В условиях современного мира особую важность представляют вопросы государственной безопасности и обеспечения конституционно-правовых принципов. На современном этапе развития России сформировано множество механизмов, позволяющих выполнять указанные задачи. Одним из таких механизмов также является уголовное правосудие. В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены особенности составов преступлений за государственную измену и шпионаж.
Ключевые слова: уголовная ответственность, государственная измена, шпионаж, национальная безопасность, государственная тайна.
В условиях современного мира недружественными странами предпринимаются попытки по овладению информацией, представляющей государственную важность и непосредственно связанной с государственной и общественной безопасностью. В связи с этим возникает необходимость противодействия деструктивной деятельности, а также по пресечению указанной деятельности вне зависимости от форм и способов её осуществления.
Решение данной задачи частично осуществляется посредством установления уголовной ответственности за совершение преступных деяний, посягающих на национальную безопасность. В действующем уголовном законодательстве устанавливается уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж, что регулируется номами ст. 275 и 276 УК РФ соответственно [1]. Некоторыми специалистами указанные составы рассматриваются в качестве «основных и наиболее опасных преступлений», посягающих на национальную безопасность [2].
Как показывает анализ судебной практики, в современных условиях выделенные составы преступлений демонстрируют положительную динамику роста. Так, в 2020 году было осуждено 6 лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 275 УК РФ и 1 лицо за совершение преступлений, предусмотренных ст. 276 УК РФ. В 2021 году данный показатель составил 14 и 3 лица соответственно, а в 2022–16 и 1. За 1 полугодие 2023 года было осуждено 15 лиц по составу преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, и 2 лица — по 276 УК РФ [3]. Таким образом, можно говорить о растущей тенденции совершения преступлений рассматриваемой категории.
В связи с этим необходимо исследовать существующие проблемы правового регулирования уголовной ответственности за совершение деяний, предусмотренных ст. ст. 275 и 276 УК РФ, а также выработать пути их решения.
Рассматривая проблемы правового регулирования уголовной ответственности, ряд специалистов отмечает недостаточную проработанность ст. 275 УК РФ. Так, М. Ю. Милаева указывает на необходимость дифференциации ст. 275 УК РФ по основанию формы реализации объективной стороны преступления [4].
Мы полагаем, что данное замечание имеет под собой основания, ибо, как нами было показано выше, объективная сторона государственной измены представлена совокупностью достаточно разнородных действий, что само по себе предполагает дифференцированный подход к установлению ответственности. Дополнительно важно также отметить, что по вопросам правоприменения в отношении рассматриваемых составов преступлений также отсутствует сформированная правовая позиция Верховного Суда РФ, что дополнительно усложняет квалификацию деяний по ст. 275 УК РФ.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть Постановление Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы» [5]. В указанном Пленуме приводятся некоторые особенности квалификации военных преступлений, а также отграничение отдельных составов военных преступлений от государственной измены. Так, ВС РФ указывает, что совершение преступных посягательств на правила несения специальных видов военной службы, закреплённых в ст. ст. 340–344 УК РФ, субъективная сторона которых обусловлена целью оказания помощи иностранному государству, иностранной или международной организации осуществляющим деятельность, направленную против безопасности РФ, подлежит квалификации по ст. 275 УК РФ. Прямо Верховным Судом РФ не указывается форма реализации объективной стороны, в контексте квалификации преступных посягательств, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 340–344 УК РФ, по ст. 275 УК РФ, однако мы предполагаем, что в данном случае в качестве формы следует выделять оказание помощи иностранному государству, иностранным и международным организациям, посредством совершения действий, содержащих в себе признаки уголовно наказуемого деяния. В рассматриваемом Постановлении Пленума ВС РФ также указывается, что добровольная сдача в плен, при наличии умысла на продолжение участия в боевых действиях на стороне, противной России также подлежит квалификации по ст. 275 УК РФ, при этом указывается форма совершения государственной измены — переход на сторону противника.
Отметим, что используемый Верховным Судом РФ подход позволяет несколько иначе рассматривать проблему дифференциации уголовной ответственности. На наш взгляд диспозиции ст. 275 УК РФ следует изменить на структурном уровне, с учётом различных форм реализации объективной стороны государственной измены, с указанием конкретных составов преступлений, осложнение которых специальной целью в виде содействия деятельности недружественных субъектов направленной против безопасности РФ позволяет их рассматривать в качестве реализации государственной измены.
