijskih-shkolnikov-polzujutsja-uslugami-repetitorov-issledovanie.html
7. Более половины родителей полагают, что школьное образование сейчас гораздо хуже — исследование. URL: https://romir.ru/feed/58-roditelei-uvereny-chto-obrazovanie-v-shkolakh-stalo-khuzhe
8. Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic
9. DataReportal. «Статистика интернета и социальных сетей России на 2025 год: главные тренды и цифры». URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socialnyh-setej-rossii-na-2025-god-glavnye-trendy-i-cifry/?utm_referrer=https %3a %2f %2fwww.google.com %2f

