Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров сферы туризма и сервиса для проведения Олимпийских игр 2014. Приводиться анализ современной системы ДПО используемой при подготовки кадров для обслуживания Олимпийских игр 2014.
Поделиться в социальных сетях
105 просмотров
Библиографическое описание

Кощеев, С. В. Организация системы дополнительного профессионального образования в контексте подготовки города Сочи к проведению олимпийских игр / С. В. Кощеев, А. В. Дзюбина, С. С. Хлебников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 476-480. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8597/ (дата обращения: 27.07.2021).

Встатье рассматриваются актуальные вопросы подготовки кадров сферы туризма и сервиса для проведения Олимпийских игр 2014. Приводиться анализ современной системы ДПО используемой при подготовки кадров для обслуживания Олимпийских игр 2014.

Ключевые слова: олимпийские игры;подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Реализация мер, направленных на процесс подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи тесно связана с обучением высококвалифицированных кадров [3]. Для проведения Олимпийских игр 2014г. нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями и умениями применяемые в сервисе. В связи с этим, одной из главных задач по подготовке кадров для Олимпийских игр 2014 г., является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных качественно (на уровне мировых стандартов) предоставлять весь спектр туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг.

Для обеспечения реализации этой задачи, связанной с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи, был разработан план мероприятий по обучению персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (№ ДК-П12–7838 от 09.11.2011 г.). В соответствии с этим документом Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию и контроль его выполнения.

Основной функцией, данного документа, является построение системы управления знаниями, необходимой и достаточной для осуществления качественной и экономически эффективной подготовки кадров для олимпийских и крупномасштабных спортивных проектов, как для Российской Федерации, так и за ее пределами.

В настоящее время в г. Сочи переподготовка кадров осуществляются в рамках программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (ДПО), реализация которых регламентируется следующим основным нормативным документом: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Следует отметить, что в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ необходимость повышения квалификации работников, профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (как правило, для большинства профессиональных отраслей — не реже одного раза в пять лет) [2].

В тексте ст. 10 Закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» написано, что «Система образования включает в себя [1]:

1)                 федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2)                 организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3)                 федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4)                 организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5)                 объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования».

Так же в ст.10 дается структура образования, которая подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В свою очередь, образовательная система, как и другие социальные системы, созданные под воздействием развития общества, имеет заданную ей цель функционирования.

Для существующей образовательной системы (направленная на подготовку кадров для Олимпиады), включающая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (рис. 1), как важнейшего социального института современного общества, эта направленность становиться ключевой, определяющей не только структуру и основы функционирования самой системы, но и её взаимосвязь с другими социальными институтами и, что особенно существенно, ту роль, которую она выполняет в общественном развитии [5,8,9].

Рис. 1. Макроструктура научно-образовательной системы [4]

На современном этапе, прежде всего с учетом проведения Олимпийских игр в г.Сочи, эта роль заключается в реализации государственной политики в области подготовки высококвалифицированных кадров для Российской Федерации, в которой качественная подготовка кадров, с учетом мировых стандартов, провозглашена определяющей.

В свою очередь дополнительное профессиональное образование должно учитывать и быть увязано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и стратегиями социально-экономического развития регионов. Основой ДПО должна быть интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности при реализации программ дополнительного образования. ДПО должно осуществляться не только на мощностях традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но на базе новых организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров (ИТЦ), центров трансфера технологий (ЦТТ), бизнес-инкубаторов и др [6,7].

Основываясь на приведенных выше положениях и на основании сетевого плана взаимодействии ВУЗов, утвержденного Министерством образования и науки РФ, решения Управляющего комитета № 35–02–01/60 от 23 ноября 2012 года ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» является ответственным за обучение персонала объектов гостиничных, санаторно-курортных, экскурсионных услуг в городе Сочи.

Программа повышения квалификации «Совершенствование личностных, профессиональных и языковых компетенций персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» ориентирована на обучение персонала гостиничных, санаторно-курортных, торговых и экскурсионных организаций. Данная программа включает в себя три модуля: олимпийское гостеприимство, профессиональные компетенции и иностранный язык.

Сферой применения слушателями полученных в ходе обучения профессиональных компетенций, умений и знаний является их профессиональная деятельность на предприятиях сферы гостеприимства в условиях организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр.

