В статье авторы рассмотрели значение молитв и религиозных практик для поддержания морального духа населения и личного мужества на фронте и в тылу, провели историко-культурный анализ возрождения религиозной жизни в городе Сочи, включая возвращение храма Архистратига Михаила Русской Православной Церкви и восстановление его инфраструктуры.
Ключевые слова: молитва, религия, духовное наследие
Есть афоризм: «В окопах не бывает атеистов». Каждый человек, находясь перед смертельной опасностью, осознает правдивость этой фразы. Человек на войне как мог молился Богу, чтобы остаться живым и вернуться домой к своим любимым. И Бог действительно творил чудеса на поле боя. Но об этом не было принято говорить в воспитанном в атеистической идеологии обществе. И только много лет спустя некоторые признали, что остались жить не благодаря удаче, а по воле Божьей. Заложенные родителями, бабушками, дедушками такие христианские качества, как милосердие, самопожертвование, доблесть, сострадание, мужество помогли выиграть Великую Отечественную войну. Каждая мать молилась за своих детей, жены — за мужей, невесты — за женихов. Всем миром делали, что могли.
Во время Второй мировой войны Сочи из города-курорта превратился в город-госпиталь. Из воспоминаний О. В. Турищевой:
«Моя мама с другими женщинами приходила помогать в санаторий Мориса Тереза, где находились раненые. В госпиталях был большой дефицит персонала и материалов. Люди шли и делали то, что было в их силах на тот момент». Потому что они знали, что где-то в другой части нашей страны воюют их родные и чья-то мать или сестра так же поможет их любимым, как они помогают раненым солдатам здесь, в городе Сочи.
В Центральном районе в 1941–1945 годах был единственный храм — храм Архангела Михаила. Только в 1943 году по распоряжению И. В. Сталина государство вернуло собор Русской православной церкви. И первое богослужение состоялось 2 ноября 1943 года, после чего стала налаживаться приходская жизнь (рис. 1).
Рис. 1. Храм Архангела Михаила
Народ снова стал без боязни приходить в храмы и молиться о победе русского народа. В этом же году настоятелю собора протоиерею Александру (Беневальскому) вместе с прихожанами удалось своими силами провести восстановительные и ремонтные работы: был восстановлен купол с крестом, шатер колокольни. Церкви был частично возвращен участок территории «по Маячной улице и угол улицы Орджоникидзе» (из архива). Также в собор направили нового священнослужителя — протоиерея Гавриила Макушкина. Однажды, в феврале 1943 года, между ним и председателем Сочинского горисполкома Алексеем Федоровичем Белоусовым произошла очень интересная встреча.
Алексей Федорович поделился, что перед городом была поставлена задача отправить солдатам на фронт эшелон теплых зимних вещей, в том числе шуб и дубленок. У сочинцев не было ни того ни другого. И отец Гавриил проявил смекалку: обратился к прихожанам собора с просьбой собрать продукты питания. Прихожане приносили в собор, что имели, а затем собранные продукты (два эшелона овощей) были отправлены в Челябинск для обмена, а уже оттуда был направлен один эшелон с полушубками и теплыми вещами для фронта. Таким образом задача была выполнена.
На сегодняшний день в Завокзальном районе находятся два храма. Это храм Успения Пресвятой Богородицы и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», куда приходят на праздники воспитанники детского сада и их родители. Хочется погрузиться в историю возникновения нынешнего храма «Всех скорбящих Радость» и предшествовавшего ему одноименного дореволюционного походного храма.
Первым в наших местах в официальных архивных данных упоминается походный приход легендарного воинского подразделения — 2-го Кавказского линейного батальона. Он состоял при церкви Скорбящей Матери Божией, положившей начало православной духовной миссионерской деятельности на Черноморском побережье.
Из архивных данных и исторической литературы нам известно, что первый походный приход был организован предположительно в 1870 году. Военными священниками походного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» были Алексей Гаврилович Карманов (1872–1874), а позднее, в 1876 году, — Николай Кучинский (историческая справка Сочинского архива).
По завершении Кавказской войны походный Скорбященский приход 2-го Кавказского линейного батальона был свернут и направлен по месту дальнейшей дислокации подразделения. О дальнейшей его истории и судьбе священства ничего не известно (рис. 2).
Рис. 2. Эскизы походных храмов
Не так давно в микрорайоне Ареда, на территории больничного городка, был воссоздан и наш ныне действующий храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Возобновление деятельности прихода в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» датируется 6 ноября 2003 года. В марте 2004 года началась реконструкция вагона — временного храма. Шестого июня 2004 года было совершено его освящение. В июне 2005 года проведена расчистка участка от деревьев, подготовлена строительная площадка. Двадцать четвертого июля 2005 года был совершен чин закладки камня, залит фундамент и начато возведения стен деревянного храма (рис. 3).
Шестого ноября 2005 года, в праздник иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», в новом храме была отслужена первая Божественная литургия. С 19 апреля 2006 года начались регулярные богослужения. В честь этого события был установлен восьмиметровый кипарисовый крест, выполненный по древним канонам северного зодчества. В 2016 году к зданию храма был пристроен дополнительный малый сруб, в котором впоследствии был обустроен придел в честь Великомученицы Варвары (рис. 4).

Рис. 3. Чин закладки камня (24 июня 2005 года)
Рис. 4. Придел в честь Великомученицы Варвары
Современный храм представляет собой крытый двухскатной кровлей и увенчанный луковичной главой золотого цвета на световом барабане деревянный сруб с четырьмя прирубами.
Конечно, мы помним былые времена и благодарны тем, кто начинал пастырское служение в военные годы позапрошлого столетия. По промыслу Божьему наш приход тоже освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», как и первый военный походный приход на территории нашего города.
Сейчас в храме ведутся богослужения и регулярная церковно-приходская деятельность. Также стоит отметить, что этот храм является сердцем социального служения и церковной благотворительности, так как его настоятель — протоиерей Александр Копырин является руководителем отдела по церковной благотворительности и социальному служению Сочинской епархии. На территории храма реализуется большое количество социально значимых проектов: благотворительная пекарня «Народная пекарня», швейная мастерская, приют для мам с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, «Нечаянная Радость», «Хватит проигрывать», «Ресурсный центр», гуманитарный центр «Море добра», добровольческое объединение «Служба добрых дел», сестричество в честь великомученицы Варвары (более подробно о каждом проекте: https://xramsochi.ru/) (рис. 5).
Рис. 5. Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», г. Сочи
Наша семья Класс имеет непосредственное отношение к этому храму, так как здесь мы венчались, крестили детей. Иерей Александр Класс является штатным священником этого прихода, Кристина Класс — заместитель руководителя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Сочинской епархии и координатор социальных проектов. У нас трое детей, и все они были воспитанниками детского сада № 79 (рис. 6).
Рис. 6. Фотография семьи Класс
Храм находится в 300 метрах от детского сада № 79, и добраться до него можно за 4 минуты, а на автомобиле — за 1 минуту.
|
|
Рис. 7. Дорога к храму
В заключение скажем, что важно знать историю страны, города, духовного наследия, чтобы быть достойными гражданами своего отечества. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». «А тот, кто забывает уроки истории, обречен на их повторение» (американский философ и писатель Джордж Сантаяма).