Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектная деятельность обучающихся 10-х классов как вид самостоятельной работы при изучении дисциплины «Химия»

Педагогика
08.10.2025
18
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проектной деятельности учащихся старших классов как эффективного метода организации самостоятельных работ по химии. Рассматриваются цели, формы и методы реализации проектов, подчеркиваются преимущества такого подхода в формировании исследовательских компетенций и углубленном освоении учебного материала.
Библиографическое описание
Михайлова, В. А. Проектная деятельность обучающихся 10-х классов как вид самостоятельной работы при изучении дисциплины «Химия» / В. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 41 (592). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/592/128981.


В современном образовании, ориентированном на развитие активной и самостоятельной личности, проектная деятельность становится неотъемлемой частью учебного процесса. В контексте изучения химии в 10-х классах она представляет собой мощный инструмент для углубления знаний, развития исследовательских навыков и формирования интереса к предмету.

Химия как экспериментальная наука требует не только теоретического понимания, но и практического применения полученных знаний. Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность самостоятельно проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы и представлять свои исследования в виде структурированного проекта. Это позволяет не только лучше усваивать материал, но и развивать критическое мышление, умение работать в команде и правильно презентовать свои идеи.

Процесс проектной деятельности начинается с выбора темы, которая должна быть актуальной, интересной для учащихся и соответствовать их уровню знаний. Далее следует этап планирования, включающий определение целей и задач проекта, выбор методов исследования и составление графика работы, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Последовательность действий выполнения этапов работы над проектом

Проблема исследования и ее актуальность

Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Какова необходимость и полезность предстоящего исследования?

Цель исследования — это желаемый конечный результат.

Зачем я/мы буду/будем выполнять этот проект, с какой целью?

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Что я/мы буду/будем исследовать?

Предмет исследования — это то, что находится в границах объекта.

Что я/мы буду/будем исследовать?

Гипотеза предположение, при котором делается вывод об объекте.

Каков предполагаемый ответ на поставленную цель?

Задачи исследования — это выбор путей и средств для достижения цели.

Каков план исследования?

Методы исследования — это основные способы, с помощью которых проводится исследование, проверяется гипотеза.

Какие методы, средства, технологии я буду использовать в ходе проекта?

Важным этапом является проведение экспериментов и сбор данных, которые затем подвергаются анализу с последующими выводами о проделанной работе. Завершающим этапом является оформление проекта в виде отчета или презентации и его защита перед аудиторией — примеры материализованного результат проектной деятельности по химии представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Примеры продуктов (результатов) проектной деятельности обучающихся

Название продукта

Содержание продукта

Макет/модель

Модель или макет объекта

Коллекция

Коллекция подготовленная обучающимся в ходе проекта

Презентация

Набор слайдов по теме проектной деятельности

Прибор

Прибор, который разработал обучающийся вовремя выполнение проектной деятельности

Буклет

Текстовая или графическая информация с кратким экскурсом проведении проектной работы

Эссе

Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, которое выражает индивидуальные впечатления возникших в ходе проекта

Рисунок

Изображение на плоскости, созданное средствами графики

Документальный фильм

Видеоролик подготовленный в ходе выполнения проекта

Проектная деятельность обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения. Она способствует развитию самостоятельности и ответственности, формирует навыки планирования и организации работы, развивает творческое мышление и умение решать проблемы. Кроме того, проектная деятельность позволяет учащимся применять полученные знания на практике, что повышает их мотивацию и интерес к изучению химии [2].

При организации проектной деятельности необходимо учитывать методические рекомендации и требования к оформлению проектов. Важно обеспечить учащихся необходимыми ресурсами и оборудованием, а также предоставить им консультации и поддержку на всех этапах работы. Роль преподавателя заключается в том, чтобы направлять и координировать деятельность учащихся, помогать им в выборе темы, планировании и проведении исследований, а также оценивать результаты их работы [1].

Эффективность проектной деятельности в обучении химии подтверждается исследованиями, проведенными в различных странах. Например, в исследовании, опубликованном в журнале «Journal of Chemical Education» показано, что учащиеся, участвующие в проектной деятельности, демонстрируют более глубокое понимание химических концепций и более высокий уровень развития исследовательских навыков [4].

В качестве примеров проектных работ по химии в 10-х классах можно привести исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции, изучение свойств органических веществ, синтез и анализ новых соединений, анализ карбонатной жесткости воды учебного заведения. Учащиеся могут также проводить исследования, связанные с экологическими проблемами, например, изучать загрязнение воды или воздуха химическими веществами и разрабатывать способы их устранения [3].

Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом обучения химии в 10-х классах, способствующим развитию познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления учащихся. Она позволяет им применять полученные знания на практике, развивать исследовательские навыки и формировать интерес к изучению химии. Внедрение проектной деятельности в учебный процесс требует тщательной подготовки и организации, но результаты оправдывают затраченные усилия.

Литература:

  1. Борисевич И. С. Химия. 7–11 классы: организация исследовательской деятельности учащихся: пособие для учителей учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения / И. С. Борисевич, Е. Я. Аршанский, А. А. Белохвостов; под ред. Е. Я. Аршанского. — Минск: Аверсэв, 2020. — 142 с.: ил.
  2. Козицина А. Н. Основы проектного обучения по направлениям подготовки «Химическая технология», «Химия»: учебно-методическое пособие / А. Н. Козицина, Т. С. Свалова, Е. Л. Герасимова, Е. Р. Газизуллина, Ж. В. Шалыгина; под общ. ред. Е. Р. Газизуллиной; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. — 88 с.
  3. Третьяков Д. А. Методические рекомендации по проведению и оформлению практических работ по химии в 10–11 классах / Д. А. Третьяков — Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. — 2024. — 50 с.
  4. Zoller, U. «The Fostering of Question-Asking Capability—A Purpose of Science Education. Chemistry education: research and practice in Europe 2000, Vol. 1, No. 2, pp. 189–200.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №41 (592) октябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 272-273):
Часть 4 (стр. 227-295)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 272-273стр. 295

Молодой учёный