Государственная противопожарная служба Министерства чрезвычайных ситуаций России выступает важнейшим элементом системы государственного управления, обеспечивая защиту населения и объектов экономики от пожаров, а также участвуя в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Правовое регулирование данной службы полностью вписано в общую систему государственной службы России, где, согласно концепции, изложенной Лизогубовой М. В., государственная служба «представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению реализации полномочий государственных органов» [2, с. 455]. Именно поэтому противопожарная служба рассматривается как специализированное звено государственной службы, обладающее особыми требованиями и нормативной спецификой.
Общая правовая основа организации государственной службы опирается на положения, которые характеризуют государственную службу как систему публично-правовой деятельности, регулируемую специальными нормативными актами. Это согласуется с подходом, изложенным Козбаненко В. А., который определяет государственное управление как «деятельность государства, направленную на организацию и регулирование общественных процессов» [7, с. 100]. Следовательно, правовые механизмы регулирования противопожарной службы формируются в соответствии с общей логикой функционирования государственного управления, но с учётом специфики рисков, условий труда и профессиональных функций ее сотрудников.
Несмотря на значимость службы, долгое время оставались нерешёнными вопросы нормативного обеспечения её деятельности. В исследованиях Черненко Е. В. подчёркивается, что «реализация федеральных принципов в кадровой политике требует системности и нормативной согласованности» [3, с. 170]. Указанная проблема остро проявилась в процессе перехода функций пожарной охраны из МВД России в МЧС России: отдельные нормативные акты не соответствовали новой ведомственной структуре, что затрудняло процессы формирования кадровой политики и регламентации служебных отношений.
Ситуация стала последовательно меняться после принятия специализированного законодательства, регламентирующего прохождение службы. Важность нормативной определённости неоднократно подчёркивается и в трудах Фотиной Л. В., где указано, что «кадровая политика государственной службы должна основываться на чётко установленных правилах, обеспечивающих стабильность и предсказуемость служебных отношений» [4, с. 110]. Именно такие принципы легли в основу современного регулирования деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы.
Сотрудники противопожарной службы подчиняются специфическим профессиональным требованиям. В учебнике С. Г. Заборовской отмечается, что система государственной и муниципальной службы предполагает «повышенные требования к уровню профессиональной подготовки, психологической устойчивости и способности работать в условиях риска» [5, с. 17]. Эти положения напрямую объясняют существующие возрастные и квалификационные требования, применяемые к сотрудникам противопожарной службы. Строгие ограничения обусловлены необходимостью поддержания высокой физической и профессиональной готовности, что органично вытекает из характера служебных задач.
Особое значение имеет и система формирования кадрового состава. Как подчеркивают Ю. Г. Одегов и В. В. Павлова, «эффективность государственной службы во многом определяется качеством кадровых процедур, включая подбор, оценку и развитие персонала» [6, с. 24]. В этой связи современная противопожарная служба сталкивается с проблемой необходимости совершенствования механизмов карьерного роста, обновления подготовительных программ и повышения уровня мотивации персонала. Указанные аспекты также соотносятся с положениями Н. А. Барашковой, которая отмечает, что «оценка эффективности труда государственных служащих должна строиться на принципах объективности, прозрачности и соответствия функционалу должности» [1, с. 34]. Эти выводы являются актуальными и для сотрудников противопожарной службы, поскольку специфика их деятельности требует точных критериев оценки результативности.
Современная практика подтверждает, что дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования противопожарной службы необходимо в целях повышения эффективности кадровой политики. Черненко Е. В. особо подчеркивает, что развитие государственной кадровой системы возможно только при условии «постоянного мониторинга эффективности действующих механизмов и их адаптации к меняющимся вызовам» [3, с. 110]. Это полностью соответствует текущим потребностям противопожарной службы, где изменения в социально-экономических и технологических условиях требуют обновления подходов к регулированию служебных отношений.
Таким образом, государственная противопожарная служба Министерства чрезвычайных ситуаций России занимает особое место в системе государственной службы. Она сочетает высокую социальную значимость, профессиональные риски и уникальные требования к подготовке сотрудников. Нормативная база, регулирующая её деятельность, развивается поступательно, однако сохраняются направления, требующие дальнейшего уточнения — в частности, обновление механизмов карьерного продвижения, усиление социальных гарантий и совершенствование процедур служебной оценки. Эти выводы согласуются с общей научной позицией ведущих исследователей кадровой политики, подчёркивающих необходимость системного и научно обоснованного подхода к регулированию государственной службы в современных условиях.
Литература:
- Барашкова, Н. А. Оценка эффективности труда государственных служащих [Электронный ресурс] / Н. А. Барашкова, А. В. Михайлова. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17648.pdf
- Лизогубова, М. В. Кадровая политика в органах государственной власти / М. В. Лизогубова // Аллея науки. — 2020. — Т. 1, № 3 (42). — С. 454–459.
- Черненко, Е. В. Реализация федеральных принципов в государственной кадровой политике / Е. В. Черненко // Научно-практические исследования. — 2020. — № 1–2 (24). — С. 169–171.
- Кадровая политика на государственной службе: учебник для вузов / Л. В. Фотина [и др.]; под общей редакцией Л. В. Фотиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.
- Заборовская, С. Г. Кадровый менеджмент на государственной гражданской и муниципальной службе: учебник для вузов / С. Г. Заборовская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–17407–6. — Текст: электронный. — Режим доступа: образовательная платформа Юрайт (дата обращения: 14.11.2025).
- Одегов, Ю. Г. Кадровая политика в системе государственной службы: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, В. В. Павлова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–20314–1. — Текст: электронный. — Режим доступа: образовательная платформа Юрайт (дата обращения: 14.11.2025).
- Козбаненко, В. А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / В. А. Козбаненко. — Москва, 2020. — 100 с.

