Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспитание инициативности и самостоятельности у детей в условиях детского сада

Педагогика
17.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье автор рассказывает, как помочь ребёнку в детском саду обрести себя, стать самостоятельным и смело смотреть на мир. Автор убежден, что для этого нужно создать особую атмосферу — теплую, безопасную, где каждый ребенок чувствует себя свободно, может творить и пробовать новое.
Библиографическое описание
Гладырева, О. А. Воспитание инициативности и самостоятельности у детей в условиях детского сада / О. А. Гладырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130189.


В настоящее время развитие активной и самостоятельной личности является приоритетной задачей модернизации российского образования. Развитие самостоятельности и активной позиции ребёнка с самого раннего возраста имеет первостепенное значение. Это связано с тем, что именно в дошкольный период происходит бурный рост самосознания, формируется потребность принимать собственные решения и проявлять инициативу.

Развитие самостоятельности у ребенка неразрывно связано с пониманием им своей роли в обучении. Это означает, что он видит себя активным участником, имеющим свои стремления, задачи и способности. Проявляется это в активном взаимодействии с другими, самостоятельном определении целей и осознанном поиске способов их реализации. Детский сад является ключевым местом, где закладываются основы для осознания ребенком себя как творца своей жизни и члена общества.

Чтобы помочь детям дошкольного возраста стать более самостоятельными и активными участниками своего развития, необходим комплекс мер. Ключевую роль играет обучение через творческие занятия, такие как рисование, театр, конструирование и игры. Педагог должен создать условия, где ребенок чувствует себя безопасно, может свободно выражать себя и стремится к росту.

Для успешного развития самостоятельности ребенка важно сосредоточиться на трех направлениях:

  1. Создание среды, стимулирующей выбор и инициативу: пространство должно побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
  2. Применение современных методов обучения: технологии должны поощрять индивидуальную активность и творчество.
  3. Поддержка самостоятельности и ответственности: взрослые должны активно поощрять проявления независимости и личной ответственности ребенка.

Основные задачи этой работы включают:

– развитие навыков исследования и критического мышления;

– поддержку творческих порывов и самостоятельности;

– помощь в приобретении опыта преодоления трудностей;

– обеспечение свободы самовыражения через игру, творчество и познание.

Выполняя эти задачи, педагоги способствуют всестороннему развитию личности ребенка, укрепляя при этом роль семьи и общества в раскрытии его уникальных способностей и удовлетворении потребностей. Ключевым способом формирования самостоятельности и активной позиции ребенка является его вовлечение в творческий процесс. Например, занятия рисованием стимулируют одновременное развитие речи, мышления, сенсорного восприятия, эстетического вкуса, а также формируют целеустремленность и умение справляться с неопределенностью.

Среди эффективных приемов на занятиях художественно-эстетической направленности выделяется свободный выбор: дети сами решают, какие материалы использовать, какую тему выбрать, какого размера будет их работа и где ее разместить.

Например, педагог на занятии по рисованию ставит перед детьми задачу изобразить своего любимого персонажа, предоставляя им полную свободу в выборе художественных средств (акварель, гуашь, карандаши) и бумаги. Даже решение о том, где будет жить их творение — на всеобщем обозрении на стенде или в уютном домашнем уголке — принадлежит им. Взрослым же отводится роль ненавязчивых помощников, чья задача — поддерживать творческий процесс, избегая критики и давая детям возможность самостоятельно оценить свой труд.

Наблюдая, как ребенок создает свою абстрактную работу, смешивая краски и нанося оригинальные мазки, взрослый выбирает путь поддержки, а не коррекции. Вместо того чтобы говорить: «Ты рисуешь не так», он задает открытые вопросы, например: «Какие удивительные цвета ты используешь! Расскажи, что подтолкнуло тебя к этому?». Такое общение дарит ребенку чувство раскрепощённости, способствует развитию его независимости и укрепляет веру в свои способности. Он учится доносить свои мысли и эмоции, осознавая важность своего мнения и неповторимость своего восприятия мира, что является фундаментом для формирования его активной и осознанной личности.

Игра с материалами: рождение новых идей! Когда мы предлагаем детям использовать в аппликации не только бумагу, но и разные интересные материалы: губки, ватные палочки, фольгу или лоскутки ткани, их фантазии нет предела. Это как будто открываешь новый мир, полный сюрпризов. Они могут пробовать разные сочетания, делать объемные картинки, смешивать цвета и формы — всё это помогает им придумывать что-то свое, уникальное. Когда ребенок сам выбирает, что и как использовать, он учится быть ответственным за свои идеи. А возможность творить и создавать что-то особенное делает его более уверенным в себе и в том, что он может менять мир вокруг себя к лучшему!

Очень важно обратить внимание и на командную работу. Совместные проекты сплачивают детей, развивая у них навыки сотрудничества и взаимопомощи. Создавая общую работу, где каждый вносит свой вклад (кто рисует, кто вырезает, кто клеит), дети осознают важность личного участия в общем деле и учатся уважать чужое творчество. Через такие активности они осваивают общение, ценят разнообразие подходов и формируют активную жизненную позицию, способствующую личностному росту.

После завершения любой работы проводится рефлексия — обсуждение, где дети делятся своими чувствами, мыслями и впечатлениями о проделанной работе. Педагог помогает им осознать полученный результат, выявить, что вызвало наибольший восторг или трудности, и проанализировать свой творческий процесс. Такие беседы развивают у детей умение анализировать свои действия, видеть свои успехи и зоны роста, формируют осознанность и критическое мышление. Понимание связи между усилиями и результатом повышает их ответственность за качество работы. Примеры вопросов, стимулирующих этот процесс: «Что, было самым увлекательным?», «Что вызвало затруднения и почему?», «Как бы ты описал свои эмоции?», «Что нового ты узнал?», «Что бы ты изменил в следующий раз?». Эти вопросы помогают детям осмыслить свой опыт, глубже понять творчество и укрепить свою уверенность в себе.

Такой подход превращает обучение в захватывающее приключение, наполненное радостью и открытиями. Он помогает детям стать активными участниками своего образования, проявляя инициативу, готовность к сотрудничеству и ответственность. Это закладывает основу для воспитания, уверенного в себе поколения, способного справляться с будущими трудностями и принимать взвешенные решения.

Литература:

  1. Мясищева Е. Н. Наставничество в сфере образования — фактор развития региональной системы образования // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С.91–100.
  2. Черноусова Л. Н. Проект наставничества: от идеи к результату // Методист. 2022. № 8. С.27–29.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 162-164):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 162-164стр. 207

Молодой учёный