Язык и коммуникация в философии экзистенциализма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.

Дата публикации: 28.02.2025

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Тожиева, У. А. Язык и коммуникация в философии экзистенциализма / У. А. Тожиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123006/ (дата обращения: 27.04.2025).



Жан-Поль Сартр был известным французским драматургом, философом и политическим активистом, который был также признан как социолог и литературовед. В 1964 году Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но он отказался от нее, заявив, что писатель никогда не должен принадлежать никаким течениям и партиям, ибо его философия основывалась на том, что творца нет, и люди «обречены быть свободными». Сартра считают отцом экзистенциализма, широкую известность писателю принесли такие работы, как повесть «Слова», романы «Тошнота», «Мухи» и другие произведения.

Ключевые слова: экзистенциализм, мемуары, структурализм, формы существования слов, литературный языка, философский язык, экзистенциальный психоанализ.

Вокруг литературного, как и вокруг философского, политического наследия Сартра ведутся непрестанные споры. Книгу «Слова» ( Les Mots , 1964) высоко ценят даже те, кому Сартр не близок. В «Словах» писатель обращается к воспоминаниям своей собственной жизни, он не сочиняет героя, пусть даже близкого себе, а пишет о самом себе, своей семье. Вместе с тем, «Слова» — необычные мемуары. В них видят даже своеобразное прощание мыслителя с литературой, «могилу романов». Эту идею, в частности, развивает Б. А. Леви. Однако в «Словах» скорее могут найти не решительный отказ от письма как такового, а прощание Сартра с определенной творческой позицией. Как человек ХХ века, Сартр не верит в «cлова», в то, что можно преобразить мир искусством, литературой, но испытывает в то же время непреодолимое желание быть писателем, создавая реальность из одних только слов. Тема языка, работа со словами, которые он понимал как знаки, продолжала его интересовать и в эти в 60-е годы, и до конца жизни («Идиот в семье»). Неслучайно возникла тема различия работы Сартра с языком в его философских и литературных текстах. Об этом он говорил в интервью с бельгийским исследователем и последователем его философии П. Верстратеном, которое было опубликовано под заголовком «Писатель и его язык» в журнале «Ревю д’эстетик» в номере 3–4 за 1965 год. Это интервью — серьезный разговор о работе Сартра со словом, о его позиции в споре со структурализмом[1]. Для наглядности этого различия Сартр выбрал два момента: первый касался формы существования слов. Поясняя этот момент, Сартр привел пример собственного детства: тогда он ощущал слова как существующие не внутри , а вне его. Для ребенка слова были средством овладения вещами . Это наивное отношение к слову Сартр назвал «вербальным инфантилизмом». Впоследствии он будет пользоваться этим отношением к слову, анализируя детство Г. Флобера. Лишь постепенно, по мере взросления, слово открывалось Сартру как средство коммуникации. На этих функциональных различиях слов («овладение вещью» и «коммуникация») Сартр и построит отличие литературного языка от языка философского. В интервью П. Верстратену он говорил, что когда писал литературно , то сохранял что-то от «вербального инфантилизма»: в структуру фразы, где упоминается стол, должно войти нечто от его жесткости, от структуры дерева. Неправда, что литература есть только коммуникация с читателями, она есть и любовь писателя к слову, радость. Для выражения философской мысли , продолжает Сартр, на первый план выходит коммуникация: «Самое трудное в философии — это то, что здесь речь идет о чистой коммуникации». Он признался, что в «Бытии и ничто» грешил литературными оговорками, чего уже старался не делать в «Критике диалектического разума» [3, с. 21].

Вторым моментом различия литературного и философского языков Ж. - П. Сартр называл передачу смысла . В качестве примера он привел фразу из «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо: «Я был, где был, я шел туда, куда шел, и никогда дальше». Фраза выражала смысл отношений Руссо и госпожи Варанс. Смысл сложных любовных отношений дан в короткой фразе. Философия же отказывается, по мнению Сартра, от такой краткой передачи смысла: «… она должна отказаться от смысла, потому что его должна искать» [6, с. 15].

