Автор: Волкова Наталия Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (40) май 2012 г.

Статья просмотрена: 3613 раз

Библиографическое описание:

Волкова Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 412-415.

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию». Такая концепция подхода к образованию уже давно была сформирована и успешно действует по всей Европе. Человек в течение всей жизни получает дополнительное образование, повышает квалификацию, проходит стажировки и аттестации, таким образом, обеспечивая себе конкурентоспособность на рынке труда. Новые тенденции экономики требуют работников нового качества, адаптированных к новым условиям и технологиям, мобильных, легко обучаемых и нацеленных на результат.

Система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на реализацию именно этой задачи в части постоянного, последовательного приращения работниками своих профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства, экономики страны, политики государства и своими личными интересами.

Рассматривая систему дополнительного профессионального образования необходимо в первую очередь ввести основные определения данной системы. Итак, дополнительное профессиональное образование (ДПО) – это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка. Охарактеризуем каждый из этих видов:

  • Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

  • Профессиональная переподготовка (далее – переподготовка) – вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

  • Стажировка – форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения [4, с. 1].

Каждый из этих видов ДПО имеет свои особенности и свое место в общей системе.

Основные характеристики системы дополнительного профессионального образования РФ

Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.

«В систему дополнительного профессионального образования, курируемую только Министерством образования Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Развитие рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в отношениях между работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает сейчас дополнительное образование. Исторический опыт показывает, что скорейший выход из критической экономической ситуации связан с широкомасштабным привлечением к этим процессам системы образования и, прежде всего, высшей школы.

Основными целями системы дополнительного профессионального образования России на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются:

  • превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства;

  • приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики;

  • подготовка кадров высшей квалификации, обеспечивающая развитие приоритетных направлений науки и техники, создание и внедрение конкурентоспособных на мировом рынке новых наукоемких технологий;

  • увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека [5, с. 24].

В настоящий момент система дополнительного профессионального образования в России носит многослойный характер. Ее ядро составляют специализированные учреждения дополнительного профессионального образования (учебные центры занятости населения, коммерческие образовательные учреждения, специализированные школы, курсы и т.п.).

Второй слой системы составляют уцелевшие заведения отраслевого и внутрифирменного обучения (отраслевые учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, курсы повышения квалификации и др.). Распределение объемов обучения среди 40 министерств и ведомств федерального уровня, имеющих в своем подчинении учреждения дополнительного профессионального образования, складывается следующим образом: 53 % общего контингента обучается в учреждениях Минобразования, 20 % – в учреждениях Минздрава, 5 % – в системе Минсельхоза, более 4 % – в системе Минтранса России, а на остальные 36 ведомств приходится чуть более 17 % всего объема» [1, с. 94-95].

В последние годы многие учреждения основного профессионального образования тоже начали оказывать услуги по дополнительному образованию. Здесь и профессионально-технические училища, взаимодействующие с местными центрами занятости населения по обучению безработных профильным рабочим специальностям, и средние профессиональные учебные заведения (техникумы, лицеи, колледжи), оказывающие образовательные и сопутствующие им услуги, и высшие учебные заведения (институты, академии, университеты), осуществляющие переподготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-технических кадров. Они образуют как бы третий слой системы дополнительного образования.

И, наконец, на периферии системы дополнительного профессионального образования находятся индивидуальные и частные формы образовательной деятельности (репетиторство, надомное обучение, ученичество и др.).

В целом существование и функционирование российской системы дополнительного профессионального образования лежит в русле общемировых тенденций по подготовке специалистов, вызванных изменением требований к рабочей силе.

Роль дополнительного профессионального образования в условиях перехода к новой экономике в России

Последние тенденции социально-экономического развития России предполагают инновации, модернизацию и динамичное развитие во всех отраслях экономики и социальной сфере населения страны. Развитие, реформирование, инновации в любой сфере требуют не только значительных инвестиций, но и качественной квалифицированной рабочей силы и профессиональных управленцев соответствующих новым требованиям и тенденциям отрасли. Кадры для реформируемой сферы должны максимально быстро и качественно быть подготовлены к изменениям. Именно от готовности людей зачастую зависит успешность и эффективность проводимой реформы.

Наиболее эффективным инструментом образования соответствующих новой системе квалифицированных кадров, несомненно, будет являться дополнительное профессиональное образование. Здесь мы берем во внимание три наиболее распространенных вида ДПО, о которых уже говорилось ранее:

  • переподготовка

  • повышение квалификации

  • стажировка,

при этом исключаем второе высшее образование, так как оно отличается высокими временными затратами.

Использование таких видов дополнительного профессионального образования как переподготовка кадров, повышение квалификации и стажировка для подготовки кадров нового образца целесообразно по причине низких временных затрат на обучение, специфичности и мобильности программ.

