Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития, познавательная сфера.
Введение. Год от года отмечается увеличение количества детей с ОВЗ, получающих образование в условиях массовой школы. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития, характеризующиеся, в силу различных этиологических факторов сниженной познавательной активностью, отставанием в общем интеллектуальном развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. [1]
Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики. [4]
Коррекционная помощь — это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах. [5]
Таким образом, учитывая все вышесказанное, мы считаем актуальным исследование, а также проведение коррекционных мероприятий с детьми младшего школьного возраста, направленных на работу с познавательной сферой ребенка.
Главной целью данной работы является изучение познавательной сферы, а также ее составляющих и инструментов коррекции у детей младшего школьного возраста посредством проведения коррекционных мероприятий в виде проектной формы обучения.
Исследование проводилось на базе МБОУ Средней общеобразовательной школы № 25, города Сургута, участие в проекте приняли 8 человек в возрасте от 7 до 9 лет. Все они обучаются в первом-втором коррекционных классах.
Используемые методы: клиническая беседа, составление рассказа по серии сюжетных картинок, пробы Пиаже, а также дополнительные пробы на определение уровня эгоцентризма.
В рамках проведенной проектной деятельности были получены следующие результаты:
1) Коррекция познавательной сферы, а также комплексное развитие младших школьников с ЗПР произошло в условиях развёртывания ПФО (проектной формы обучения) в виде сюжетно-ролевой игры со всеми структурными компонентами в рамках нашего эмпирического исследования. Так у детей в рамках проекта появилась полная ориентировка в решении задач, что помогло им быть более успешными в новом виде деятельности. Младшие школьники более охотно начали принимать, а в последствии и понимать задачи, которые перед ними ставились.
2) Развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР происходило за счет развития творческого воображения, словесно-логического мышления, умения оперировать символами и знаками в ходе разработки творческого продукта. Стоит отметить отдельных детей, которые вышли на уровень воспроизведения словесно-логического мышления.
3) Что касается освоения социально приемлемых форм взаимодействия, многие из участников вышли на этап экспериментирования социально приемлемыми способами взаимодействия со сверстниками, успешно пройдя этап экспериментирования со взрослыми. У большинства детей появились предпосылки к формированию словесно-логической формы мышления, что свидетельствует о широкой зоне ближайшего развития и готовности выйти на новый уровень.
Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце экспериментального обучения, доказал действенность и эффективность, разработанных нами условий проведения коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР с целью повышения общего развития учащихся рассматриваемой категории.
В целом результаты исследования дают основание для вывода о том, что разработанная и экспериментально обоснованная модель формирования познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках и в процессе проведения внеклассной работы способствуют эффективному ее формированию, а также повышению уровня общего развития.
Литература:
- Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 2002. — 157 с.
- Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 288с.
- Мищенко З. И., Мищенко Л. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса, 2018 — с. 359–367.
- Мищенко З. И., Мищенко Л. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса // 2018. С. 359–367.
- Таболова Э. С., Говенко Ю. А. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174–176.
- Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 272с.