Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Д. С. Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования / Д. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48759/ (дата обращения: 17.12.2024).



Контроль за исполнением законодательства в сфере образования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Правовыми основаниями осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в РФ регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказом Министерства образования и науки России от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального контроля качества образования», приказом Министерства образования и науки России от 10.11.2017 N 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования». Также на федеральном и региональном уровнях приняты приказы об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования [1].

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе контроля (надзора) в области образования.

Данным федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов [2].

Данный нормативный правовой акт является очень важным документом при осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования, поскольку при проведении проверок не должны быть нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется проверка.

В соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора);

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации [2].

Разберем более подробно третий принцип защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренный в вышеуказанном законе. Открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) обеспечивается путем размещения их на официальном сайте Рособрнадзора (http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/), а также на официальных сайтах уполномоченных органов субъектов Российской Федерации данной информации. Информация должна обновляться по мере вступления в силу новых нормативных правовых актов, а также внесения изменений в уже принятые.

С планом проведения проверок на предстоящий год юридические лица и индивидуальные предприниматели могут ознакомиться на официальном сайте уполномоченного органа, а также на сайте Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru/) в разделе «Открытые данные».

Таким образом, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является обязательным и проводится органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ. При проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования уполномоченные органы должны соблюдать требования, установленные Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приказами Министерства образования и науки России от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального контроля качества образования», от 10.11.2017 N 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования». Также на федеральном и региональном уровнях приняты приказы об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  3. Приказ Министерства образования и науки России от 14.06.2017 № 546 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального контроля качества образования»;
  4. Приказ Министерства образования и науки России от 10.11.2017 N 1096 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования». Также на федеральном и региональном уровнях приняты приказы об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, надзор, сфера образования, Российская Федерация, лицо, осуществление, проведение проверок, орган, проведение мероприятий, федеральный государственный контроль.


Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Полномочия Министерства юстиции в сфере оспаривания региональных нормативно-правовых актов

Похожие статьи

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в сфере использования природных лечебных ресурсов

Нормативно-правовое регулирование управления документацией в образовательных учреждениях

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Государственное и региональное регулирование в области туристской деятельности в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Правовое регулирование общего и дополнительного образования в Российской Федерации

Полномочия Министерства юстиции в сфере оспаривания региональных нормативно-правовых актов

Задать вопрос