Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные проблемы квалификации государственной измены и шпионажа

Юриспруденция
23.11.2025
32
Поделиться
Аннотация
Преступления против безопасности государства представляют одну из главных угроз стабильного существования государства. Центральными преступлениями в этой области, безусловно, являются государственная измена и шпионаж, которые являются преступлениями из категории особо тяжких. Актуальность квалификации указанных преступлений значительно увеличилась с 2022 года, поскольку именно в этом году Россия начала проведения специальной военной операции на территории Украины. В связи с этим, появилось довольно большое количество субъектов, желающих причинить вред нашему государству. Соответственно, это привело к числу как совершённых, так и предотвращённых преступлений, связанных с государственной изменой и шпионажем. В данной статье будут подробно рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе квалификации государственной измены, а также шпионажа.
Библиографическое описание
Волженцев, Н. С. Актуальные проблемы квалификации государственной измены и шпионажа / Н. С. Волженцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130413.


Следует начать с того, что уголовным законом нашей страны, то есть Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) закреплена в статьях 275 и 276 ответственность за совершение государственной измены и шпионажа, соответственно [1].

Согласно ст. 275 УК РФ, под государственной изменой понимается «совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

В свою очередь, исходя из содержания ст. 276 УК РФ, можно отметить, что шпионаж представляет собой «передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации либо передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства».

Исходя из приведённых определений, можно сделать вывод о том, что шпионаж может являться как самостоятельным преступлением, так и одной из форм совершения государственной измены.

Перед рассмотрением проблем особенностей квалификации государственной измены и шпионажа, следует провести отграничение двух приведённых составов.

Во-первых, государственная измена намного шире по своей диспозиции. Государственная измена охватывает большое число общественно-опасных деяний, в число которых входит и шпионаж. Шпионаж, в свою очередь, тоже имеет большое количество действий, совершение которых приводит к квалификации этого преступления, однако их число заметно меньше, нежели чем в государственной измене.

И, во-вторых, данные преступления разграничиваются по субъектному составу. Оба преступления имеют определённые особенности субъекта — он является специальным как в государственной измене, так и в шпионаже.

Однако государственную измену может совершить исключительно гражданин нашей страны, в то время как за шпионаж привлекаются исключительно иностранные граждане, либо же лица без гражданства.

Теперь поговорим о некоторых проблемах квалификации указанных преступлений.

Во-первых, государственную измену, помимо шпионажа, следует отграничивать от разглашения государственной тайны, незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну, а также от нарушения требований по защите государственной тайны, ответственность за которые закреплена ст. 283, 283.1, а также 283.2 УК РФ, соответственно.

А. А. Устинов считает, что государственная измена отграничивается от приведённых преступлений по субъективной стороне, потому что при совершении государственной измены преступник обладает некой целью, направленной на непосредственную передачу каких-либо сведений, составляющих государственную тайну, конкретным лицам или организациям, в целях причинения вреда безопасности российского государства, в то время как при преступлениях, упомянутых ранее, умысел преступника направлен на разглашение сведений секретного характера неопределённому кругу лиц, в том числе и тем, кто даже и не задумываются над причинением вреда безопасности России [2].

На сегодняшний день актуальным вопросом является разграничение государственной измены от добровольной сдачи в плен, которая предусмотрена статьёй 352.1 УК РФ.

Начнём с того, что объектом преступления, закреплённым статьёй 352.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере охраны военной службы, а объектом государственной измены выступает безопасность нашей страны.

Кроме того, существует отграничение и по субъективной стороне. При добровольной сдаче в плен, умысел военнослужащего направлен исключительно на его добровольный переход под власть противоборствующей стороне, без совершения каких-либо действий против России, в то время как переход на сторону противника подразумевает непосредственное участие военнослужащего против Вооружённых Сил или иных войск нашего государства.

Что касается отграничений шпионажа от смежных преступлений, то здесь следует сказать о том, что в УК РФ существует только одно преступление, смежное со шпионажем, которым является государственная измена. О критериях отграничения данных преступлений было сказано выше.

Далее следует выделить ещё пару проблем, связанных с квалификаций государственной измены и шпионажа.

Проблема, связанная с субъектом преступления, является актуальной как и для государственной измены, так и для шпионажа. По государственной измене субъектом является гражданин РФ, а по шпионажу — иностранный гражданин или лицо без гражданства. Но что делать в ситуации, когда то или иное преступление совершается лицом, имеющим двойное, тройное и тп гражданство? За что привлекать данное лицо: за государственную измену или шпионаж?

Действующее законодательство, а также судебная практика нашего государства не даёт ответ на указанный вопрос.

Исходя из диспозиций указанных преступлений, а также исходя из логики, можно предположить, что лицо, обладающее двойным гражданством, при совершении шпионажа, должно быть привлечено именно к государственной измене.

Аргументами в пользу данного убеждения характеризуются тем, что лицо, имеющее гражданство России независимо от способа его получения (по рождению или путём его приобретения) обязан считать Россию своей Отчизной, поскольку является её гражданином. Соответственно, не имеет значения, сколько гражданств имеет такое лицо: одно российское, два, три или более. Если он является гражданином России, он обязан уважать и защищать нашу страну. Соответственно, если он этого не делает или предпринимает меры, направленные против безопасности нашей страны, то его следует привлечь к уголовной ответственности за государственную измену, за которую, следует подчеркнуть, применяются более строгие санкции, нежели за шпионаж.

Потенциальным решением выявленной проблемы может послужить принятие постановления Пленума ВС РФ или внесение поправок в УК РФ, которые бы разъяснили данный вопрос.

Кроме того, существует ещё одна проблема, связанная с государственной изменой. Суть данной проблемы заключается в том, что в статье 275 УК РФ отсутствуют квалифицирующие признаки.

Проблема заключается в следующем: человек, передав незначительную сумму денег или несущественные сведения иностранному государству, рискует подвергнуться строгому наказанию, хотя реальной угрозы интересам России его действия не несут. Между тем, лицо, разглашающее важные государственные секреты, способные нанести существенный ущерб национальной безопасности, например, информацию о новейших видах вооружений, местоположении стратегических объектов или системах противовоздушной или противоракетной обороны, будет нести примерно такое же уголовное наказание, несмотря на значительно большую опасность совершенных действий.

Один из возможных способов решить данную проблему — внесение изменений в законодательство путём дополнения статьи 275 УК РФ квалифицирующими признаками. Например, можно предусмотреть отдельный пункт части второй статьи 275 УК РФ, предусматривающей ответственность за государственную измену, совершенную лицами, занимающими должности в Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны, Службе внешней разведки, Вооружённых силах, органах внутренних дел, Росгвардии и аналогичных структурах. Другим пунктом части второй той же статьи могло бы стать усиление наказания за государственную измену, связанную с раскрытием информации о важнейших объектах инфраструктуры России, включая объекты атомной промышленности и энергетики.

Таким образом, в настоящее время существует целый ряд актуальных проблем, связанных с особенностями квалификации государственной измены и шпионажа. Все выявленные проблемы крайне важны и значимы, и требуют скорейшего их решения.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Устинов А. А. Уголовная ответственность за государственную измену: совершенствование правовой регламентации // Вестник Прикамского социального института. — 2023. — № 1 (94). — С. 95–100.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 176-178):
Часть 3 (стр. 145-219)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 176-178стр. 219

Молодой учёный