Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 20396 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях / Н. С. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 412-415. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4761/ (дата обращения: 11.10.2024).

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию». Такая концепция подхода к образованию уже давно была сформирована и успешно действует по всей Европе. Человек в течение всей жизни получает дополнительное образование, повышает квалификацию, проходит стажировки и аттестации, таким образом, обеспечивая себе конкурентоспособность на рынке труда. Новые тенденции экономики требуют работников нового качества, адаптированных к новым условиям и технологиям, мобильных, легко обучаемых и нацеленных на результат.

Система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию именно этой задачи в части постоянного, последовательного приращения работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства, экономики страны, политики государства и своими личными интересами.

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы. Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка. Охарактеризуем каждый из этих видов:

  • Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

  • Профессиональная переподготовка (далее – переподготовка) – вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

  • Стажировка – форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения [4, с. 1].

Каждый из этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе.

Основные характеристики системы дополнительного профессионального образования РФ

Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.

«В систему дополнительного профессионального образования, курируемую только Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Развитие рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в отношениях между работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает сейчас дополнительное образование. Исторический опыт показывает, что скорейший выход из критической экономической ситуации связан с широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и, прежде всего, высшей школы.

Основными целями системы дополнительного профессионального образования России на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются:

  • превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства;

  • приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики;

  • подготовка кадров высшей квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке новых наукоемких технологий;

  • увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека [5, с. 24].

В настоящий момент система дополнительного профессионального образования в России носит многослойный характер. Ее ядро составляют специализированные учреждения дополнительного профессионального образования (учебные центры занятости населения, коммерческие образовательные учреждения, специализированные школы, курсы и т.п.).

Второй слой системы составляют уцелевшие заведения отраслевого и внутрифирменного обучения (отраслевые учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации и др.). Распределение объемов обучения среди 40 министерств и ведомств федерального уровня, имеющих в своем подчинении учреждения дополнительного профессионального образования, складывается следующим образом: 53 % общего контингента обучается в учреждениях Минобразования, 20 % – в учреждениях Минздрава, 5 % – в системе Минсельхоза, более 4 % – в системе Минтранса России, а на остальные 36 ведомств приходится чуть более 17 % всего объема» [1, с. 94-95].

В последние годы многие учреждения основного профессионального образования тоже начали оказывать услуги по дополнительному образованию. Здесь и профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными центрами занятости населения по обучению безработных профильным рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения (техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и сопутствующие им услуги, и высшие учебные заведения (институты, академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Они образуют как бы третий слой системы дополнительного образования.

И, наконец, на периферии системы дополнительного профессионального образования находятся индивидуальные и частные формы образовательной деятельности (репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).

В целом существование и функционирование российской системы дополнительного профессионального образования лежит в русле общемировых тенденций по подготовке специалистов, вызванных изменением требований к рабочей силе.

Роль дополнительного профессионального образования в условиях перехода к новой экономике в России

Последние тенденции социально-экономического развития России предполагают инновации, модернизацию и динамичное развитие во всех отраслях экономики и социальной сфере населения страны. Развитие, реформирование, инновации в любой сфере требуют не только значительных инвестиций, но и качественной квалифицированной рабочей силы и профессиональных управленцев соответствующих новым требованиям и тенденциям отрасли. Кадры для реформируемой сферы должны максимально быстро и качественно быть подготовлены к изменениям. Именно от готовности людей зачастую зависит успешность и эффективность проводимой реформы.

Наиболее эффективным инструментом образования соответствующих новой системе квалифицированных кадров, несомненно, будет являться дополнительное профессиональное образование. Здесь мы берем во внимание три наиболее распространенных вида ДПО, о которых уже говорилось ранее:

  • переподготовка

  • повышение квалификации

  • стажировка,

при этом исключаем второе высшее образование, так как оно отличается высокими временными затратами.

Использование таких видов дополнительного профессионального образования как переподготовка кадров, повышение квалификации и стажировка для подготовки кадров нового образца целесообразно по причине низких временных затрат на обучение, специфичности и мобильности программ.

«В современных условиях роль дополнительного профессионального образования резко усиливается в связи с проведением большого количества реформ в РФ. Основные сферы реформирования и модернизации, цели и задачи социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе можем увидеть в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая была разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года» [3, с. 23].

«Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [3, с. 5]. В качестве основного фактора экономического развития в данной концепции рассматривается человеческий капитал. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. «Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся:

  • сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России;

  • растущей конкуренцией за квалифицированные образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками;

  • низким качеством и ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.

