Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кур, М. С. Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле / М. С. Кур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/539/117966/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое внимание уделяется вопросам защиты персональных данных, безопасности сделок, прав потребителей на информацию о товарах и услугах, а также механизмам разрешения споров. Анализируются особенности взаимодействия потребителей с интернет-платформами и продавцами, а также рассматриваются перспективные направления развития нормативного регулирования в данной сфере.

Ключевые слова : интернет-торговля, товары, потребители, купля-продажа, договор, персональные данные.

В современном мире значительное место в жизни человека занимает интернет. Очевидно, что такое плотное внедрение не может не проявиться на всех аспектах и уровнях человеческой жизни. Одной из сфер, на которую интернет оказал наибольшее влияние, является торговля. Так как торговля является одним из видов экономической деятельности, происходит и цифровизация экономики. Общественные отношения требуют государственного и правового регулирования, особенно отношения, связанные с экономикой и торговлей. Поэтому вслед за указанными общественными отношениями изменяется и их правовое регулирование [2, c. 90].

Правовое регулирование защиты прав потребителей в интернет-торговле является неотъемлемой частью современного общества, где виртуальные покупки становятся все более популярными и распространёнными. Интернет-торговля характеризуется спецификой дистанционных сделок, при которых потребитель не имеет возможности физически оценить товар до его покупки. Это повышает риск быть введенным в заблуждение относительно качества, характеристик или состояния товара, а также условий доставки. Правовая защита обеспечивает потребителю возможность вернуть товар, если он не соответствует заявленным характеристикам, тем самым создавая баланс в отношениях между продавцом и покупателем [4].

Отсутствие законодательной базы и свободный доступ к информации является одной из причин киберпреступности в сфере электронной коммерции. Как уже было сказано, в России нет специального документа, который бы регулировал Интернет-торговлю. Поэтому деятельность продавцов в электронной сфере регулируется теми же правовыми актами, что и традиционная торговля. Электронная торговля в нынешнем законодательстве приравнивается в дистанционной торговле и регулируется она «Правилами продажи товаров дистанционным способом». В пункте пятом сказано: «Дистанционным способом не допускается продажа алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которой ограничена или вовсе запрещена законодательством Российской Федерации». Отсюда можно сделать вывод, что в Интернете нельзя осуществлять торговлю драгоценными камнями, оружием и фармакологическими средствами.

Одной из проблем реализации прав потребителей в интернет-торговле является то, что нет единого мнения о моменте заключения дистанционного договора купли-продажи. Согласно абз. 2 п. 13 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи такой договор признается заключенным с момента выдачи чека или с момента получения сообщения о намерении заключить договор. При этом не ясно, когда таким моментом считается выдача чека, а когда — отправка сообщения. Первый арбитражный апелляционный суд отметил, что «данная формулировка не соответствует критериям определенности». Продавец при заключении дистанционного договора купли-продажи всегда является инициатором оферты, так как информация, размещенная на сайте магазина, составляет публичную оферту. Тогда необходимо определить, что является акцептом и моментом его получения [1, c. 504].

В абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ указано, что письменная форма сделки считается соблюденной при использовании электронных или технических средств. В таком случае подпись подтверждается «способом, позволяющим достоверно определить лицо, выразившее волю». Но такой способ законодательно не определен, в устранении данного пробела также выражена перспектива развития правового регулирования. Кого считать стороной договора дистанционной купли-продажи, если, например, через личный кабинет одного гражданина была совершена покупка по банковской карте другого гражданина, а сам процесс совершал третий гражданин? IP-адрес в данном случае аналогично не является достоверным способом, так как устройством могут пользоваться третьи лица. Введение цифровых паспортов сопряжено с различными рисками нарушения конфиденциальности, утечкой данных и т. д. Законодателю еще предстоит решить данные вопросы, так как это касается не только интернет-торговли, но и других сделок, совершаемых электронным способом, например заключение смарт-контрактов [3].

С развитием интернет-торговли возрастает потребность в защите прав потребителей. Оно включает в себя обеспечение безопасности сделок, прозрачности информации о товарах и услугах, а также справедливых условий возврата и обмена продукции. Перспективным направлением является внедрение современных технологий, таких как блокчейн, для обеспечения надежности и прозрачности сделок. Огромное значение в правовом регулировании интернет-торговли имеет кибербезопасность и защита персональных данных. Введение строгих стандартов защиты информации, а также эффективных механизмов управления рисками кибератак, станет ключевым направлением в ближайшем будущем. Примеры таких инициатив включают Регламент по защите персональных данных (GDPR) в Европейском Союзе [5, c. 89].

Интернет-реклама и маркетинг требуют особого внимания с точки зрения правового регулирования. Борьба с недобросовестной рекламой, спамом и манипулятивными техниками продвижения товаров и услуг остается актуальной задачей. Введение четких правил и стандартов для интернет-рекламы поможет создать прозрачную и честную коммерческую среду. С развитием электронных платежных систем (ЭПС) и финансовых технологий (финтех) возникает необходимость разработки и внедрения правовых норм, регулирующих их использование. Такие аспекты, как защита от мошенничества, прозрачность транзакций и регулирование криптовалют, требуют особого внимания законодателей.

Использование цифровых технологий в торговле предлагает новые возможности для реализации принципов устойчивого развития. Формирование правовых основ для поддержки экологически рациональных практик в интернет-торговле, таких как минимизация углеродного следа и поддержка циркулярной экономики, также является перспективным направлением.

Можно сделать вывод, что перспективы развития законодательства об интернет-торговле заключаются в решении проблем правового регулирования в данной сфере. К ним можно отнести определение точного момента заключения договора дистанционной купли-продажи, который выражается в нажатии кнопки «оплатить товар»; идентификацию покупателя; развитие международного правового регулирования и сотрудничества; уточнение порядка возврата товаров, которые отнесены к перечню неподлежащих возврату в случаях их надлежащего качества.

Литература:

  1. Аксенов, С. В. Проблемы и перспективы правового регулирования сделок в сфере электронной коммерции / С. В. Аксенов // Аллея науки. — 2021. — Т. 2, № 12(63). — С. 504–508.
  2. Алексеенко, Т. С. Электронная торговля: теоретические подходы, мировая практика и национальные особенности / Т. С. Алексеенко, Я. Э. Шруб // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации: сборник научных статей III международной научно-практической интернет-конференции, Гомель, 31 марта 2021 года. — Гомель: Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2021. — С. 90–94.
  3. Васильева, А. В. Проблема соблюдения прав потребителей в условиях дистанционной торговли через маркетплейсы // Вестник СИБИТа. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soblyudeniya-prav-potrebiteley-v-usloviyah-distantsionnoy-torgovli-cherez-marketpleysy (дата обращения: 21.08.2024).
  4. Делибалтова, М. Э. Электронная торговля: Современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // КЭ. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-torgovlya-sovremennye-problemy-razvitiya-i-puti-ih-resheniya-posredstvom-razvitiya-kanalov-vzaimodeystviya-s-klientami (дата обращения: 22.08.2024).
  5. Кудрявцев, В. Л. Процессуальные проблемы правового регулирования защиты прав потребителей интернет-торговли / В. Л. Кудрявцев // Журнал российского права. — 2021. — № 6. — С. 88–99.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, потребитель, GDPR, дистанционная купля-продажа, дистанционный договор купли-продажи, Дистанционный способ, особое внимание, перспективное направление, Правило продажи товаров, проблема реализации.


Похожие статьи

Задать вопрос