Для передачи чувств Руссо философия должна была бы пользоваться категориями . Это по необходимости вело бы к выяснению «… его отношения к другому, отношения к самому к себе, не только сформулированных, но и преодоленных к иному. То есть философия всегда должна себя разрушать и всегда возрождаться» …» [6, с. 15].

Сартр представил свой роман «Слова» как своего рода трюк с местоимениями. И полагаем, что этот трюк определяет поэтику Сартра, и что все жанры, за которые брался Сартр, с которыми он экспериментировал, рисковал, были ему нужны только для того, чтобы от них ускользнуть: «Конечно, я был Рокантеном, я показывал в нем без всякого самолюбования канву своей жизни; и в то же время я был собой , избранником, летописцем ада…» [3, с. 26].

Язык, по Сартру, не отвлеченно-метафизический, а исключительно ситуативный объект, он может описываться с помощью философских категорий, но не имеет собственной абстрактной сущности (признаваемой например, за «фантастическим жанром» в литературе). Сартр не мог признать введенное Соссюром различие между «языком» как абстрактной системой и «речью» как конкретными актами языковой деятельности: эти два уровня сливаются у него в представлении об уникальном экзистенциальном опыте, когда субъект и применяет язык и сам претерпевает его. Чтобы показать это, рассмотрим, прежде всего, ту статью, цитата из которой (об отсутствии метафизической проблемы языка) уже была приведена выше. Она называется «Туда и обратно» и посвящена книге философа и эссеиста, Бриса Парена (1897–1971) «Исследования о природе и функциях языка» (1942). Парен был старым знакомым Сартра, он даже предоставил в его распоряжение несколько своих ранних, неопубликованных текстов, которые тот цитирует наравне с изданными произведениями. Длинный очерк о нём Сартра носит дружески сочувственный характер, что не мешает критику четко определить свои расхождения с автором книги. Книга Парена являлась его докторской диссертацией (правда, не по философии, а по словесности), однако Сартр обходит молчанием почти все ее обширные философские экскурсы, намечаемую автором историю концепций языка у Аристотеля, Декарта, Лейбница, Гегеля — то есть, казалось бы, именно то, чем она должна была привлечь его, «профессионального философа». Он рассматривает творческий путь автора как человека, реагирующего на вызовы и проблемы своего времени; он подробно пересказывает, разбирает, обогащает собственными подробностями те места книги, где излагается личный языковой опыт Парена, — этот опыт не чужд ему, он либо сам его пережил, либо близко наблюдал у других людей: «Война научила Парена тому, что разум не один есть разум немецкий, есть русский, есть наш французский, что каждый из них соответствует некоторой объективной системе знаков и между ними идет противоборство. Этот урок он получил опять-таки среди молчания, — заполненного взрывами и терзаниями, среди безмолвной солидарности между людьми. Слова еще скользили по поверхности этого молчания» [5, с. 39].

Подобный опыт сближает здорового человека с душевнобольными, которым кажется, что у них «крадут мысли»: « Они не так уж безумны, комментирует Сартр, итак происходит с каждым из нас: слова впитывают нашу мысль, прежде чем мы успеваем ее распознать» [5, с. 39].

Ситуация «изнаночного» взгляда на язык (или, если вспомнить образ из статьи о Б. Паррене, «подводного» взгляда рыб на плещущихся у поверхности купальщиц) — это также и ситуация поэта , о чем Сартр писал в книге «Что такое литература?» ( Qu’est-ce que la littérature? , 1947), вновь опосредуя теоретическое рассуждение о языке «экзистенциальным психоанализом», в данном случае очерком обобщенной психологии поэта: « Ситуация говорящего человека — внутри языка; он насыщен словами, они продолжение его чувств, его клешни, щупальца, очки: он управляет ими изнутри, ощущает их как свое тело, он почти незаметно для себя окружен словесным телом, расширяющим его воздействие на мир. Поэт же находится вне языка, он видит слова с изнанки, будто не принадлежит к роду человеческому, и, придя к людям, прежде всего, наталкивается на слово, как на барьер» [5, с. 41].

