Сегодня система образования сталкивается с необходимостью обеспечить качественное развитие всех категорий обучающихся, включая детей с особыми образовательными потребностями. Одна из значимых областей — развитие вербально-логического мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Особую значимость приобретает вопрос формирования вербально-логического мышления, играющего ведущую роль в усвоении знаний, принятии решений и осуществлении социальной коммуникации. [4, 5]
Средний школьный возраст — ключевой период, когда эти навыки приобретают особенную важность. Сложности, возникающие у детей с ЗПР в данном направлении, диктуют необходимость глубокого изучения вопроса и разработки действенных механизмов коррекционной работы.
Однако многочисленные исследования указывают на тот факт, что дети с ЗПР отличаются низким уровнем сформированных логических операций, малым объемом активного словарного запаса и проблемами в реализации собственных мыслительных возможностей. Все это создает препятствия для успешной интеграции в учебный процесс и адекватной социальной адаптации. Вербально-логическое мышление играет решающую роль в процессах усвоения знаний, постановки целей и планирования своей деятельности. Особую остроту эта проблема приобретает в средней школе, когда требования к мыслительным навыкам значительно увеличиваются.
Настоящее исследование направлено на изучение особенностей вербально-логического мышления у детей среднего школьного возраста с ЗПР. Применялась оригинальная диагностическая методика, основанная на проведении ряда тестов, оценивающих способности к анализу, синтезу, обобщению, классификации и установлению причинно-следственных связей.
Вербально-логическое мышление относится к высшей стадии развития мышления, характеризующейся наличием способности к осознанному рассуждению, построению умозаключений и обобщениям. Оно формируется в результате длительного периода когнитивного созревания и тесного взаимодействия с языком. Л. С. Выготский утверждал, что речь служит инструментом управления мышлением, обеспечивая возможность выразить мысль словами и передать её другому человеку. [3]
Под влиянием патологического фактора у детей с ЗПР нарушается естественный ход развития мышления. Так, отмечается снижение скорости переработки информации, дефицит внимания и памяти, а также неразвитость высших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение и обобщение, нарушения речи, обедненность словарного запаса и слабые грамматические конструкции оказывают значительное влияние на качество мышления. [7]
Авторская методика диагностики вербально-логического мышления включает серии заданий, позволяющих оценить способность детей к восприятию и переработке информации, а также их навыки анализа и синтеза. Исследование проводилось среди учеников средней школы, имеющих официальное заключение о ЗПР.
Результаты исследования показали, что большинство учащихся с ЗПР детей испытывает трудности при выполнении заданий, требующих развитых логических операций. Многие учащиеся затрудняются с обобщающими выводами, объединяют объекты лишь на основе простейших признаков, редко применяют собственные аргументы и предпочитают примитивные способы достижения цели.
Основываясь на полученных результатах, предлагается следующая стратегия коррекционной работы:
— Изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка с целью подбора соответствующих методов обучения.
— Активное вовлечение ребенка в игровой процесс, нацеленный на тренировку мышления и речи.
— Улучшение словарного запаса и грамотности письменной речи.
— Формирование логических операций путем выполнения серий заданий на анализ, синтез и классификацию.
— Повышение навыков самоорганизации и самокоррекции.
— Работа с семьей и школой для создания благоприятных условий развития.
— А также поддержка семьи и педагогического коллектива для повышения уровня когнитивного развития.
Эффективность указанных подходов подтверждена положительными изменениями показателей мышления у большинства исследуемых детей.
Таким образом, наше исследование подчеркивает необходимость углубленного изучения особенностей вербально-логического мышления у детей с ЗПР и внедрения специализированных коррекционных программ для повышения эффективности обучения и социальной адаптации.
Установлено, что дети с ЗПР характеризуются сниженной способностью к логическим операциям, низким уровнем обобщения и отсутствием четкости в формулировании выводов. В качестве эффективного решения мы предлагаем разработку комплексной программы коррекционной работы, включающей диагностику, разработку методик тренировки логических операций и привлечение ресурсов семейного окружения. Наши выводы подчёркивают важность продолжения исследований в этой области и реализацию практических шагов для устранения обнаруженных дефектов. Итоги исследования подчёркивают актуальность проблемы и предлагают перспективы её конструктивного разрешения. [1, 2]
Литература:
- Арсенова, Е. В. Методика диагностики когнитивного развития детей с задержкой психического развития / Е. В. Арсенова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Психология и педагогика». — 2022. — № 3. — С. 15–22.
- Артемьева Ж. Г. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста / Ж. Г. Артемьева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Психология. — 2023. — № 3. — С. 45–52.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2019. — 288 с.
- Гороховская А. П. Проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Гороховская. — Москва: Педагогика, 2022. — 216 с.
- Казакова, Л. Н. Проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Казакова // Альманах «Образование и общество». — 2021. — № 2. — С. 125–132.
- Козловская, Н. М. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития / Н. М. Козловская. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. — 216 с.
- Лубовский В. И. Общая психология. Учебник для вузов / В. И. Лубовский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 320 с.

