Авторы: Хентонен Анна Геннадьевна, Бельская Ксения Васильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 509 раз

Библиографическое описание:

Хентонен А. Г., Бельская К. В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 527-529.



В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса.

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности. Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования. В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение учащихся как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение. [5]

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив А. Никитин отмечает, что «сегодня в системе дополнительного образования детей наблюдается определенная разобщенность. С одной стороны, этим занимается Министерство образования. С другой стороны, регионы финансируют дополнительное образование — например, целевые кружки. Как правило, детей обучают либо музыке, либо спорту. И очень мало кружков и секций, связанных с инженерными профессиями и ориентирующих детей на те специальности, которые в будущем будут создавать основу российской экономики, основу нашей технологической и экономической безопасности» [1].

Таким образом, перед системой дополнительного образования становится проблема — включение детей и подростков в общественные и экономические процессы, направленные на их профессионализацию. Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность и персонализация, когда учащиеся совместно с родителями могут выбрать предпочтительную деятельность в соответствии со своими интересами, склонностями и ценностями, а также форму, режим и темп ее освоения. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программы дополнительного образования условно разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные, и все они строго следуют предъявляемым требованиям: современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рационалистичность, контролируемость и корректируемость. В дополнительном образовании важную роль играет процесс деятельности, а не только успешный (или не успешный) результат овладения навыками как на уроках в общеобразовательной школе. Кроме широкого выбора занятий, кружков, секций учащихся привлекает отсутствие оценочной системы.

При этом в современных социально-экономических условиях возрастает потребность детей в технологическом образовании, связанным с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями. Такая потребность выражена высокой активностью и интересом учащихся и родителей в выборе технологических общеразвивающих и предпрофессиональных программ в системе дополнительного образования. [7] В качестве примера являются участие в проектах «технопарков», технологических мастерских, таких как «Мастерславль», научно-познавательный интерактивный музей «Иннопарк», «Медиашкола» Арины Шараповой, общеразвивающие тематические парки «Минополис», «Кидбург», «Кидзания» и др.

Развитие инновационных площадок, а именно развивающих парков, позволяет решить проблему инфраструктуры современного дополнительного образования детей и подростков. Площадки позволяют реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей. [5] В таких комплексах учащийся имеет возможность не только наблюдать, но и самостоятельно участвовать в деятельности как индивидуально, так и совместно с группой, работать с информацией и адаптированными предметами труда, находить решения смоделированных задач. Успешность и привлекательность образовательного потенциала «парков» и мастерских, относимых ранее к «индустрии развлечений», становится частью системы дополнительного образования детей.

На международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) в рамках презентации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Д. Ливанов отметил необходимость развития негосударственного дополнительного образований в регионах России, включающих расширение возможностей таких инновационных площадок [1].

В качестве примера негосударственного дополнительного образований может стать детский интерактивный тематический парк «Минополис», в котором для детей от 4 до 14 лет представлены адаптированные возрастным особенностям программы:

– программы отраслевой профориентации;

– образовательные программы, формирующие компетенции «завтрашнего дня»;

– обучение программы на симуляционном промышленном оборудовании, тренажерах и др.

Каждый ребенок может не только попробовать себя в роли работника одной из более ста профессий, но и проследить полный производственный цикл, усвоить закономерности развития общества и всей экономики через игру. Именно формат игры способствует получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим процессом, так как в ней он может самостоятельно проследить связь между получением информации, ее применением и достигнутым результатом.

Аналогичными проектами в нашей стране являются интерактивный образовательный город профессий для детей «Кидбург», социально значимый международный проект для детей парк «Кидзания» и воссозданные мини-модели российских городов с определенной архитектурой и со своей инфраструктурой «Мастерславль» в Москве и «Мастерград» в Санкт-Петербурге.

Программы развлекательных тематических парков положительно оцениваются многими педагогами и психологами во всем мире. В рамках посещения тематических парков и музеев учащиеся могут:

– получить практические умения в творческих направлениях деятельности (рисование, лепка из разных материалов, вырезание, работа в технике квиллинг, оригами и скрапбукинг и т. д.);

– познакомиться с трудовой деятельностью разных специальностей (электрик, строитель и т. д.);

– овладеть навыками работы с техническим оборудованием (изготовление поделок с помощью специализированных устройств, например, 3D принтера, ламинатора, прибора для создания паззлов);

– овладеть кулинарными навыками, самостоятельно приготовив продукт, используя настоящие кухонные приборы.

Погружение детей в такую активную деятельность позволяет развивать у них мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности, ориентируясь и адаптируясь в современных социально-экономических условиях. Именно на базе интерактивных парков и музеев проводятся уроки и тренинги по безопасности на дорогах, оказанию первой медицинской помощи, необходимости ведения здорового образа жизни и т. д.

Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного образования позволяет познакомить детей и подростков с устройством экономической системы, научить их принимать самостоятельные решения, планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она приносила удовольствие и вознаграждение, а также представляла общественную ценность. Важно отметить, что вознаграждение не является главным мотивом деятельности для подрастающего поколения, его они получают вне зависимости от успешности выполненной работы.

Таким образом, в настоящее время главной целью системы дополнительного образования становится создание инновационных площадок и парков, в которых каждый обучающийся может проявить и развить свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества, при этом педагог является тьютором в процессе обучения и воспитания. Именно при таких педагогических условиях полученные теоретические знания и сформированные компетенции учащихся переходит в практический опыт деятельности в разных сферах жизни. При этом происходит активное становление зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут обеспечить успешное будущее своей стране.

Литература:

  1. Агентство стратегических инициатив: На ПМЭФ-2015 дан старт реализации стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». 18.06.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/37031 (дата обращения: 05.11.2016).
  2. Егорова Е. А., Чуракова Н. И. Роль учреждений дополнительного образования и консультационно-образовательных центров в развитии индивидуальных способностей детей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/conf/pedagog/x/26081 (дата обращения: 05.11.2016).
  3. Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011. 256 с.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р//Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 04.11.2016).
  5. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. С.280–283.
  6. Скрипка Л. П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58484 (дата обращения: 06.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, системы дополнительного образования, дополнительного образования детей, системе дополнительного образования, дополнительного образования детей», модель системы дополнительного, негосударственного дополнительного образований, инновационных площадок, развития дополнительного образования, Программы дополнительного образования, преимуществом дополнительного образования, системой дополнительного образования, Электронный ресурс, современного дополнительного образования, дата обращения, развития системы дополнительного, дополнительного образования школьников, учреждений дополнительного образования, компонент системы дополнительного, частью системы дополнительного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос