Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности
Автор: Матвеева Юлия Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 09.05.2020
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Матвеева, Ю. В. Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности / Ю. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5228/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вопросы развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначаются в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности» [2]. Стандарт Дошкольного Образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной деятельности.
Инициатива — это начало, первый шаг в каком-либо деле, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Широкие возможности для проявления инициативы и самостоятельности предоставляют творческие задания, которые активизируют способности детей, а также способствуют успешному освоению программы. Творческие задания, связанные с песенными импровизациями, представляют для детей большой интерес и способствуют развитию инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности дошкольников. В пении самостоятельность детей проявляется посредством активного восприятия музыкальных произведений, определения их настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе импровизации собственные несложные ритмические или мелодические обороты.
Опираясь на теоретическое обоснование и собственный педагогический опыт, были созданы условия для обеспечения поддержки самостоятельности и инициативы в процессе певческой деятельности:
– организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая повышение активности, самостоятельности и инициативы в процессе певческой деятельности;
– учет возрастных и индивидуальных особенностей, выражающихся в подборе соответствующих приемов и методов (проблемность заданий, посильная креативность и т. д.);
– установление партнерских отношений между субъектами деятельности, диалогизация, уважительное отношение к детям, к их чувствам и потребностям.
Работа по развитию инициативы, самостоятельности и творческих проявлений в певческой деятельности проходила в несколько этапов:
I — знакомство с элементами нотной грамоты;
II — развитие певческих навыков и умений;
III — развитие творческих проявлений в процессе песенной импровизации.
Для освоения детьми элементов нотной грамоты был проведен цикл занятий «Веселые нотки», который включал знакомство с нотами и длительностями нот. Также был изготовлен планшет с нотным станом, разноцветными и раздаточный материал: клавиатура с цветными клавишами для освоения и проигрывания детьми ритмического рисунка, распевки и песенки. Путём проб и ошибок, дети пытались проигрывать и подбирать знакомые мелодии, сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты.
Работа по развитию певческих умений и навыков включала:
– упражнения для формирования правильной осанки;
– упражнения для развития дыхания;
– упражнения для развития чистого интонирования.
Чистое, легкое пение детей в детском саду — это очень большая редкость. Основным условием, способствующим развитию певческого голоса, является налаживание координации между слухом и голосом. Этому способствовали вокально-хоровые упражнения, опирающиеся на игровую методику, которые вызвали положительный эмоциональный отклик у детей и позволили достичь хороших результатов. В ходе работы были изготовлены дидактические альбомы «Игры и упражнения для развития голоса и слуха» и «Маленькие песенки для красивого голоса». Упражнения, песенки и детские потешки включенные в альбомы, давались систематически и в логической последовательности. Благодаря проведенной работе, дети научились осуществлять слуховой контроль и слуховое внимание во время пения, сравнивать свой голос, с голосами других детей и голосом педагога, расширению певческого диапазона, совершенствованию динамического, ритмического и звуковысотного слуха.
Дорога в музыкальную импровизацию для детей лежит через их свободное непроизвольное обращение с тем, что очень легко и просто, с чем можно обращаться, манипулируя, а затем комбинируя. Важно понять, что ценность музыкального сочинительства и импровизации не столько в творческой продукции, сколько в самом процессе овладения устной музыкальной речью через импровизацию и игру.
Самостоятельные действия детей развивались по определённой логике: от действий, заранее запланированных педагогом, к возникновению инициативных, непреднамеренных действий и далее — к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий. Дети создавали собственные несложные ритмические или мелодические обороты, творили свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя известные элементарные интонации.
Проводимая планомерная работа по внедрению предложенной системы условий в практику организации певческой деятельности в ДОУ побуждает детей к инициативности и самостоятельности, что влечет за собой осознанное, творческое отношение воспитанников к собственной музыкальной деятельности и даёт возможность не только эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но и сформировать личность.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.: нот.
- Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41–43.
- Коротаева Е. В., Святцева А. В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24216 (дата обращения: 24.02.2017).
- Коротаева Е. В., Святцева А. В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.02.2017).