Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Зубова С. П., Липенская И. А. Центр игрового моделирования как инновационная модель организации дополнительного образования детей и подростков // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/149/41616/ (дата обращения: 25.05.2018).



Работа посвящена описанию технологии создания Центра игрового моделирования как способа проектирования дополнительного образования на базе образовательной организации общего образования. Приведена характеристика структурно-функциональной модели центра (уровни, линии развития, способы деятельности обучающихся на каждом уровне).

Ключевые слова: модель организации дополнительного образования, игровое моделирование, игровая практика

Проблема соотношения разных видов образования, обозначенных в нормативно-правовых документах Российской Федерации [1, 2], заключается не только в разграничении их назначения, целей, задач и планируемых результатов, но и в поиске возможных способов их взаимодействия. Элементом, связывающим все виды образования, на наш взгляд, может стать дополнительное образование, которое названо в Концепции дополнительного образования «смысловым социокультурным стержнем», пронизывающим все уровни образования, «ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность» [2].

Возможность проектирования дополнительного образования на базе образовательных организаций общего образования реально существует, так как большинство школ имеют в лицензии на образовательную деятельность разрешение на организацию подвида «Дополнительное образование детей и взрослых». При этом очень небольшое количество школ самостоятельно разрабатывают такие программы дополнительного образования. Кроме того, анализ литературных источников и опрос учителей показали, что в педагогической среде отмечается стойкая тенденция смешения понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей».

Центр игрового моделирования представляет собой уникальную модель организации дополнительного образования в области проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Под «игровым моделированием» мы понимаем совокупность действий, направленных на построение и проектирование моделей игр разной направленности, а также моделей поведения, сформированных в игровой деятельности и перенесенных в жизнь в качестве утвержденного практикой примера. Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретное образовательное событие и предполагает максимально активную позицию обучающихся.

Идея создания Центра игрового моделирования заключается в организации в школе новых пространств для получения внешних образовательных продуктов: разработанных и произведенных игр, реквизита и костюмов для игр, их информационного и музыкального сопровождения, а также актуального опыта деятельности по решению практических задач в игровой ситуации неопределенности (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко). Таким образом, внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ребенка. Деятельность в качестве разработчика развивающих игр, ассистента игромастера, дизайнера, модельера, реквизитора, корректора, типографа, копирайтера, маркетолога, звуко- и кинооператора и т. п. позволяет создавать продукцию, соотносимую со взрослой.

Результатом деятельности учеников становятся не только продукты, созданные обучающимися в рамах выбранного направления деятельности (например, эскиз упаковки для настольной игры), но и достижения методологического характера (описание игр, научные и популярные статьи, диссеминация опыта). Высшим уровнем развития такого продуктивного образования является выработка общих способов моделирования определенных групп игр, которые в будущем станут для участников программ дополнительного образования стартовой площадкой для поиска новых стратегий для адаптации к изменяющимся условиями жизни и оформления принципов творческого преобразования мира.

Представляемая нами модель Центра игрового моделирования представляется трехуровневую структуру, включающую в себя методологический, технологический и деятельностный уровни.

Функцией субъектов методологического уровня (директор, зам. директора по НМР, научные консультанты, эксперты) является разработка концепции проектирования игротехник с позиций деятельностного подхода.

Технологический уровень включает в себя три модуля. Функцией субъектов научно-методического модуля (научные консультанты, педагоги, студенты) является разработка методических рекомендаций (общих и частных) для разработки игротехник. Функцией организационно-методического модуля (научные консультанты, педагоги, студенты, обучающиеся 5–8 классов) является создание организационных условий для разработки и реализации игротехник. Функцией субъектов экспертно-аналитического модуля (наблюдатели — педагоги, студенты, обучающиеся, аналитики — научные консультанты, педагоги, обучающиеся) является анализ эффективности внедрения системы игротехник на основе эмпирических данных, разработка диагностических материалов, критериев и показателей эффективности.

Деятельностный уровень включает два модуля: игротехнический (практическая реализация разработанных игротехник) и информационно-издательский (информирование социума об игровых событиях и методических разработках).

На деятельностном уровне выделяется семь пространств моделирования игротехнических продуктов: кабинет игротехник (разработка игр); класс игрового дизайна (создание эскизов костюмов, реквизита, оформления игрового пространства); мастерская обработки дерева и металла, мастерская швейного дела (изготовление костюмов, реквизита, оформления игрового пространства), зал игровых образовательных событий (проведение игр), типография (тиражирование рекламных, информационных и методических материалов), медиацентр (создание и распространение рекламных, информационных и методических материалов).

Термин «пространство» понимается нами как комплекс содержательных, процессуальных, коммуникативных параметров и отношений. Употребление термина «пространство» дает представление о потенциале, «веере возможностей», инициативном проявлении, «свободе в очерченных рамках», где пространство и есть место свободного проявления и возникновения явлений, ограниченное данными рамками.

Основой для разработки будущей концепции развития Центра игрового моделирования и программ дополнительного образования станут три линии развития: демонстрационные тренинги решения игровых задач, игровая практика, игровое моделирование. Одна из линий — «Игровая практика» — проводится для двух возрастных групп (1–4 классы) и (5–8 классы), но в разном процентном соотношении выделяемого на нее количества часов (70 % и 30 % соответственно). Две другие линии предполагают освоение одной из указанных возрастных групп: «Демонстрационные тренинги решения игровых задач» — для 1–4 классов и «Игровое моделирование» — для 5–8 классов (Таб. 1).

Таблица 1

Линии развития Центра игрового моделирования

1–4 классы

Демонстрационные тренинги решения игровых задач (30 %)

Анализ структуры игровых заданий

Выбор способов действия в игровых ситуациях

Рефлексивный анализ процессов игры и действий участников

Игровая практика (70 %)

Интеллектуальные игры

Коммуникативные игры

Настольные игры

5–8 классы

Игровая практика (30 %)

Интеллектуальные игры

Коммуникативные игры

Настольные игры и веб-игры

Ролевые игры

Социально-моделирующие игры

Игры-реконструкции

Игровое моделирование (70 %)

Виды моделирования

Деятельность

Статус обучающегося

Имитационное игровое моделирование

Изучение и воспроизводство формата существующих игр

Имитатор

Структурное игровое моделирование

Создание и развитие отдельных элементов игр

Структурист

Комплексное игровое моделирование

Изучение отношений между элементами игр и создание новых игр

Конструктор

Отдельно хочется обратить внимание на построение линии «Игровое моделирование». Каждый из выделенных видов моделирования характеризуется особой деятельностью, которой соответствует статус обучающегося — Имитатор, Структурист, Конструктор. Статус определяется с помощью аутентичного оценивания индивидуальных результатов детей, применяющегося в практикоориентированном образовании и предусматривающем оценивание сформированности компетенций в условиях помещения ребят в ситуацию, максимально приближенную к реальной действительности. В нашем случае оцениваются процесс деятельности и результаты в игровой практике и игровом моделировании. У младших школьников формирование готовности к такому анализу и самоанализу формируется во время проведения демонстрационных тренингов решения игровых задач при рефлексивном анализе процессов игры и действий участников.

Линия «Игровая практика» включает 3 типа игр для 1–4 классов и 6 типов — для 5–8 классов.

Разработка линии «Игровая практика» осуществляется на основе авторской технологии создания деятельностных сценариев И. А. Липенской, С. П. Зубовой. В настоящее время описание технологии включает теоретические положения, определяющие понятия «сценарий», «деятельностный сценарий», «сценарная карта»; описание этапов создания деятельностного сценария; структуру сценарной карты.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ]. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Концепция развития дополнительного образования детей [приказ Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/

3. И. А. Липенская, С. П. Зубова «Технология создания деятельностных сценариев как основа проектирования игропрактик» в журнале ВАК Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки // Т.18, № 3(2), 2016 (принята к печати 22.09 2016)

4. Липенская И. А. Условия рефлексивного развития младшего школьника в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 66–68.

5. Зубова С. П. Интеллектуальные игры младших школьников как способ формирования универсальных учебных действий // Технологічні аспекти професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи: матеріали Міжнародної Інтернет-конференції, м. Миколаїв, 11 грудня 2015 року. — 2015. — Вип. 4. — С.117–120).

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, игрового моделирования, Центра игрового моделирования, организации дополнительного образования, модель организации дополнительного, проектирования дополнительного образования, дополнительного образования детей, программ дополнительного образования, Центр игрового моделирования, создания Центра игрового, развития Центра игрового, научные консультанты, оформления игрового пространства, приказ Министерства образования, дополнительного образования «смысловым, дополнительного образования стартовой, общего образования, программы дополнительного образования, «Игровая практика», тренинги решения игровых.


Ключевые слова

модель организации дополнительного образования, игровое моделирование, игровая практика

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос