Цель исследования. Анализ направленности проектов, выполненных школьниками Вологодской области.
Результаты. В последние годы наблюдается тенденция сокращения академических часов. Это снижает интерес к предмету и качество подготовки. В школьные программы, включая химию, введен метод проектной деятельности учащихся. Установлено, что выбор тем проектов зависит от уровня подготовки обучаемых, материальной базы и компетентности учителя. Были проанализированы работы учащихся Вологодской области, которые представлены на разные конкурсы. Большинство работ носит межпредметный характер и выполнены в рамках экологических исследований.
Выводы. Преимущественно выполняются предметные исследовательские проекты, рассчитанные на долгий срок. Тридцать девять процентов имеют интеграционный характер. Доля проектов по доминирующей деятельности составляет 79 %; с применением химических методов анализа — 50 %.
Ключевые слова: метод проектов, проекты, химия, учащиеся, интеграция.
В настоящее время в соответствии с государственным образовательным стандартом (ФГОС) программы общеобразовательных школ включают раздел формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность учащихся.
В отличие от традиционной классно-урочной системы подготовки школьников проектная деятельность способствует формированию у них навыков самостоятельной работы, расширяет кругозор, устанавливает взаимосвязи между различными предметами, тренирует умственные способности, учит анализировать информационные источники, знакомит с современными методиками выполнения эксперимента и необходимым оборудованием. Таким образом, этот вид деятельности способствует повышению качества их подготовки [1].
Поэтому метод проектов в настоящее время внедрен в учебную программу при изучении химии, начиная с 8 класса. Перед учителями стоят сложные задачи в выборе тематики проектов, обеспечение необходимой литературой, оборудованием и реактивами. Также установлено, что тематики исследований зависят от интересов и степени подготовки школьников. В связи с сокращением аудиторных часов на изучение предметов естественнонаучного цикла у школьников возникают проблемы не только с усвоением теории, но и с отсутствием практических навыков при выполнении экспериментальных работ. Частично эта проблема решается за счёт проектной деятельности, которая является дополнением к теоретическому и практическому курсу изучаемых дисциплин [2].
В связи с этим была поставлена цель: проанализировать и определить приоритетные направления тематики проектов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) выполнить информационный поиск;
2) на основании выполненного аналитического поиска определить приоритетное направления тем;
3) провести классификацию тем проектов обучающихся Вологодской области и сделать выводы и предложения;
Научная новизна: проанализированы приоритетные тематики выполненных проектов обучающимися Вологодской области, на основании которых можно сделать вывод об интересах учеников к химии и к уровню их подготовки.
Объект исследования: классификация выполненных проектов.
Метод исследования: аналитический.
Известно, что метод проектов направлен на развитие познавательных навыков школьников, умения ориентироваться в информационном пространстве, и способствует формированию творческого мышления и выполнению экспериментальных исследований.
Аналитический поиск показал, что перед учителями химии стоят сложные задачи: заинтересовать учащихся предметом, научить их работать с источниками информации, ставить перед собой цели, определять условия их достижения и уметь объяснять результаты исследований.
Большое значение для формирования у школьников навыков проектной деятельности имеет лабораторный практикум, на котором они приобретают навыки экспериментальной работы и учатся анализировать полученные результаты, что является основой при выполнении проектов.
Поэтому метод проектирования меняет функцию учащегося. Он делает ученика не объектом, на который направлена активность учителя, а субъектом процесса обучения, так как он должен проявлять инициативу в поиске, усвоении и применении новых знаний [3].
Исследования показывают, что выбор направления тем исследований по химии зависит от многих факторов, включая не только уровень подготовки школьников, наличие материальной базы, но и от востребованности профессий в обществе.
Согласно данным по Вологодской области, в последние годы снижается интерес к химии. В 2022 году среди выпускников 11 классов химию сдавало только 8 %. Результаты ЕГЭ также показали недостаточный уровень подготовки школьников, сдававших химию.
Частично можно решить эти проблемы за счёт внедрения в школьный образовательный процесс метода проектов, который имеет преимущество перед классно-урочной системой и успешно интегрируется в образовательный процесс. Он обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникативность [4].
