Доступ к информации — одно из основных прав граждан в демократическом обществе. В современном мире доступ к информации органов публичной власти приобретает все большее значение, поскольку граждане должны быть информированы о деятельности и решениях государства. В данной статье анализируется право граждан на доступ к информации органов государственной власти, рассматриваются существующие проблемы в этой области и анализируются перспективы его развития.
Ключевые слова : информация, публичная власть, Российская Федерация, гражданин.
Access to information is one of the fundamental rights of citizens in a democratic society. In the modern world, access to information from public authorities is becoming increasingly important, since citizens must be informed about the activities and decisions of the state. This article analyzes the right of citizens to access information from public authorities, examines existing problems in this area and analyzes the prospects for its development.
Keywords: information, public authority, Russian Federation, citizen.
В современных демократических государствах реализация прав граждан на доступ к информации стала основополагающей и часто нарушаемой в современных условиях. Предоставление органами публичной власти информации о правах и обязанностях граждан является важным фактором предотвращения преступных и противоправных действий. Оно позволяет гражданам быть в курсе происходящих событий, принимаемых решений и деятельности органов публичной власти. Однако, несмотря на значимость этого права, существуют определенные проблемы его реализации.
Одной из главных проблем является недостаточная прозрачность и открытость органов публичной власти. Информация о деятельности государства часто не предоставляется гражданам, что ограничивает их возможности контролировать действия властей. Кроме того, отсутствие единых правил и стандартов доступа к информации также создает проблемы для граждан.
Еще один важный аспект — ограничение доступа к конфиденциальной информации. Хотя конфиденциальные данные должны быть защищены, право граждан на получение информации о действиях государственных органов не должно быть ущемлено. Баланс между конфиденциальностью и доступностью информации остается сложной задачей.
Конституция Российской Федерации устанавливает: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1].
Большинство ученых справедливо полагает, что закрепленное в Конституции Российской Федерации и указанное выше право не относится к конституционному праву на информацию, а по своей сути является свободой информации. С этой точки зрения речь может идти лишь о развитии классической конституционной свободы, свободы слова в условиях новых стандартов организации и функционирования публичной власти. Так, С. Н. Шевердяев считает, что право на информацию, предусмотренное ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, — это лишь развитие свободы слова, самостоятельного субъективного права в данном случае не образуется; эта норма Основного закона страны выполняет лишь служебную функцию [2].
Согласно второму (современному) подходу право на информацию — самостоятельное конституционное право. Данный подход поддерживает Ю. И. Гришаева, полагающая, что формулировка ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации позволяет реализовать свое субъективное право на информацию в виде свободного и публичного доступа к информации, что требует и информационной открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти [3].
Таким образом, можно говорить о том, что перечень видов информации, которую заявитель имеет право требовать (в рамках «общего» права на доступ к информации) является открытым. Если широко рассматривать данное определение, можно предположить, что можно получить доступ к любой информации, которой располагает соответствующий орган. Тем не менее, понятие содержит некую неопределенность.
Интересно мнение Ю. И. Глебовой. Автор отметил, что право на доступ к информации о деятельности органов власти должно основываться на несколько иных началах: 1) формирование комплексной взаимоувязанной системы государственных и муниципальных информационных ресурсов является факультативной основой для реализации доступа граждан к информации; 2) идея реализации права на доступ к информации состоит в обеспечении организационной, но четко работающей возможности общения гражданина с органами власти по предмету конкретного интереса гражданина [4].
В то же время, явным пробелом оставалось отсутствие федерального законодательного акта, регламентирующего конституционное право на доступ к информации. Отсутствие отдельного закона о праве на доступ к информации невыгодно выделяло Россию среди других демократических стран по показателям в области прав человека [5].
В начале 2009 года впервые в истории России был принят Государственной Думой и подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [6].
Принятый закон стал одним из самых революционных законодательных актов своего времени. Ведь до сих пор оставалось нерешенным вопрос о том, имеют ли граждане Российской Федерации в теории и на практике право на доступ к такой публичной информации, которая не затрагивает непосредственно их права и свободы, но так или иначе касается всех сфер жизни человека. Например, информация о расходовании бюджетных средств и вся статистическая отчетность государственных органов и органов местного самоуправления являются социально значимой информацией, хотя и не затрагивают непосредственно права и свободы граждан.
Закон «О доступе к государственной информации» вносит определенность в этот вопрос, предоставляя гражданам Российской Федерации право на доступ к информации, находящейся в распоряжении органов исполнительной, законодательной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Это право распространяется как на информацию, которой располагают органы власти при непосредственном осуществлении своих полномочий, так и на информацию, полученную из различных внешних источников.
Учитывая все вышеизложенное, стоит сделать вывод о том, что возможность получения информации о деятельности органов публичной власти является важнейшим этапом процесса построения демократического общества и осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на информацию. В данной области реализуются различные государственные программы, направленные на информатизацию общества, разрабатываются и издаются законодательные акты и иные документы, нацеленные на обеспечение прав и свобод граждан, совершенствуются и создаются различные источники распространения информации, обеспечивающие реализацию потребностей общества, органы публичной власти направлены на обеспечение прозрачности своей деятельности.
Однако реализация доступа к информации о деятельности органов публичной власти сталкивается с некоторыми проблемами нормативной неопределенности. Так, возникает проблема, связанная с процедурой предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу в электронной форме. Можно отметить, что в настоящее время, на федеральном уровне, кроме официального портала правовой информации www.pravo.gov.ru, отсутствует официальный сайт, который в полном объеме обеспечил бы доступ граждан к действующему законодательству, в том числе к подзаконным нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, а также к проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти [7].
В том числе, не детализирован механизм предоставления информации на муниципальном уровне. Муниципальные правовые акты и информация об органах местного самоуправления публикуется либо в местных изданиях, либо на сайте соответствующего органа. Но не все местные органы обеспечены выходом в сеть «Интернет», а также возможностью организовывать свои печатные издания.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек. (№ 237); 2022. 6 окт. (№ 226).
- Шевердяев, С. Н. Право на доступ к информации в России. Проблемы теории и законодательства. — URL: http://old.svobodainfo.org/ru/node/195 (дата обращения: 23.01.2024)
- Гришаева, Ю. И. Право граждан на информацию об организации и деятельности местного самоуправления в России: дис.... канд. юрид. наук / Ю. И. Гришаева. — Оренбург — 2007. — С.- 208
- Глебова, Ю. И. Обеспечение конституционного права граждан на информацию о деятельности органов публичной власти посредством электронного Правительства / Ю. И. Глебова //Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 8. — С. 26–30.
- Показатели в области прав человека: Руководство по измерению и осуществлению // Управление Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций (УВКПЧ) https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/Publications/Human_rights_indicators_ru.pdf
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изм. и доп. от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; 2022. № 29. Ст. 5237.
- Лолаева А. С. Право граждан на управление делами государства в условиях цифровой реальности // Реализация конституционных принципов в современном законодательстве России: сборник Всероссийской научно-практической конференции, 24 апреля 2021 г. Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2021. С. 37–41.