В статье рассматривается сущность конституционного права на участие граждан в управлении государством, показывается значение этого института для становления в России демократии, построения гражданского общества и повышения эффективности публичного управления.
Ключевые слова: право граждан, управления делами государства, гражданское общество.
Право граждан на участие в управлении делами государства в силу его важности для политической жизни общества декларируется на конституционном уровне (ст. 32 Конституции РФ) [1] и само по себе не является нововведением конституционного права, это право было признано и в провозглашенном советском строе и долгое время считалось важнейшим достоянием революции и последующего советского государственного строительства.
Становление российского государства как правового, демократического государства привело к новому взгляду на участие России в управлении государственными делами. Это явление в настоящее время привлекает внимание правоведов, политологов и социологов. Это объясняется тем, что право граждан на участие в управлении делами государства очень динамично, отражая все политические процессы, происходящие в государстве, и появляются новые способы его реализации. При этом следует иметь в виду, что анализируемый закон не является автономным, он является продуктом практической реализации общеконституционного принципа демократизма, а целью реализации последнего, как известно, является общественное благо (общественное интерес); она затрагивает каждого члена общества и общества в целом, и ее главная черта — доступность, а это означает, что каждый гражданин имеет право участвовать в различных сферах властных отношений по своему выбору.
На сегодняшний день именно народ в лице граждан государства управляет страной. Это управление все же следует считать косвенным, т. к. нельзя решить все вопросы с помощью голосования. Именно для этого и существуют органы государственной власти, часть из которых выбираются гражданами. Участвовать в управлении делами государства граждане России могут как непосредственно, так и через своих представителей. Это право опирается на конституционный принцип суверенитета народа. Согласно данному принципу основным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. На практике данное право осуществляется гражданами через следующие, закрепленные в Конституции России права: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия. Так, Конституцией России за гражданами нашего государства закреплено достаточно объемное право, отражающееся во многих законах как федеральных, так и ее субъектов.
Следует сказать, что согласно статье 12 Конституции РФ в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления.
Однако с начала второго десятилетия XXI века в нашем обществе возрос интерес к вопросу о реальных возможностях и границах реализации права граждан на участие в управлении делами государства. В этот период окончательно закрепилась система назначения по конкурсу главы местной администрации. Тем самым принцип выборности должностного лица не был взят во внимание законодателями.
Участие российских граждан в управлении государством играет двоякую роль: прежде всего, это эффективный контроль народа и общества за функционированием публичной власти, кроме этого — реализуется непосредственное участие граждан в реализации государственной власти и местного самоуправления. Внедрение и развитие множества форм участия граждан в управлении делами государства должно осуществляться активными темпами, оно напрямую повышает градус доверия россиян к деятельности органов публичной власти, благотворно влияет на снижение социальной напряженности и нивелирует социальные конфликты. Главное требование к нормативному регулированию форм участия граждан — заключается в четкости формулировок, их конкретности и легкости в понимания. Здесь следует иметь ввиду, что участие граждан в управлении делами государства не ограничивается избирательной сферой общественных отношений, спектр возможных форм участия граждан весьма широк, но предполагает активные действия по управлению делами государства.
Классификация форм участия граждан в управлении государством может быть различной, мы согласны с целесообразностью их дифференциации на классические, перспективные и приемлемые формы. При этом каждая из перечисленных форм имеет свои виды. К классическим формам участия граждан в государственном управлении относятся прежде всего выборы в органы федеральной и государственной власти, а также органы местного самоуправления, референдумы, обращения граждан, массовые мероприятия [2].
Также, к классическим формам участия граждан в местном самоуправлении относятся общие и частные формы их осуществления. Как видим, перечисленные формы классического участия граждан в государственном управлении фактически являются общепризнанными институтами демократии. В то же время не вызывает сомнений, что функционирование отечественной демократической системы базируется на определенных принципах, которые помимо регулирования требуют развития в соответствии с реалиями времени. Классические формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами страны делятся на косвенные и прямые, то есть выражающиеся через методы представительной и прямой демократии.
Конституционно-правовая доктрина также называет допустимые формы участия граждан в государственном управлении, которые, однако, практически не подлежат правовому регулированию. К таким формам относятся: отзыв избирателями высшего должностного лица субъекта федерации; избирательные мандаты; народная законодательная инициатива и др. Перспективной формой участия в управлении делами государства можно назвать деятельность молодежных организаций, потенциал которых огромен, особенно на уровне субъектов федерации. Например, в наиболее политически развитых регионах созданы и успешно работают экологические, антинаркотические и антикоррупционные комиссии. На основании вышеизложенного отметим, что для эффективной реализации гражданских прав на управление государственными делами во всех формах необходимо восстановить доверие россиян к государственным структурам [3]. И здесь недостаточно правовой и политической пропаганды, нужны специальные юридические технологии для создания социального портрета гражданина, активно и инициативно участвующего в управлении делами государства в установленных законом формах. Конечно, не каждый гражданин может участвовать в управлении государством, в этом процессе важны уровень образования, определенные личностные характеристики, гражданская позиция, репутация, общественный авторитет и т. д., но это не влияет на конституционное право на участие в государственном управлении. В России должен функционировать слаженный правовой механизм системного взаимодействия граждан и государства, отвечающий общественным интересам и целью которого является совместное эффективное решение социальных, политических, организационно-управленческих задач. При этом законные интересы и потребности граждан с учетом их позиций по различным вопросам должны лежать в основе эффективной правовой политики участия общественности в управлении делами государства.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// «СЗ РФ».2020. N 27. ст. 4196.
- Азимова Д. Ю. Участие граждан в Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Сборники конференций НИД Социосфера. — 2017. — № 1. — С. 198–202;
- Гончарова А. А. Право граждан на участие в управлении делами государства и электронное правительство в современном демократическом государстве // Успехи современной науки и образования. — 2017 (Т 8). — № 2. — С. 91–98.