Вопрос уклонения граждан от исполнения воинской обязанности является одной из актуальных тем в области правового регулирования и обеспечения актуальности ведения воинского учета и безопасности Российской Федерации. Военная служба как важный элемент государственной системы требует от граждан выполнения определенных обязательств, которые, в свою очередь, обеспечивают защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Однако, несмотря на существующие законодательные нормы и механизмы, проблема уклонения от военной службы остается значительной и требует комплексного подхода к ее решению. В этом контексте взаимодействие органов внутренних дел и военных комиссариатов становится ключевым аспектом, способствующим эффективному розыску граждан, уклоняющихся от исполнения своих обязательств. В статье проводится анализ положений законодательства Российской Федерации в области обеспечения розыска граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, вопросов построения взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел.
Ключевые слова: воинская обязанность, военная служба, военный комиссариат, срочная военная служба, розыск граждан, уклонение от исполнения воинской обязанности, административная ответственность, призыв на военную службу.
The issue of citizens evading military duty is one of the relevant topics in the field of legal regulation and ensuring the relevance of military accounting and security of the Russian Federation. Military service, as an important element of the state system, requires citizens to fulfill certain obligations, which, in turn, ensure the protection of the sovereignty and territorial integrity of the country. However, despite the existing legislative norms and mechanisms, the problem of military service evasion remains significant and requires an integrated approach to its solution. In this context , the interaction of internal affairs bodies and military commissariats is becoming a key aspect contributing to the effective search for citizens who evade their obligations. The analysis of the provisions of the legislation of the Russian Federation in the field of ensuring the search for citizens evading military duty, issues of building interaction between military commissariats and internal affairs bodies is carried out .
Keywords: military duty, military service, military commissariat, urgent military service, search for citizens, evasion of military duty, administrative responsibility, conscription.
Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 59 закрепила, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации [1].
Российская Федерация стремится к повышению уровня правопорядка, безопасности в стране и улучшению правоприменительной практики в сфере военной службы (прохождения срочной военной службы). В условиях современных вызовов, таких как глобализация, изменение социально-экономической ситуации и рост миграционных процессов, вопросы, связанные с уклонением от воинской обязанности, становятся все более сложными и многогранными. В связи с этим исследование взаимодействия различных государственных структур, ответственных за розыск уклонистов, представляет собой важную задачу, требующую глубокого анализа нормативной базы и выработки рекомендаций по улучшению существующих механизмов.
Уклонение от воинской обязанности — сложная и многофакторная проблема, касающаяся как отдельных граждан, так и общества в целом. Это явление не только подрывает основы защиты государства, но и вызывает правовые, социальные, экономические и моральные последствия. Для понимания глубины проблемы важно рассмотреть причины, способствующие уклонению, а также факторы, влияющие на процесс розыска таких граждан.
Среди основных причин уклонения граждан от исполнения воинской обязанности можно выделить: страх перед военной службой, особенно во время сложной геополитической обстановки в условиях проведения специальной военной операции; отсутствие уверенности в будущем; социальное давление; негативные стереотипы, связанные с армией; пробелы в военно-патриотическом воспитании детей и молодежи, возникшие после развала СССР [9]. Многие молодые люди, получая повестку, испытывают тревогу и растерянность, что может приводить к нежеланию исполнять свои обязательства. Непонимание социальных гарантий, связанных с военной службой, а также отсутствие поддержки со стороны окружающих усиливают это явление.
Сложная структура взаимодействия органов внутренних дел и военных комиссариатов обусловливает эффективность проведения разыскных мероприятий. Для успешного выполнения поставленных задач необходимы как формальные, так и неформальные связи между различными инстанциями. Эти связи обеспечивают обмен информацией, а также координацию действий, что является ключевым моментом в борьбе с уклонением от воинской обязанности.
Розыск граждан, уклоняющихся от военной службы, может осуществляться различными способами. В первую очередь это использование данных автоматизированных систем, позволяющих отслеживать местоположение граждан, а также анализировать их действия, которые могут свидетельствовать о намерениях избежать исполнения военной обязанности. На сегодняшний день в работе военных комиссариатов имеется и применяется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Данная система позволяет в короткие сроки получить всю необходимую информацию в отношении конкретного гражданина (паспортные данные, ИНН, СНИЛС, место регистрации гражданина, наличие или отсутствие судимости и т. д.) при наличии предварительно собранных данных (обязательным условием должно быть наличие каких-либо документов, удостоверяющих личность проверяемого субъекта). При этом важно учитывать, что реализация таких мер должна проводиться в рамках законодательства, с соблюдением прав граждан. Эффективность этого взаимодействия зависит от высококачественной координации и обмена информацией. Важной частью правового регулирования являются механизмы, которые позволяют осуществлять оперативное взаимодействие двух органов. Эти механизмы включают в себя как электронные информационные системы, так и более традиционные способы связи и передачи документов. Оперативные мероприятия, осуществляемые совместно органами внутренних дел и военными комиссариатами, в большинстве случаев требуют наличия эффективной и слаженной системы мониторинга. Это подразумевает постоянное обновление информации о военнообязанных, изучение случаев уклонения и выявление шаблонов в поведении, которые могут предшествовать уклонению. Основной задачей здесь является минимизация времени от момента уклонения до его выявления и пресечения.
Значительное внимание следует уделять также вопросу правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов государства в области воинской обязанности. Существующая законодательная база требует регулярного обновления и адаптации к быстро меняющимся условиям. Эффективное правовое регулирование розыска уклоняющихся должно включать в себя не только соблюдение формальных процедур, но и поощрение граждан, выполняющих свои обязанности. Правовое регулирование розыска граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, представляет собой важный аспект, определяющий правовые рамки и процедуры взаимодействия органов внутренних дел и военных комиссариатов. Важнейшим элементом в данном процессе является наличие законодательных оснований, которые регламентируют действия всех задействованных сторон.
Правовое регулирование вопросов воинской обязанности и порядка ее исполнения осуществляется в соответствии с основными нормативными актами. Например, Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» [2] служит основополагающим актом, который определяет как права, так и обязанности граждан в контексте военной службы. Важно отметить, что конкретные аспекты розыска граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, регулируются также нормами Уголовного кодекса и законодательством, касающимся административных правонарушений.
К уклонению от исполнения воинской обязанности можно отнести:
— неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет;
— несообщение гражданином в военный комиссариат о переезде на новое место пребывания;
— несообщение гражданином сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев;
— несообщение гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок свыше трех месяцев с места жительства или места пребывания;
— уклонение гражданина от медицинского обследования по направлению призывной комиссии [10].
Одной из центральных фигур в процессе розыска граждан выступает военный комиссариат. Он отвечает за проведение призыва на военную службу.
Военные комиссариаты при проведении розыска призывников руководствуются приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы № 366/789/197 от 10 сентября 2007 года «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» [5].
Согласно данному документу, военные комиссариаты муниципальных образований ежегодно до 15 января составляют и направляют в органы внутренних дел списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности. Военные комиссариаты, обладая базой данных призывников и другими регистровыми сведениями, могут оперативно информировать органы внутренних дел о необходимости розыска конкретных лиц. Проблемы, возникающие в ходе разыскных мероприятий, часто связаны с недостатком информации о рядовых гражданах. Например, отсутствие постоянного адреса регистрации по месту жительства или изменения в личной жизни уклонистов могут затруднять процесс розыска. В таких случаях важно задействовать ресурсы, которые находятся в распоряжении органов внутренних дел, включая различные архивы и базы данных. Не менее важным является опрос соседей и знакомых, который может помочь установить местонахождение уклониста.
Уточнение правового статуса таких граждан занимает центральное место в регулировании вопросов розыска. Законодательство относит уклонение от призыва на воинскую службу к административным правонарушениям, что позволяет органам внутренних дел применять соответствующие меры в рамках административного преследования. На сегодняшний день в федеральном законодательстве отсутствует положение, которое обязывает органы внутренних дел взаимодействовать с военными комиссариатами и оказывать им помощь в розыске граждан и мобильной доставке данных граждан в военный комиссариат с целью их дальнейшего направления для прохождения срочной военной службы [7].
Согласно трехстороннему приказу, в период проведения призывной кампании военные комиссариаты направляют в органы внутренних дел:
— персональные письменные обращения об установлении местонахождения гражданина, которому не представилась возможность вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом;
— персональные письменные обращения о доставлении в военный комиссариат гражданина, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, в целях составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с п. 5 начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров субъектов/районов об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия. Военные комиссариаты, в рамках своих полномочий, отвечают за учет, призыв и отправку граждан на военную службу. Если же гражданин уклоняется от исполнения воинской обязанности, военный комиссариат инициирует действия по его розыску, уведомляя органы внутренних дел. При этом военный комиссар обладает правом и обязанностью, в случае выявления фактов совершения административного правонарушения, привлекать этих лиц к административной ответственности [6].
Значение органов внутренних дел заключается в их оперативном ресурсе и полномочиях, позволяющих осуществлять разыскные мероприятия. Полицейские службы располагают специальными подразделениями, занимающимися разыскной работой, а также могут привлекать к этой деятельности районные отделы и экспертов по криминальной аналитике. Способы розыска граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. К ним относится применение как традиционных методов (например, обход мест жительства родственников и знакомых), так и современных технологий (например, запросы в базах данных, анализ социальных сетей) [4]. Сотрудники органов внутренних дел, как правило, обучены пользоваться такими инструментами, что позволяет значительно увеличить шансы на успешное завершение разыскных мероприятий.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсутствует положение, которое обязывает органы внутренних дел осуществлять привод или доставление граждан, уклоняющих от исполнения воинской обязанности, для составления протоколов по делам об административных правонарушениях в военный комиссариат [2]. При поступлении запроса в органы внутренних дел (далее — ОВД) на доставление или привод гражданина, которому была вручена повестка, но который не явился в военный комиссариат в назначенные сроки, и на осуществление разыскных мероприятий в отношении этого лица очень часто отказывают в рассмотрении подобного рода запросов, ссылаясь на отсутствие уголовного либо административного преследования и отсутствие таковой обязанности в Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [3]. Целесообразным было бы внести поправку в Федеральный закон «О полиции», дополнив обязанностью осуществления розыска в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, и привода данных лиц в военный комиссариат для составления протокола по административным правонарушениям, отправки в войска, прохождения иных мероприятий, по которым данные лица вызывались в военный комиссариат. Розыски также могут быть осложнены агрессивным поведением уклонистов. В некоторых случаях приходится прибегать к помощи специальных подразделений полиции, если есть основания полагать, что человек может оказать активное сопротивление. Взаимодействие военных комиссариатов и органов внутренних дел здесь становится особенно актуальным, так как необходима четкая координация действий и соблюдение мер безопасности. В случаях, когда военные комиссариаты проводят рейды по гражданам, которые уклоняются от прохождения военной службы, и вручают повестки гражданам, которые обязаны проходить данную службу, привлекаются сотрудники ОВД для организации безопасности сотрудников военных комиссариатов и помощи по вручению данных повесток. Однако в случаях, когда есть информация, что гражданин находится в квартире/доме, но отказывается открывать двери своего жилья, чтобы ему была вручена повестка, сотрудники ОВД не могут заходить в квартиру/дом, чтобы вручить данную повестку. Это связано с тем, что закон о полиции запрещает сотрудникам полиции заходить в чужую жилую собственность без разрешения собственника, за исключением случаев, когда ведется уголовное преследование данных граждан [3].
При всех принимаемых мерах по розыску призывников в данном вопросе имеются и другие пробелы. Так, согласно требованиям п. 2.1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не получивший повестки военного комиссариата в период проведения призыва на военную службу, установленный настоящим федеральным законом, в двухнедельный срок со дня начала следующего периода проведения призыва на военную службу, установленного для него настоящим федеральным законом, обязан лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета (п. 2.1 введен Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 127-ФЗ). При этом за неисполнение данного требования ни административная, ни уголовная ответственность не предусмотрена. Целесообразным было бы внести поправку в уголовное и административное законодательство, где была бы закреплена ответственность граждан за нарушение установленных законодательством сроков явки.
Это свидетельствует о том, что современное законодательство Российской Федерации не оказывает в полной мере необходимую помощь военным комиссариатам в вопросах осуществления розыска. Проведенный анализ показал, что в Российской Федерации имеются локальные проблемы, связанные с организацией розыска и привлечением к ответственности граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст : непосредственный // Российская газета. — 2020. — 4 июля (№ 144).
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. 03.10.2024). — Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 09.03.2025).
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. 28.12.2024). — Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 09.03.2025).
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. 29.12.2022). — Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 09.03.2025).
- Приказ Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности. — Текст : электронный // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71790/ (дата обращения: 09.03.2025).
- Боренштейн, А. Л. О современном состоянии административно-правового регулирования в сфере воинского учета РФ / А. Л. Боренштейн. — Текст : непосредственный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2021. — № 1. — С. 205–210.
- Беренштейн, Е. В. Административная и уголовная ответственность призывника / Е. В. Беренштейн. — Текст : непосредственный // Вестник Уральского института экономики, управления и права. — 2013. — № 3 (24). — С. 40–49.
- Николаев, В. С. Процесс установления фактов правонарушения в сфере ведения воинского учета и виды наказаний / В. С. Николаев, Р. Б. Кагазежев. — Текст : непосредственный // Вопросы права. — 2024. — № 4. — С. 57–59.
- Мантеев, М. Б. Уклонение от военной службы: вопросы теории и практики / М. Б. Мантеев. — Текст : непосредственный // Столыпинский вестник. — 2023. — № 4. — С. 2168–2178.
- Новопавловская, Е. Е. Призыв на военную службу в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации / Е. Е. Новопавловская, А. Р. Лаврентьев. — Текст : непосредственный // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2021. — № 4 (56). — С. 86–93. — DOI 10.36511/2078-5356-2021-4-86-93