Поэт воспринимает слово не как послушный инструмент мысли и общения, а как замкнутую в себе вещь. И Жан Жене, будучи не просто страдающей жертвой языкового отчуждения, но и поэтом, создает стихотворение именно «как вещь», наполняет его «инертно-объемным», телесно ощутимым присутствием, но изгоняет из него всякое транзитивное значение.

Язык, по Сартру амбивалентен: переставая быть пассивным медиумом коммуникации, прозрачным выражением предсуществующей мысли, он может своей вещественностью и порабощать человека, и служить ему средством освобождения. Сартровскую концепцию языка как имманентно-сакрального опыта полезно сравнить с концепциями некоторых его современников — французских философов и ученых, размышлявших о сущности языка. Прежде всего, это теория Бриса Парена, разобранная в статье Сартра «Туда обратно».

Однако в этой книге есть и один сквозной мотив, оставшийся незатронутым в критическом очерке Сартра, но первостепенно важный для концепции Парена: язык ставит нас в зависимость от времени: «Будь я ученым или же поэтом, мне приходится полагаться на Время, чтобы моя воля осуществилась уже после меня?», — то есть воплощаемое в языке творчество ученого и поэта реализуется, оказывает свое действие на общество лишь в исторической перспективе.

В результате сартровская двойственность языка как сакральной имманентности, которая и угнетает свободу человека, и служит точкой опоры для поэтического творчества, превращается у P. Барта в двойственность языка как игры коннотативных трансценденций, поддающейся объективному исследованию методами лингвистики и создаваемой самим Бартом семиологии, но также и художественному обыгрыванию путем создания «искусственных мифов». С точки зрения Барта описанное Сартром переживание отчужденности и тяжкой «фактичности» языка действительно имеет место; в частности, прямой цитатой из Сартра звучат в одной из глав «Мифологий» слова о «тошнотворной непрерывности языка», которую стремится преодолеть поэзия.

Рассматривая язык «в ситуации», в контексте «экзистенциального психоанализа», в связи с длящимся опытом того или иного субъекта, Сартр исключает из рассмотрения именно временной характер этого опыта, процесс приращения истинных или же ложных смыслов. Язык предстает как неподвижно-имманентное образование, носитель темных и двойственных сакральных сил; в нем нам явлен парадоксальный опыт остановившегося, субстанциализированного времени. Не будучи ни подвижным процессом речи, ни абстрактно-формальной системой знаков («языком» по Соссюру), своей отчужденной субстанциальностью закупоривает сосуды культурного кровообращения; поэт в своем творчестве как бы выводит тромб наружу, превращая его в чудесный эстетический объект.

Едва ли не единственным единомышленником Сартра в таком понимании языка может считаться Морис Бланшо, которого Сартр жестко раскритиковал как романиста в упомянутой выше статье о романе «Аминадав», но позднее, в конце 40-х годов, внимательно и с сочувствием читал его философскую эссеистику. M. Бланшо пошел дальше него в раскрытии небытийных сторон языка, в исследовании языка как творящей пустоты, резонирующего безмолвия; интуиция же речи как кумулятивного процесса осталась ему чужда, и, разделяя этот общий отказ, Сартр и Бланшо образуют странную пару — двух философов безмолвия среди культуры, все активнее изучающей процесс говорения.

Литература:

  1. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.
  2. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Преодоление абсурда. // Бергсон, Сартр Симон. Перевод с фр. — М., 2000.
  3. Брюно К. Мыслить, мыслить свою жизнь, свою жизнь описывать. Ж. П. Сартр в настоящем времени. — С.-П, 2006
  4. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. — М., 1996.
  5. Зенкин С. Н. Сартр и опыт языка. Ж.- П. Сартр в настоящем времени. — С.-П., 2006
  6. Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — Философия — Творчество. — С.П.,2006
  7. Levy B. Н. Le spectacle de Sartre. Paris, 2000.
  8. https://biographe.ru/uchenie/zhan-pol-sartr

[1] Структурализм — направление в языкознании, ставящее целью лингвистического исследования раскрытие главным образом внутренних отношений и зависимостей компонентов языка, его структуры, понимаемой, однако, различно разными структуралистскими школами.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, слово, Время, двойственность языка, литература, литературный язык, Писатель, поэт, смысл, форма существования слов.


