Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Научный руководитель
Психология
14.06.2023
168
Поделиться
Библиографическое описание
Базанова, Ю. С. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104121/.


Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший дошкольник оперирует словами и выстраивает логику рассуждений. Данное исследование даст дополнительный материал по использованию математических игр как средства развития логического мышления детей данного возраста.

Ключевые слова: мышление, математические игры, дети старшего дошкольного возраста.

Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности. В мыслительной деятельности активно проявляются действия и система операций, имеющих ориентировочно-исследовательский, познавательный и преобразовательный характер.

Опираясь на положения отечественных психологов, можем отметить, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно она обладает значительным потенциалом и резервами для развития мышления [1]. Специалистами выделяется особый вид игры — математические игры.

Математические игры нацелены на моделирование закономерностей, математических отношений, рассчитанных на реализацию и освоение логических операций. Речь идёт об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации [2].

Однако наблюдается дефицит современных теоретических и практических исследований игровой деятельности с применением математических игр для развития логического мышления старших дошкольников, недостаточно проработана методическая сторона вопроса. Поэтому затронутая проблематика исследования является актуальной.

Объект исследования: логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: на теоретическом уровне аргументировать применение математических игр как средства развития логического мышления.

Гипотеза исследования: развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте будет проходить эффективнее при использовании в образовательной программе математических игр.

Методы и методики исследования:

  1. Методы теоретического анализа: анализ источников, осуществление сравнения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
  2. Обобщение и интерпретация данных научных исследований.
  3. Психодиагностические методики:

— методика выявления умений анализировать, сравнивать и обобщать «Самое непохожее» Венгера Л. А.; [3]

— методика выявление умения классифицировать «Классификация по заданному принципу» Агаевой Е. А.; [3]

— методика выявления способности выстраивать логическое высказывание «Последовательность событий» Бернштейна А. Н.; [3]

Введение

Анализ полученных результатов всех методик позволил выделить основные критерии и характеристики уровней сформированности логического мышления старших дошкольников.

Для выделения уровней подсчитывалось количество баллов по трём методикам (рис. 1).

Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Рис. 1. Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников

Выделенные критерии и характеристики позволили обозначить общую характеристику развития мышления старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 2.

Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Рис. 2. Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся отбор диагностических критериев, определение методик исследования, описание уровня сформированности логического мышления старших дошкольников. Было проведено констатирующее исследование контрольной и экспериментальной групп старших дошкольников, а также анализ полученных результатов.

На втором этапе проведения исследования была разработана и апробирована программа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством математических игр.

На третьем этапе проводилось повторное диагностическое исследование в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные были проанализированы, проведён сравнительный анализ результатов логического мышления старших дошкольников, полученных до и после реализации программы в SPSS.

На четвёртом этапе были составлены методические рекомендации по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте для воспитателей и родителей.

Выводы

В ходе эмпирического исследования проверке подвергалась гипотеза о том, что, воздействия на мыслительные операции посредством математических игр, можно повысить уровень развития логического мышления.

В качестве диагностического материала было выбрано три методики, которые позволили выявить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также выстраивать логические умозаключения старшими дошкольниками.

Анализ результатов позволил нам определить основные критерии и систему характеристик уровней сформированности (высокого, среднего и низкого), а также обозначить общую характеристику.

Литература:

  1. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка// Молодой учёный. 2017. № 4 (138). С. 324–326.
  2. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования// Вестник науки и образования. 2018. № 1. С.86–89.
  3. Кузина А. Ю. Психодиагностика ребенка: учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 111 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мышление
математические игры
дети старшего дошкольного возраста
Молодой учёный №24 (471) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 194-196):
Часть 3 (стр. 147-219)
Расположение в файле:
стр. 147стр. 194-196стр. 219

Молодой учёный