В статье автор предпринял попытку обозначить правовые и организационные проблемы кадровой политики на государственной службе субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная служба, кадровый резерв, кадровая политика.
Эффективная кадровая политика на государственной службе напрямую влияет на результативность деятельности органов государственной власти и является одним из условий успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Кроме того, развитие и совершенствование кадровой политики влияет на укрепление конституционно-правового статуса государственного служащего.
Кадровая политика — это система идей и практических (методических) рекомендаций, объединяющая развитие теоретических и организационных аспектов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в процессе разработки и внедрения кадровых процедур, форм, принципов и методов кадровой деятельности, отражающая взаимодействие различных отраслей науки и юридической практики [5].
Сегодня приоритетное место в государственной кадровой политике занимает кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления: насыщение структур исполнительной, законодательной и судебной власти профессионально подготовленными, ответственными кадрами, обладающими высоконравственными качествами и чувством гражданского долга. Особого внимания требует деятельность по формированию административного и элитного слоя и его резерва. В настоящее время покрыт дефицит профессионально подготовленных руководителей государственного уровня [4].
В настоящий момент в России ведется активное реформирование системы государственного управления. В указанном процессе принимают активное участие эксперты из Центра стратегических разработок (ЦСР), Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и другие. Представители самих органов власти также активно вовлекаются в реализацию мероприятий по совершенствованию государственного управления и кадровой политики.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования и подготовленные экспертами предложения, реформирование кадровой политики на государственной службе в России происходит крайне медленно, как на федеральном уровне, так и на региональном.
Все проблемы кадровой политики условно можно классифицировать на две группы: правовые и неправовые (организационные). Правовые проблемы так или иначе можно решить, изменив действующее правовое регулирование. Требования к кандидатам и процедура формального отбора и проверки документов кандидатов на государственную службу, система повышения квалификации и обучения, система должностей, условия снятия с должности и формирования денежного содержания государственных служащих закреплены федеральным законодательством [3].
К числу правовых проблем можно отнести условия формирования денежного содержания госслужащих, которое фактически связано со стажем и формальными заслугами сотрудников, но не с компетентностью, результативностью и эффективностью работы [1]. Излишнюю зарегулированность системы управления кадрами и организации работы на госслужбе, которая приводит к главенству соблюдения формальных правил и процедур над содержательными результатами работы.
Неправовые проблемы чаще всего связаны с организационными аспектами управления кадрами на госслужбе. Например, проблема внедрение современных технологий управления персоналом на госслужбе. Формирование и работа с кадровыми резервами и резервами управленческих кадров в разных субъектах РФ и на федеральном уровне, которые существуют параллельно и никак не связаны между собой. Причиной тому отсутствие единого подхода и технологий создания этих резервов и коммуникаций в органах исполнительной власти по кадровым вопросам, что снижает эффективность работы с кадрами. Отсутствует также и горизонтальные связи между органами государственной власти разных регионов по кадровым вопросам.
Например, в Нижегородской области создан и функционирует полноценный кадровый портал «Команда Правительства» [2]. Данный портал — это не только база вакансий государственной службы, но и образовательная площадка и площадка для профессионального развития, в основе которой лежат современные HR-технологии. В Челябинской области и соседних регионах аналогичные порталы отсутствуют.
Интересно отметить, что в Нижегородской области методология отбора кандидатов разработана Факультетом оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС и, начиная с 2014 года, используется при формировании резерва управленческих кадров, находящегося под патронажем Президента Российской Федерации. Это отличный пример взаимодействия академического сообщества с органами государственной власти в сфере кадровой политики, которое направлено и на решение проблем, которые мы обозначили выше, и на развитие регионального кадрового потенциала.
Условность данной классификации заключается в том, что так или иначе система управления кадрами базируется на правовом регулировании и сильно зависит от действующего законодательства.
Указанные проблемы являются следствием отсутствия единой и продуманной кадровой политики, и ее законодательного регулирования. И для того чтобы добиться прогресса в процессе изменения системы и обеспечить органы государственной власти специалистами, обладающими компетенциями, навыками и опытом, которые необходимы для достижения национальных целей, требуется переработать законодательные нормы и методические рекомендации, регулирующие систему управления кадрами.
Литература:
- Добролюбова, Е. И. Заработная плата чиновников: сколько и как платить / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков. // Экономическое развитие России. — 2019. — № 4. — С. 92–94.
- «Команда Правительства» — экосистема профессионального развития. // Команда Правительства Нижегородской области: [сайт]. — URL: https://hr.government-nnov.ru/ (дата обращения: 20.09.2022).
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. ст. 3215.
- Хайбуллаева, М. М. Проблема кадровой политики на государственной службе / М. М. Хайбуллаева, Д. В. Голиков. // Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 111–114.
- Щукина, Т. В. Вопросы содержания и структуры кадровой политики в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации / Т. В. Щукина. // Административное право и процесс. — 2011. — № 11. — С. 4–5.