Ключевые слова

мемуары, экзистенциализм, структурализм, формы существования слов, литературный языка, философский язык, экзистенциальный психоанализ

Похожие статьи

Литературоведческие опыты Эдварда Саида и их влияние на формирование концепции ориентализма

В данной статье осуществляется анализ влияния литературоведческих опытов Эдварда Саида на формирование его концепции ориентализма. Эдвард Саид начал свой академический путь именно с исследований в области литературы, откуда и исходят ключевые мотивы ...

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Поэтика логоцентризма в романах К. Маккарти

Статья посвящена изучению романов американского писателя Кормака Маккарти как пространству, в котором доминирует логоцентрическая картина мира. На материале пяти романов (1985–2006 гг.) прослеживается эволюция идеи созидающего и разрушающего Логоса.

Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической немецкой философии в трудах Фридриха Ницше

Настоящая статья изучению морали, воли, ресентимента как ключевых идей философии Ф. Ницше. В ходе исследования мы акцентируем внимание на разностороннем анализе всех неклассических концепций, освещённых в трудах Ницше в разные периоды творчества. При...

Исследование «языковых игр» Витгенштейна

Ядром поздней философии языка Витгенштейна является «теория языковых игр», которая стала водоразделом между его ранними философскими взглядами и поздней философской мыслью. Влияние этой дисциплины имеет не только высокую академическую ценность, но и ...

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Парадоксальность языка морали

Данная статья посвящена проблеме выражения морали в языке и парадокса как одного из аспектов, характеризующих рассматриваемый феномен. Дано определение морали и на материале англоязычной литературы исследуются языковые способы парадокса.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Похожие статьи

Литературоведческие опыты Эдварда Саида и их влияние на формирование концепции ориентализма

В данной статье осуществляется анализ влияния литературоведческих опытов Эдварда Саида на формирование его концепции ориентализма. Эдвард Саид начал свой академический путь именно с исследований в области литературы, откуда и исходят ключевые мотивы ...

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Д. Деннет и конструктивная альтернатива эпифеноменализму

В статье раскрывается концепция самости американского философа Дэниела К. Деннета. Автором излагаются взгляды эпифеноменалистов и физикалистов на природу бытия и происхождения «цвета», а также обобщается дискуссионный материал по исследуемой теме. Ид...

Поэтика логоцентризма в романах К. Маккарти

Статья посвящена изучению романов американского писателя Кормака Маккарти как пространству, в котором доминирует логоцентрическая картина мира. На материале пяти романов (1985–2006 гг.) прослеживается эволюция идеи созидающего и разрушающего Логоса.

Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической немецкой философии в трудах Фридриха Ницше

Настоящая статья изучению морали, воли, ресентимента как ключевых идей философии Ф. Ницше. В ходе исследования мы акцентируем внимание на разностороннем анализе всех неклассических концепций, освещённых в трудах Ницше в разные периоды творчества. При...

Исследование «языковых игр» Витгенштейна

Ядром поздней философии языка Витгенштейна является «теория языковых игр», которая стала водоразделом между его ранними философскими взглядами и поздней философской мыслью. Влияние этой дисциплины имеет не только высокую академическую ценность, но и ...

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Парадоксальность языка морали

Данная статья посвящена проблеме выражения морали в языке и парадокса как одного из аспектов, характеризующих рассматриваемый феномен. Дано определение морали и на материале англоязычной литературы исследуются языковые способы парадокса.

Экзистенциональный поиск в кино и литературе

В статье рассматриваются экзистенциональные проблемы современного человека и формы «ухода» от их решения, обосновывается роль кино и литературы в данном ракурсе как проявление собственничества, вещизма.

Задать вопрос