Таким образом, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики на первом этапе в области развития человеческого потенциала является структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения» [3, с. 7-8].

«Планируемые расходы на образование за счет государственных и частных источников составят – 6,5-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала1.

На втором этапе реализации концепции (2013-2020 гг.) области развития человеческого потенциала планируется:

  • распространение стандартов здорового образа жизни;

  • переход в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

  • внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения» [3, с. 9].

Проблема кадрового обеспечения является одной из самых важных в процессе реформирования той или иной сферы социально-экономического развития, ведь человеческий фактор является одним из определяющих успешности той или иной реформы. Как уже говорилось выше именно система дополнительного образования наиболее полно и в кратчайшие сроки сможет решить проблемы кадрового обеспечения этих важных для социально-экономического развития отраслей. Для того чтобы понять место и роль, которую определяет государство для системы ДПО в современных условиях рассмотрим более подробно реформу образования, а именно комплексный проект модернизации образования.

Реформа образования, также закрепленная в Концепции социально-экономического развития России 2020, направлена в первую очередь на обеспечение реформируемых систем кадрами, соответствующим новым условиям инновационной экономики. «Изменения будут происходить во всей системе в целом, ведь необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». [3, с. 12].

Именно по причине необходимости обеспечения квалифицированными кадрами всех отраслей новой экономики в реформе образования на первом этапе (к 2012 г.) выделились такие задачи как:

  • формирование основ сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

  • формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

  • обновление макетов государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС;

  • создание не менее чем по 15% направлений подготовки программ «прикладного бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой;

  • разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций, и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций» [3, с. 14].

А к 2020 году одним из целевых ориентиров развития образования является формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов. Такие центры должны стать мощной поддержкой в части обеспечения кадрами в современных условиях инновационной экономики. Они должны аккумулировать в себе все необходимые ресурсы самого высокого качества: технологические, человеческие и т.д. (Пермский край, 2008).

Одной из идей реформы образования является внедрение системы непрерывного профессионального образования, которая в свою очередь обеспечивается системой дополнительного профессионального образования. Достижение поставленных целей в реформировании образования обеспечит необходимый кадровый потенциал страны для дальнейшего динамичного социально-экономического развития, внедрения инноваций, развития науки, а также обеспечит конкурентоспособность человеческого фактора на мировом рынке. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что в современных условиях система дополнительного профессионального образования становится непросто востребованной, но и одним из базовых условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных отраслей страны.


Литература:

  1. Валентинов В.В. Роль дополнительного профессионального образования в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования / В.В. Валентинов, С. В. Кондратьев // Роль и место центров содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости: Материалы семинара. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, – 2002. – С. 94–103.

  2. Пермский край – территория конкурентного развития / под научной ред. Букиной Т.В., Зуевой Е.Л. //учебно-методическое пособие, 3-е изд., – Пермь., 2008. – С. 52-58.

  3. Концепция социально-экономического развития Российской федерации до 2020 г. Москва, сентябрь 2008 г. Министерство экономического развития российской федерации: [Электронный ресурс] – Электрон дан. – Режим доступа: www.economy.gov.ru

  4. Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование – цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] / О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. – Электрон ст. – Режим доступа к ст.: http://www.dopobr.ru

  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Москва февраль 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Электрон дан. – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru

  6. Очерки концепции системы повышения квалификации: [Электронный ресурс] – Электрон ст. – М., 2009. – Режим доступа: www.ukma.kiev.ua

1 С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13-14%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, Россия, Российская Федерация, повышение квалификации, система, инновационная экономика, кадровое обеспечение, образовательная деятельность, человеческий потенциал.


Похожие статьи

Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных условиях

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов

Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в современной Канаде

Периодизация этапов развития психологического образования в Татарстане

Концептуальные проблемы бухгалтерского баланса в России и пути их решения

Педагогические основы изучения проблемы развития музыкального обучения в системе образования

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения

Похожие статьи

Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных условиях

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Актуальные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов

Общая характеристика основных тенденций развития профессионального педагогического образования в современной Канаде

Периодизация этапов развития психологического образования в Татарстане

Концептуальные проблемы бухгалтерского баланса в России и пути их решения

Педагогические основы изучения проблемы развития музыкального обучения в системе образования

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения

Идеи трудового народного воспитания в условиях современного профильного обучения

Задать вопрос