За период обучения персонала предприятий города Сочи с 4 квартала 2011 г. по 3 квартал 2013 г. в Сочинском государственном университете прошло обучение более трех тысяч человек.

Рис. 2. Процентное соотношение слушателей по направлениям

Проведя анализ всей совокупности обученного персонала можно сделать ряд выводов:

1.                  Основная масса, слушателей представители сферы торговли и бытового обслуживания. Это факт закономерен в силу многочисленности организаций данных сфер в городе, так как город имеет курортную специализацию.

2.                  Большая часть персонала, прошедшего обучение, представители организаций расположенных в Центральном районе города Сочи. Второе и третье место делят Адлерский и Хостенский районы соответственно.

3.                  Основной поток обучения пришелся на 4 квартал 2012г.

Рис. 3. Процентное распределение слушателей по кварталам

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в регионах, участвующих в реализации мер по подготовке персонала к проведению Олимпийских игр в г. Сочи, существует ряд трудностей:

-       отсутствие финансовой поддержки со стороны предприятий;

-       отсутствие интереса индустрии в обучении персонала;

-       отсутствие рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия;

-       слабые финансовые возможности хозяйствующих субъектов;

-       высокая текучесть кадров;

-       сезонный характер функционирования сферы обслуживания, большое количество временного персонала;

-       большая протяженность города;

-       большое количество закрывающихся предприятий.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753

2.                 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148790;dst=0;ts=C573232A0E7DD1387EA6FA02440DAAF5;rnd=0.17681380501016974

3.                 Романова Г. М., Банников С. А. Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия ВУЗов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи) // Сборник материалы международной научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», 13–14 декабря, 2012. М.: РГУТиС. С. 46–65

4.                 Дворецкий С. И., Муратова Е. И., Федоров И. В. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров: Монография. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 308 с.

5.                 Кощеев С. В., Банников С. А., Боброва О. Ю. Мониторинг системы дополнительного профессионального образования как фактор повышения качества подготовки кадров // Известия СГУ. 2013. № 2. С. 74–78

6.                 Кощеев С. В., Боброва О. Ю. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 392–394.

7.                 Минеева С. В. С.В., Игонина Л. Л., Система подготовки кадрового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Научная мысль Кавказа. 2005. Специальный выпуск № 1. С. 26–31.

8.                 Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: монография / А. Г. Мокроносов [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с.

9.                 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. 456с.

10.             Vitol'd A. Yasvin Development of Regional Standard of General Education Social Quality Concept // European Journal of Contemporary Education. 2012. № 1. P. 82–92.

основные термины

генерируются автоматически
олимпийские игры, подготовка персонала, инновационный подход, сфера обслуживания.
Похожие статьи
Волкова Наталия Сергеевна
Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях
Педагогика
2012
Коршунова Ольга Сергеевна
Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта
Педагогические науки
2014
Беседина Олеся Александровна
Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования
Педагогика
2013
Пермякова Софья Алексеевна
Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании
Экономические науки
2017
Ситникова Екатерина Викторовна
Виды дополнительного профессионального образования кадров в рамках муниципальной службы
Юриспруденция
2017
Наумова Светлана Ивановна
Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО
Теория и методика профессионального образования
2017
Злобина Светлана Николаевна
Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования
Спецвыпуск
2016
Петрова Вера Ивановна
Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов
Педагогические науки
2016
дата публикации
декабрь 2013 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Волкова Наталия Сергеевна
Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях
Педагогика
2012
Коршунова Ольга Сергеевна
Повышение квалификации и дополнительное образование в сфере физической культуры и спорта
Педагогические науки
2014
Беседина Олеся Александровна
Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области в сфере дополнительного профессионального образования
Педагогика
2013
Пермякова Софья Алексеевна
Профессиональные стандарты как основа изменения системы обучения персонала компании
Экономические науки
2017
Ситникова Екатерина Викторовна
Виды дополнительного профессионального образования кадров в рамках муниципальной службы
Юриспруденция
2017
Наумова Светлана Ивановна
Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО
Теория и методика профессионального образования
2017
Злобина Светлана Николаевна
Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования
Спецвыпуск
2016
Петрова Вера Ивановна
Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов
Педагогические науки
2016