В педагогической литературе даётся краткая характеристика 6 видов проектной деятельности. По доминирующей деятельности выделяют информационные, исследовательские и творческие работы. По количеству обучающихся, участвующих в разработке проекта рассматривают индивидуальные, парные и групповые проекты. Также классифицируют проекты по направлению исследования, виду секции, по связям с другими предметами и по продолжительности проведения [5].
Исходя из вышеперечисленных классификаций, можно сделать вывод, что проекты могут быть весьма многообразными. Знание их типологии помогает учителям при выборе темы, выполнении экспериментов учащимися как индивидуально, так и в группах. Но, следует заметить, что к какому бы типу не относился проект, любой из них при выполнении требует творческого подхода.
В работе приводятся результаты исследований определения приоритетных видов проектных работ по химии, которые были опубликованы на конкурсах: «Мир через культуру», «Экопатруль», «Подрост» в 20–22 гг. Всего проанализировано 107 школьных проектов.
Классификация тем по доминирующей деятельности представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация проектов по доминирующей деятельности
На долю информационных проектов, которые учат работать с дополнительной литературой и анализировать её, приходится 16 %. Эти проекты, как правило, индивидуальные. Доминирующими являются исследовательские проекты, доля которых составляет 79 %. К ним относят экспериментальные исследования. При этом происходит не простое накопление знаний, а формирование научного мышления. Следует отметить, что творческие проекты, которые включают в себя разработку экологических маршрутов или устройств для мониторинга состояния атмосферного воздуха, составляют 5 %. Примером является проект на тему «Разработка устройства для оценки экологических параметров воздуха» выполненного учениками Корниловым А. А., Морокуевым А.Е, который носит межпредметный характер;
По направлениям исследований (Рис. 2): связанных с проблемами экологии — выполнено 38 % работ; c биологическим разнообразием — 31 %; изучением химического состава разных сред занимались 9 % школьников. По другим тематикам, выполнено школьниками разных видов проектов только 22 %. Таким образом, обучающиеся чаще всего выбирают темы по решению экологических проблем.
Рис. 2. Классификация проектов по направлению исследования
На рисунке 3 представлена классификация проектов по виду секций.
Рис. 3. Классификация проектов по секциям
Среди всех школьников, которые выбрали секции «Мир всему живущему», «Юные исследователи», «Летопись Земли», приходится 47 %; затруднялись в выборе секции 45 %.
Также проанализированы по содержанию проекта. Лидером являются предметные проекты и составляют 61 %; 39 % из всех выполненных работ приходится на интегрированные исследования по биологии, химии и экологии. Именно такие проекты способствуют формированию у школьников межпредметных связей и создают целостную картину окружающего мира.
По продолжительности проведения выделяют среднесрочные (29 %) и долгосрочные (71 %). Преимущественно преобладают долгосрочные проекты, которые выполняются в течение нескольких лет, что способствует получению более глубоких знаний и формированию умений и навыков экспериментальной работы.
Заключение
Проанализированы приоритетные направления при выборе тем проектов учащимися по Вологодской области. Установлено, что по доминирующей направленности чаще всего выбирают исследовательские проекты, которые включают в себя экспериментальное исследование. Учащиеся Вологодской области заинтересованы в большей степени экологическими тематиками, отсюда, по направлению исследования доминируют проекты, связанные с решением экологических вопросов. Лидером по содержанию являются предметные проекты 61 %, но многие работы носят и интеграционный характер — 39 % (межпредметные проекты). По продолжительности доминируют долгосрочные проекты — 71 %, среднесрочные же составили 29 %. Анализ содержания проектов также показал, что из 107 проектов в 57 применялись химические методы анализа и проводились эксперименты. Подкрепление научной гипотезы экспериментом говорит о правильности теоретических рассуждений.
Литература:
- Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43–2. С. 144–148
- Розанов Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология // Педагогика. 2014. № 4. С. 74–77
- Шарафутдинова Е. С. Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии: сайт — URL: https://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=17448 (дата обращения 10. 06. 2022).
- Кравченкова О. А. Использование «Метода проектов» на уроке химии. — Воронеж, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/ispolzovanie-quot-metoda-proektov-quot-na-urokah-himii-1255596 (дата обращения 10. 06. 2022).
- Шевлякова И. А. Метод проектов при обучении химии. — Первоуральск, 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/2379681/ (дата обращения 10. 06. 2022).