«В современных условиях роль дополнительного профессионального образования резко усиливается в связи с проведением большого количества реформ в РФ. Основные сферы реформирования и модернизации, цели и задачи социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе можем увидеть в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая была разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года» [3, с. 23].

«Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [3, с. 5]. В качестве основного фактора экономического развития в данной концепции рассматривается человеческий капитал. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. «Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся:

  • сокращением численности российского населения и занятых в экономике на фоне растущего демографического дисбаланса с азиатскими соседями России;

  • растущей конкуренцией за квалифицированные образованные кадры с европейскими и азиатскими рынками;

  • низким качеством и ухудшающейся доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.

Таким образом, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики на первом этапе в области развития человеческого потенциала является структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения» [3, с. 7-8].

«Планируемые расходы на образование за счет государственных и частных источников составят – 6,5-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала1.

На втором этапе реализации концепции (2013-2020 гг.) области развития человеческого потенциала планируется:

  • распространение стандартов здорового образа жизни;

  • переход в образовании к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

  • внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения» [3, с. 9].

Проблема кадрового обеспечения является одной из самых важных в процессе реформирования той или иной сферы социально-экономического развития, ведь человеческий фактор является одним из определяющих успешности той или иной реформы. Как уже говорилось выше именно система дополнительного образования наиболее полно и в кратчайшие сроки сможет решить проблемы кадрового обеспечения этих важных для социально-экономического развития отраслей. Для того чтобы понять место и роль, которую определяет государство для системы ДПО в современных условиях рассмотрим более подробно реформу образования, а именно комплексный проект модернизации образования.

Реформа образования, также закрепленная в Концепции социально-экономического развития России 2020, направлена в первую очередь на обеспечение реформируемых систем кадрами, соответствующим новым условиям инновационной экономики. «Изменения будут происходить во всей системе в целом, ведь необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». [3, с. 12].

Именно по причине необходимости обеспечения квалифицированными кадрами всех отраслей новой экономики в реформе образования на первом этапе (к 2012 г.) выделились такие задачи как:

  • формирование основ сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

  • формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

  • обновление макетов государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС;

  • создание не менее чем по 15% направлений подготовки программ «прикладного бакалавриата», обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой;

  • разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций, и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций» [3, с. 14].

А к 2020 году одним из целевых ориентиров развития образования является формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов. Такие центры должны стать мощной поддержкой в части обеспечения кадрами в современных условиях инновационной экономики. Они должны аккумулировать в себе все необходимые ресурсы самого высокого качества: технологические, человеческие и т.д. (Пермский край, 2008).

Одной из идей реформы образования является внедрение системы непрерывного профессионального образования, которая в свою очередь обеспечивается системой дополнительного профессионального образования. Достижение поставленных целей в реформировании образования обеспечит необходимый кадровый потенциал страны для дальнейшего динамичного социально-экономического развития, внедрения инноваций, развития науки, а также обеспечит конкурентоспособность человеческого фактора на мировом рынке. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что в современных условиях система дополнительного профессионального образования становится непросто востребованной, но и одним из базовых условий успешной реализации всех запланированных реформ, связанных с переходом к новой экономике и инновационному развитию приоритетных отраслей страны.


Литература:

  1. Валентинов В.В. Роль дополнительного профессионального образования в решении проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования / В.В. Валентинов, С. В. Кондратьев // Роль и место центров содействия занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в федеральной системе занятости: Материалы семинара. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, – 2002. – С. 94–103.

  2. Пермский край – территория конкурентного развития / под научной ред. Букиной Т.В., Зуевой Е.Л. //учебно-методическое пособие, 3-е изд., – Пермь., 2008. – С. 52-58.

  3. Концепция социально-экономического развития Российской федерации до 2020 г. Москва, сентябрь 2008 г. Министерство экономического развития российской федерации: [Электронный ресурс] – Электрон дан. – Режим доступа: www.economy.gov.ru

  4. Хомутов О.И. Дополнительное профессиональное образование – цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России: [Электронный ресурс] / О.И. Хомутов, А.В. Тюняев. – Электрон ст. – Режим доступа к ст.: http://www.dopobr.ru

  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Москва февраль 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Электрон дан. – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru

  6. Очерки концепции системы повышения квалификации: [Электронный ресурс] – Электрон ст. – М., 2009. – Режим доступа: www.ukma.kiev.ua

1 С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в ВВП составят около 13-14%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, системы дополнительного профессионального, социально-экономического развития, профессионального образования России, системы образования, система дополнительного, система дополнительного образования, современных условиях, систему дополнительного профессионального, социально-экономического развития России, Российской Федерации, Роль дополнительного профессионального, система дополнительного профессионального, учреждения дополнительного профессионального, повышения квалификации, учреждений профессионального образования, инновационной экономики, системы дополнительного образования, развития образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос