В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных указанным Федеральным законом, а также другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами [3, c. 82].
Основная часть элементов правового статуса военнослужащих закреплена в Конституции Российской Федерации. К ним можно отнести, например, право на труд и вознаграждение без какой-либо дискриминации; право на социальное по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; гарантии судебной защиты прав и свобод; несение военной службы в соответствии с федеральным законодательством.
На сегодняшний день имеет место проблема реализации правовых норм, которые составляют содержание правового положения военнослужащих, правовых и социальных гарантий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, которая сосредоточена в недостаточности разработки правовых норм, которые обладают юридической силой закона, устанавливающих порядок и процедуру реализации материальных норм, определяющих права указанных лиц на льготы, гарантии и компенсации.
В этой связи необходимо рассмотреть особенности элементов административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации.
Цель исследования — охарактеризовать элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации.
В ходе исследования использованы такие методы исследования, как диалектический, метод анализа, метод синтеза, методы дедукции и индукции, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Правовая основа статуса военнослужащего представлена Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, подзаконными правовыми актами. Статус военнослужащего взаимосвязан со статусом гражданина Российской Федерации, то есть военнослужащий обладает всеми правами и обязанностями, которые присущи для гражданина Российской Федерации [7, c. 8].
Структурными элементами правового статуса военнослужащих являются права, обязанность, ответственность, запреты и ограничения, а также льготы, гарантии и компенсации. Рассмотрим подробнее каждый элемент правового статуса.
Под правами понимается обеспеченные законом меры возможного поведения, которые направлены на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. В свою очередь, права и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.
Первая группа представляет собой конституционные (основные и неотъемлемые) права и обязанности военнослужащего, которые содержатся в Конституции Российской Федерации. Таковые определяют его статус как гражданина государства. Закрепление таких прав и свобод в Конституции Российской Федерации, однако, вовсе не означает, что он не могут быть ограничены. В соответствии с общим правилом все общегражданские права, свободы и обязанности разделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные культурные и юридические [5, c. 165].
Вторая группа рассматриваемого элемента правового статуса военнослужащего представлены общими и должностными правами и обязанностями, вытекающими из условий военной службы и устанавливающимися нормам военного законодательства. Именно такие права и обязанности относятся именно к военнослужащим.
Важная особенность правового положения военнослужащих заключается в том, что оно в значительной мере дифференцируется с учетом принадлежности их к определенной категории, воинского звания и должности, условий прохождения ими военной службы и иных факторов. Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные. К общим относятся те, которыми обладают абсолютно все военнослужащие. Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации. Должностные права и обязанности, в свою очередь, присваиваются военнослужащим в соответствии с занимаемыми ими должностями. Они закрепляются в общевоинских уставах, наставлениях, инструкциях и должностных регламентах [7, c. 9].
Третья группа представлена специальными правами и обязанностями, которыми наделяются военнослужащие для несения военной службы при особых обстоятельствах. Как правило, права и обязанности этой группы обладают временным характером, то есть военнослужащие приобретают их только в связи с возложением на них задания, выполнение которого выходит за пределы их постоянных обязанностей и прав по занимаемой должности. Такие права и обязанности регламентируются специальными правовыми актами, которые издаются по конкретному случаю, или отдельными нормами, изложенными в общих нормативно-правовых актах (к примеру, Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»). С целью исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут быть наделены дополнительными правами, то есть специальными. К таким можно отнести применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, и тому подобное [4, c. 120].
Необходимо отметить, что права военнослужащих гарантируются государством. Гарантии прав и свобод представляются многообразной системой общественных отношений, которые возникают в ходе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих по непосредственному применению правовых норм по предоставлению и обеспечению реализации прав и свобод военнослужащих. Принцип гарантированности прав и свобод личности — это важнейшая черта государства. К общим гарантиями можно отнести экономические, политические, социальные и духовные гарантии. Особое значение имеют юридические гарантии, представляющие собой систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию прав и обязанностей, определение порядка их гарантии, реализации и защиты.
В свою очередь, под обязанностями, представляющими еще один элемент правового статуса военнослужащих, понимается мера должного поведения военнослужащего. Обязанности могут быть активными, подразумевающими совершение определенных действий, и пассивными, подразумевающими воздержание от совершения каких-либо действий [6, c. 29].
Следующим элементом правового статуса военнослужащих, который был нами выделен, является ответственность.
Ответственность представляет собой обязанность правонарушителя нести наказание, попадать под действие санкций, предусмотренных правовыми нормами и применяемых компетентными органами за совершенное им противоправное действие. Законодательство Российской Федерации предусматривает тот факт, что все военнослужащие, вне зависимости от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, учитывая особенности своего правового положения [3, c. 81]. По отношению к военнослужащим предусматривается уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность.
Уголовная ответственность военнослужащих предусмотрена за совершение воинских преступлений, которые являются специальными основаниями, и за совершение остальных преступлений, установленных нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, которые являются общими основаниями.
Административная ответственность военнослужащих характеризуется некоторыми особенностями. Часть 1 статьи 2.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] устанавливает, что военнослужащие за совершение определенного рода проступков несут не административную, а именно дисциплинарную ответственность, при чем, на общих основаниях.
Дисциплинарная ответственность предусматривается, также, за совершение дисциплинарного проступка, указанного в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, за нарушение приказа командира.
Материальная ответственность военнослужащих устанавливается нормами Федерального закона Российской Федерации «О материальной ответственности военнослужащих» и состоит из полной и ограниченной ответственности за ущерб, причиненный имуществу воинской части либо государства [4, c. 119]. За другого рода ущерб имуществу либо личным неимущественным отношениям перед иными лицами военнослужащий несет гражданско-правовую ответственность на общих основаниях.
Правовой основой запретов и ограничений являются нормы, указанные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также федеральные закона. Другие правовые акты не могут устанавливать какие-либо запреты и ограничения прав и свобод военнослужащих [4, c. 121].
Запреты представляют собой законодательно установленное предписание о воздержании военнослужащими от каких-либо действий, которые отрицательно отражаются на исполнении служебных обязанностей. К числу запретов можно отнести запрет на право заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, антикоррупционные запреты, запрет на забастовку и другие.
Ограничения, в свою очередь, представляются законодательно установленным неполным предоставлением, а также невозможностью полной реализации своих общегражданских прав, обусловленных исполнением обязанностей военной службы. Из числа ограничений, относящихся к военнослужащим, можно выделить, например, ограничение права передвижение (выезд военнослужащего за пределы гарнизона и за пределы государства), ограничение некоторых политических прав, права на труд и отдых, и другие [5, c. 166].
Последним элементом правового статуса военнослужащих являются льготы, гарантии и компенсации, которые, по своей сути, служат компенсацией ограничений прав и свобод военнослужащих.
Льготы — это специфические права, которые предусматривают определенные преимущества военнослужащих перед остальными гражданами в различных сферах общественной жизни.
Гарантии представляются обязательствами государства на совершение тех или иных действий в пользу военнослужащего [6, c. 31].
Наконец, компенсации являются денежными выплатами, предусмотренными нормативно-правовыми актами. Например, компенсация за поднаем жилья, санаторно-курортное обеспечение, вещевое имущества и тому подобное.
В завершении рассматриваемого вопроса отметим, что некоторые ученые разграничивают такие понятия, как «правовой статус» и «правовое положение». Они считают, что первое являет частью второго. Другие же исследователи придерживаются того мнения, что данные понятия являются смежными и равнозначными. Наличие различных мнений ученых представляют основу для дальнейших исследований данного вопроса.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») (ред. от 09.07.2020) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_72806/
- Абдрахманова А. Об административной ответственности военнослужащих // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 11 (29). С. 81–83.
- Валеев А. М. Военнослужащий как специальный субъект административной ответственности // Академическая публицистика. 2019. № 10. С. 118–122.
- Выдрина Д. И. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими // В сборнике: Правовая защита частных и публичных интересов. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842–1908). 2019. С. 165–167.
- Латыпова И. С. Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих в РФ // В сборнике: Перспективы развития современных социально-экономических процессов. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 27–36.
- Четян М. А., Козельский И. А. Комплексный характер правового статуса военнослужащих в России // Государство и право в XXI веке. 2018. № 4. С. 8–13.