В соответствии с Конституцией РФ граждане наделены правом на участие в управлении делами государства. Закрепление данного права за гражданами является необходимой предпосылкой на пути формирования правового демократического государства. Рассматриваемое право приобретает свою особую актуальность в условиях глобализации. Соотношение международного опыта и подхода отечественного законодателя к урегулированию возникающих правоотношений в части реализации права граждан на участие в управлении делами государства позволяет выявить новые формы участия граждан в данной сфере, определить возникающие трудности.
Ключевые слова : государство, государственный институт, управление делами государства, граждане, нормотворчество.
Деятельность органов государственной власти напрямую касается прав и свобод граждан и поэтому население должно принимать активное участие в управлении делами государства. Благодаря участию граждан Российской Федерации в управлении делами государства — государственная власть становится открытой и прозрачной.
Участие граждан в управлении делами государства приводит к увеличению информированности населения, что в свою очередь влечет большую осведомленность о политических лидерах и государственных служащих, является своеобразным барьером против коррупции и растрат государственных средств.
Принимая участие в нормотворческой, управленческой и судебной деятельности граждане обеспечивают условия для поддержания конституционного строя российского государства, выражают собственное мнение относительно возникающих спорных вопросов в различных сферах жизнедеятельности.
В условиях построения гражданского общества, правового демократического государства вопросы участия граждан в управлении делами государства являются важными. Сказанное свидетельствует об актуальности темы настоящего исследования.
Право граждан на управление делами государства находит свое закрепление в ч. 1 ст. ст. 32 Конституции Российской Федерации [1]. Реализацию указанного правомочия законодатель связывает с непосредственным совершением лицом конкретных действий либо их осуществление через представителей. На основе сказанного могут быть выделены две формы участия граждан в управлении делами государства — опосредованное и непосредственное.
Избирательное право проявляется в двух формах: активной и пассивной. Различие между данными формами проводится по способу реализации, проявления. Так, активная форма требует от лица осуществления активных действий, направленных на выражение собственного волеизъявления относительно конкретной личности, избираемой либо назначаемой на соответствующую государственную должность.
В свою очередь, пассивная форма не требует от лица выражения его собственного волеизъявления. В этом случае осуществляется избрание, назначение данного лица на должность со стороны других лиц — избирателей.
Возможность реализации рассматриваемых правомочий — есть высшая ценность, принадлежащая каждому человеку. Не исключением признается и муниципальная сфера, где данные правомочия также могут находить свое проявление.
Примечательно, что в отдельных государствах местное самоуправление не признается прерогативой граждан, а потому устанавливаются запреты, ограничения на выражение гражданами собственного волеизъявления относительно избираемых и назначаемых на должности муниципальных служащих. Данный подход не был воспринят современным законодателем в связи с его несоответствием демократическим началам.
Свое широкое распространение на практике получает такая форма реализации рассматриваемого права, как участие лица в выборах, референдумах [3]. Выборы и референдум — демократические институты, признаваемые важными элементами в рамках реализации народом своей власти. Именно поэтому современный законодатель уделяет особое внимание данному принципу при построении российского государства.
В настоящее время граждане могут выражать волеизъявление относительно избрания следующих государственных органов, должностных лиц:
- Президент РФ;
- депутаты Государственной Думы;
- члены Совета Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта РФ;
- депутаты законодательных органов субъектов РФ;
- депутаты органов местного самоуправления.
При этом предполагается, что отдаваемый избирателем голос за конкретную кандидатуру позволяет наделить избранное должностное лицо правомочиями на представление интересов граждан.
В отличие от избирательного права, имеющего активный и пассивный элемент, референдум представлен исключительно активным характером. В процессе проведения референдума население, участвующее в его проведении, выражающее свое волеизъявление, выражает свою действительную волю — прямая демократия, что существенно позволяет отличить референдум от процедуры принятия решения по отдельным вопросам представительными органами государственной власти (избранными населением депутатами, органами местного самоуправления и т. п.).
Следовательно, проведение референдума позволяет установить действительную волю населения, не связанную с какими-либо внешними объективными и субъективными обстоятельствами. В этом случае население получает возможность принять участие в решении тех вопросов, которые могут оказать существенное влияние на последующее развитие общественных отношений, отразятся на их жизни.
Наряду с рассматриваемой формой граждане могут реализовать предоставленное им правомочие и посредством поступления на государственную службу.
В соответствии с положениями современного законодательства возможность для замещения вакантных должностей предоставляется как действующим сотрудникам, так и лицам, не состоящим на государственных должностях. Обозначенный подход используется законодателем в целях обеспечения равного доступа граждан к государственной службе, а также реализации предоставленного им права на участие в управлении делами государства [4].
С учетом сказанного содержание рассматриваемого права, признаваемого за каждым гражданином РФ, выражается в следующих составляющих:
— право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— право участвовать в референдуме;
— право на равный доступ к государственной службе;
— право участвовать в отправлении правосудия [4].
Представляется, что указанный перечень не может быть признан исчерпывающим. Наряду с обозначенными правомочиями в него должны также включаться права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления. Реализация указанного права косвенно позволяет граждан управлять делами государства, понуждая должностных лиц к принятию соответствующих мер на поступившие жалобы, заявления, предложения.
Рассматриваемое право позволяет, с одной стороны, гражданам выразить собственную позицию относительно спорного вопроса, обеспечить защиту своих прав, интересов, а с другой — установить взаимодействие с должностными лицами, инициировать процесс реализации, решения возложенных на соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления задачи в пределах предоставленных им полномочий [5].
По результатам поступивших обращений граждан должностными лицами должно быть принято в установленные сроки решение, на основании которого обеспечивается восстановление нарушенных прав, выносится представление, предписание для устранения выявленных нарушений, оказывается превентивное воздействие на лиц, допустивших нарушения положений закона, прав и интересов других лиц. Соответственно, при реализации рассматриваемого правомочия граждане косвенно влияют на те решения, которые принимаются и исполняются органами государственной власти, органами местного самоуправления в конкретной сфере жизнедеятельности.
Право на участие в управлении делами государства может быть реализовано, как отмечено ранее, гражданами лично либо через представителей. Вторая форма использования рассматриваемого правомочия находит свое проявление при избрании и наделении представителей (должностных лиц органов, относимых к различным ветвям власти) определенным объемом правомочий на представление интересов населения в пределах предоставленных соответствующим государственным органам полномочий.
Граждане принимают участие в управлении делами государства и при отправлении правосудия по различным категориям дел. В этом случае свои правомочия граждане реализуют в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Кроме того, данное право может быть реализовано и посредством поступления гражданина на государственную службу для замещения должности судьи [2].
В рамках указанных форм деятельности граждане выражают собственное волеизъявление относительно разрешаемых вопросов — о виновности лица в совершенном преступлении, справедливости назначенного наказания (в уголовном судопроизводстве), о нарушении условий контракта, о необходимости возложения на правонарушителя штрафных санкций и т. п. (в арбитражном процессе). В этом случае присяжные заседатели наделяются правовым статусом, приравненным к статусу профессиональных судей [7].
Суд с участием присяжных заседателей является одним из важных элементов гражданского общества, предоставляющий гражданам страны возможность принять участие в работе судебной власти. По сравнению с обычной формой судопроизводства суд присяжных обладает большей коллегиальностью и независимостью от узковедомственных соображений, стимулирует состязательность уголовного процесса и имеет другие преимущества, уменьшающие риск судебных ошибок и злоупотреблений при осуществлении правосудия.
Введение рассматриваемого основополагающего права человека — есть предпосылка для повышения эффективности процессуальной деятельности, осуществляемой следователями, прокурорами, адвокатами, судьями в рамках производства по уголовному делу. Действующий законодатель предоставил каждому право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей [6]. Однако реализация указанного права человека связывается с отдельными категориями уголовных дел.
Наряду с институтом присяжных заседателей в настоящее время предусмотрена возможность привлечения граждан к отправлению правосудия в арбитражном суде. Арбитражные заседатели, принимающие участие при рассмотрении споров, вытекающих из осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, наделяются правами, объем которых приравнен к правам судей-профессионалов.
Следовательно, обеспечивая доступ граждан к управлению делами государства, законодатель тем самым указывает на прозрачность проводимой им политики в различных сферах общественной жизни, обеспечивает открытость, гласность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц [2].
Специфика рассматриваемого права заключается в том, что граждане при его использовании могут исходить как из удовлетворения собственных интересов, потребностей, так и из достижения публичных целей, обеспечивающих построение эффективной системы государственного управления.
Рассмотрение вопросов закрепления за гражданами РФ активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме позволяет сделать вывод о демократической природе выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов в РФ.
Таким образом, право граждан на участие в управлении делами государства реализуется в различных формах. Среди их: право на участие в референдуме и выборах, участие при отправлении правосудия, а также право на равный доступ к государственной, муниципальной службе. При этом следует учитывать, что указанный перечень не носит исчерпывающего характера, а потому могут выделяться и иные формы реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
- Базыкин А. Ю. Трансформация права граждан на участие в управлении делами государства в цифровую эпоху // Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития. 2021. С. 67–71.
- Доманская А. И. Право граждан на участие в управлении делами государства // Межотраслевые проблемы формирования правовой культуры в молодежной среде. 2022. С. 56–59.
- Дудаев Д. З. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства посредством политических партий // Актуальные проблемы права. 2020. С. 159–163.
- Кондрашев М. Ю. К вопросу административно-правовых гарантий конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Конституционные основы российского государства: история и современность. 2019. С. 228–231.
- Кошокин С. А. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства, как способ обеспечения национальной безопасности // 65-я Международная научная конференция Астраханского государственного технического университета. 2021. С. 382–388.
- Смирнова Н. А. Право граждан на участие в управлении делами государства // Материалы второго международного научного студенческого конкурса, посвященного дню демократии. 2020. С. 44–47.