Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.
Ключевые слова: молодежь, церковь, молодежное служение, молодежная работа, поколение.
The article is devoted to the issue of modern youth ministry and work in the Russian Orthodox Church, its social factors and fundamentals. The author analyzes the meaning and essence of this activity, its goals and motives.
Keywords: youth, church, youth ministry, youth work, generation.
Уже через две недели после своей интронизации, 14 февраля 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл в рамках III Сретенских встреч православной молодежи обратился к собравшимся с программными словами: «Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей…. Вот почему молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека…. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях».
Церковная молодежная работа является не только одной из самых важных, но и самых сложных составляющих современной православной жизни. Сегодня намного сложнее, чем ранее, говорить о «молодежи» как о гомогенной социальной группе, поскольку даже ее возрастные границы определяются по-разному.
Действительно, современная молодежь имеет намного большее пространство для созидания и оформления своей собственной жизни, чем ее сверстники несколько столетий или даже десятилетий назад. Она широко пользуется немыслимой прежде свободой, мобильностью и финансовым благосостоянием, развивая свои индивидуальные дарования в рамках новых образовательных возможностей.
Одновременно растущая индивидуализация делает молодых людей более критичными по отношению к внешним авторитетам и нормам, которые не принимаются на веру, а требуют аргументации и обоснования. Молодежь стремится иметь собственное суждение по всем вопросам современности, развивать свой собственный стиль, демонстрировать силу и самодостаточность. Кризис института семьи и брака, свобода в общении полов, идеология «child free» меняют значение традиционных институтов социализации подрастающего поколения.
Православная «молодежная работа» предполагает, как особое внимание к воцерковленным молодым прихожанам, так и миссионерское обращение Православной Церкви к современной молодежи вообще. Как и любая другая форма пастырской деятельности Церкви, она по своей сути является служением (диаконией).
Этот специфически богословский термин отличает церковные молодежные инициативы от других подобных программ (например, государственной молодежной политики, молодежных общественных объединений и т. п.). Говоря об этом различии, Патриарх Кирилл отмечает: «Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов. Создание молодежной организации или объединения не может быть самоцелью. За этим должна стоять ясная пастырская задача — научение молодого поколения жизни по евангельским заповедям».
Православное молодежное служение и работа — это не просто работа «Церкви взрослых» с молодежью, но совместное служение различных поколений верующих как в церковной ограде, так и за ее пределами. Оно представляет собой не только один из «видов» епархиальной или приходской деятельности, но является служением Церкви молодым людям (для них и при их участии), а также служением молодежи в Церкви.
Молодежное служение и работа в РПЦ является неотъемлемой частью процесса благовестия окружающему миру: «идите, научите все народы» (Мф. 28,19). Евангелие Христа особым образом должно возвещаться молодому поколению, принимая во внимание его особенности, согласно миссионерскому указанию апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Вместе с тем, молодежная работа — это часть «внутренней миссии» Церкви, ее пастырского служения, в центре которого стоит вопрос о личной связи молодого человека с Богом.
Именно в юношеском возрасте происходит становление своего «я», когда на пути к достижению социальной зрелости молодой человек открывает себя как субъект в бытии «с другими» и «для других», тем самым учась выстраивать и свои отношения с Богом. Это динамический процесс, и даже у воцерковленной молодежи в этот период жизни нередко происходит переосмысление образа Бога и форм религиозности, что может приводить к глубоким внутренним кризисам. Поэтому в такой ситуации требуется особая духовная поддержка со стороны взрослых, которые могут поделиться своим опытом веры и жизни, так чтобы молодые прихожане осознанно и по- новому смогли войти в церковный организм.
Церковь должна быть готова интересоваться юношеством с его вопросами, радостями и проблемами, встать на место современной молодежи, посмотреть на себя ее глазами. В нынешнюю эпоху, когда общественное формирование молодежной идентичности находится перед лицом серьезных угроз, личная встреча со Христом в Православной Церкви должна помочь обрести молодому поколению истинный смысл и полноту жизни.
Литература:
- Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/558930.html
- Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года. [Электронный ресурс]: http://www.pravoslavie.ru/59206.html
- Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви: коллективная монография / Под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. — СПб. РХГА, 2017. — 303 с.
- Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы / под ред. В. А. Ситарова. М., 2010.
- Федосенко Е. В. Организация психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот / Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6–2. С. 312–317.
- Федосенко Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. СПб., М., 2009.