В качестве первой формы реализации объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, нам представляется целесообразным выделить разглашение государственной тайны. В связи с этим, проанализировав работы ряда ученых [6] по данному вопросу и на основе собственных рассуждений, мы предлагаем внести изменения в ст. 275 УК РФ в следующей формулировке:
- «Совершение гражданином Российской Федерации преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, с целью оказания содействия деятельности иностранному государству, иностранной или международной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
- Совершение гражданином Российской Федерации преступлений, предусмотренных ст. ст. 276, 283.1, ч.2, ч. 3 и ч. 4 ст. 283.2 УК РФ, с целью оказания содействия деятельности иностранному государству, иностранной или международной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации»
В качестве второй формы реализации объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, мы выделяем оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству. Данная форма реализации объективной стороны государственной измены может быть сопряжена с совершением иных преступных посягательств. При этом важно отметить, что совершение иных преступных посягательств дифференцировано, так как предусматривает как самостоятельные составы, так и реверсивную квалификацию специальных составов. В связи с этим мы полагаем, что ст. 275 УК РФ следует дополнить положениями следующего содержания:
- «Совершение гражданином Российской Федерации действий, направленных на оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, не сопряжённых с совершением иных преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ;
- Совершение гражданином Российской Федерации преступлений, предусмотренных ст. ст. 189, 200.1, 222–223.1, 274.1, 280, 280.1–280.4, УК РФ, с целью оказания содействия иностранному государству, иностранной или международной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
- Совершение гражданином Российской Федерации преступлений, предусмотренных ст. ст. 209, 210, 226, 226.1, 229.1, 281–281.3, 284.3, 322.1, УК РФ, с целью оказания содействия иностранному государству, иностранной или международной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
- Совершение гражданином Российской Федерации преступлений, предусмотренных ст. ст. 340–344 УК РФ, с целью оказания содействия иностранному государству, иностранной или международной организации в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».
В качестве третьей формы реализации объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, необходимо выделять переход на сторону иностранного государства. В связи с этим мы считаем необходимым дополнить ст. 275 УК РФ следующими положениями:
- «Совершение военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации преступления, предусмотренного ст. 352.1 УК РФ, с целью последующего участия в составе непосредственно противостоящих РФ сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники».
Проблемы также имеются и в сфере правового регулирования уголовной ответственности за шпионаж. Так, в ст. 276 УК РФ не предусмотрено специального основания для освобождения от уголовной ответственности, что исключает возможность противодействовать лицам, ведущим шпионскую деятельность, посредством привлечения указанных лиц к сотрудничеству в контексте уголовно-правовых отношений. Принимая во внимание, что специальное основание для освобождения от уголовной ответственности предусмотрено для граждан России, находим также необходимым распространить данное условие и для иностранных граждан и лиц без гражданства, дополнив ст. 276 УК РФ примечанием следующего содержания:
«Примечание 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Таким образом, можно обоснованно говорить о том, что в современных условиях государством предпринимаются попытки усиления мер безопасности от внешних угроз, для обеспечения защиты национальных интересов. Одним из способов обеспечения защиты является установление уголовной ответственности за совершение государственной измены и шпионажа, которые представляют наибольшую угрозу, так как не только направлены на непосредственное снижение уровня защищённости безопасности, но также могут оказать существенное негативное влияние на российское общество. Вместе с этим следует отметить, что в действующем законодательстве имеются некоторые проблемы, не позволяющие в полной мере обеспечивать защиту национальных интересов. В рамках проведённого исследования мы пришли к выводу, что необходимо изменить ст. 275 УК РФ, выделив самостоятельные составы государственной измены по признаку объективной стороны, а также по степени тяжести деяний, совершаемых в форме государственной измены, а также распространить специальное условие освобождения от уголовного наказания лиц, совершивших деяния, подпадающие под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Демчук, С. Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж / С. Д. Демчук // Военное право. — 2019. — № 5(57). — С. 153–164. — EDN YFYFXZ.
- Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 09.04.2024).
- Милаева М. Ю. Уголовная ответственность за государственную измену // E-Scio. 2022. № 12 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-gosudarstvennuyu-izmenu (дата обращения: 04.04.2024).
- О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 № 11 // Российская газета. — 2023. — № 120(9065).
- Государственная измена, как угроза национальной безопасности России: духовно-нравственный, криминально-психологический и уголовно-правовой аспекты / К. М. Лобзов, А. В. Богданов, И. И. Ильинский [и др.]. — Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2022. — 252 с. — ISBN 978–5–6048320–6–6. — EDN UVRLDA.