Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте придаётся основное значение, поскольку этот период является стадией интеллектуализации всех психических процессов. Мышление постепенно переходит от наглядно-образной формы к словесно-логической. Старший дошкольник оперирует словами и выстраивает логику рассуждений. Данное исследование даст дополнительный материал по использованию математических игр как средства развития логического мышления детей данного возраста.
Ключевые слова: мышление, математические игры, дети старшего дошкольного возраста.
Мышление — это высший познавательный процесс, который способствует порождению нового знания, активной формы творческого выражения и преобразования действительности. В мыслительной деятельности активно проявляются действия и система операций, имеющих ориентировочно-исследовательский, познавательный и преобразовательный характер.
Опираясь на положения отечественных психологов, можем отметить, что игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно она обладает значительным потенциалом и резервами для развития мышления [1]. Специалистами выделяется особый вид игры — математические игры.
Математические игры нацелены на моделирование закономерностей, математических отношений, рассчитанных на реализацию и освоение логических операций. Речь идёт об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, классификации [2].
Однако наблюдается дефицит современных теоретических и практических исследований игровой деятельности с применением математических игр для развития логического мышления старших дошкольников, недостаточно проработана методическая сторона вопроса. Поэтому затронутая проблематика исследования является актуальной.
Объект исследования: логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на теоретическом уровне аргументировать применение математических игр как средства развития логического мышления.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте будет проходить эффективнее при использовании в образовательной программе математических игр.
Методы и методики исследования:
- Методы теоретического анализа: анализ источников, осуществление сравнения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
- Обобщение и интерпретация данных научных исследований.
- Психодиагностические методики:
— методика выявления умений анализировать, сравнивать и обобщать «Самое непохожее» Венгера Л. А.; [3]
— методика выявление умения классифицировать «Классификация по заданному принципу» Агаевой Е. А.; [3]
— методика выявления способности выстраивать логическое высказывание «Последовательность событий» Бернштейна А. Н.; [3]
Введение
Анализ полученных результатов всех методик позволил выделить основные критерии и характеристики уровней сформированности логического мышления старших дошкольников.
Для выделения уровней подсчитывалось количество баллов по трём методикам (рис. 1).
Рис. 1. Основные критерии и характеристика уровней сформированности логического мышления старших дошкольников
Выделенные критерии и характеристики позволили обозначить общую характеристику развития мышления старших дошкольников. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Описание уровней развития логического мышления старших дошкольников
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе осуществлялся отбор диагностических критериев, определение методик исследования, описание уровня сформированности логического мышления старших дошкольников. Было проведено констатирующее исследование контрольной и экспериментальной групп старших дошкольников, а также анализ полученных результатов.
На втором этапе проведения исследования была разработана и апробирована программа по развитию логического мышления старших дошкольников посредством математических игр.
На третьем этапе проводилось повторное диагностическое исследование в контрольной и экспериментальной группах. Полученные данные были проанализированы, проведён сравнительный анализ результатов логического мышления старших дошкольников, полученных до и после реализации программы в SPSS.
На четвёртом этапе были составлены методические рекомендации по развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте для воспитателей и родителей.
Выводы
В ходе эмпирического исследования проверке подвергалась гипотеза о том, что, воздействия на мыслительные операции посредством математических игр, можно повысить уровень развития логического мышления.
В качестве диагностического материала было выбрано три методики, которые позволили выявить умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также выстраивать логические умозаключения старшими дошкольниками.
Анализ результатов позволил нам определить основные критерии и систему характеристик уровней сформированности (высокого, среднего и низкого), а также обозначить общую характеристику.
Литература:
- Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребёнка// Молодой учёный. 2017. № 4 (138). С. 324–326.
- Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования// Вестник науки и образования. 2018. № 1. С.86–89.
- Кузина А. Ю. Психодиагностика ребенка: учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. 111 с.