В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.
Ключевые слова: одиночество, экзистенциализм, философия
Испокон веков люди старались избежать одиночества или свыкнуться с ним. Переживание одиночества могут вызывать разные факторы: физическая отделенность человека от общества, отсутствие близкого эмоционального контакта с другими людьми, чувство «брошенности» и «покинутости» при переживании человеком какой-либо утраты. Однако есть еще одно переживание одиночества — то, которое коренится в самом бытии человека, является его данностью, а не результатом внешних обстоятельств жизни, — именно его можно назвать «экзистенциальным», или «изначальным», одиночеством.
Философов, начиная с Аристотеля и вплоть до конца XIX века, интересовали в первую очередь вопросы бытия, существования как такового, легшие в основу классической философии, в рамках которой человек рассматривался всего лишь как одна из существующих «вещей».
Исходя из распространенного в Античности и сформулированного Аристотелем представления о том, что человек — явление социальное, одиночество воспринималось как нечто негативное. К примеру, по мнению поэта Гесиода, одинокий человек либо является сиротой или изгоем, либо страдает чрезмерной гордыней, в связи с чем достоин лишь жалости или порицания [4, с. 45]. Такой подход вполне объясним — в мире эллинов не было места личности, а человек воспринимался как часть чего-то большего, в частности семьи, и в более общем смысле — коллектива граждан античного полиса.
Гераклит Эфесский стал, пожалуй, одним из первых античных философов, противопоставивших себя толпе. Он ушел от людей в горы.
Точка зрения некоторых исследователей, в частности доктора философских наук А. С. Гагарина [4, с. 50], о том, что уже в эпоху Античности существовало возвышенное представление о «человеке одиноком» как о мудреце, уединяющемся для общения с высшими силами, может быть принята с рядом оговорок. Речь в данном случае идет не об отрыве философа от общества, а о его самосовершенствовании в уединении, все равно направленном на улучшение жизни коллектива.
Однако с приходом христианства понимание одиночества и уединения изменились. Люди, изолировавшие себя от мира, как египетские отшельники-пустынники, постепенно стали восприниматься как подвижники, а не изгои. Происходили и многие другие изменения в мировосприятии. Во многом благодаря этому, а также вследствие попыток соединить античную философию с восточными веяниями и новым христианским мировоззрением сформировалось учение об одиночестве как экзистенциале, основоположником которого стал неоплатоник Плотин. Именно его воззрения легли в основу более позднего европейского экзистенциализма [5, с. 27].
Плотин призывал к пробуждению души, ее отделению от тела. При этом отрыв души от тела, по его мнению, сопряжен с сильнейшей болью, которая, в свою очередь, может привести к истинному пробуждению, являющемуся подлинной целью человека, обретению им целостности. Именно в духовной жизни заключается счастье, так как человек прекращает свое существование в одиночестве, вследствие чего мудрецу следует обеспечивать заботой свой земное «Я» подобно тому, как музыкант ухаживает за своим инструментом до тех пор, пока тот не выйдет из строя. Плотин говорил о мудреце как о том, кто является носителем внутренней свободы и благом для самого себя. Поэтому в его силах мужественно выдержать страдания, а когда они становятся непереносимыми, мудрец умирает, но его не следует жалеть, потому что смерть тела освобождает душу, а значит, последняя получает способность прийти к истинному пробуждению [5, с. 30].
В средние века авторы мало внимания уделяли проблеме одиночества под влиянием господствовавшей в те времена христианской философии, которая была нацелена на вопросы теологии, и человек интересовал средневековых философов лишь как одно из божьих творений, основная задача которого — вести праведную жизнь и обрести посмертное спасение.
Изменилась ситуация лишь с приходом эпохи Возрождения, когда ученые и философы вернулись к античным идеалам и снова обратили внимание на проблемы человека как уникального существа, достойного того, чтобы быть досконально изученным и найти свое место в мире.
Именно благодаря этому философы сумели обратить внимание на проблему одиночества. К примеру, Блез Паскаль — ученый и философ, живший в 1623–1662 гг., рассматривал одиночество с позиции заброшенности человека во Вселенной. Он говорил о том, что люди пытаются найти спасение в развлечениях, так как боятся остаться один на один с собой и своими мыслями. Вместо того чтобы наслаждаться спокойной жизнью, о которой многие мечтают, люди безудержно тратят огромное количество своих ресурсов: сил, времени, денег на развлечения и даже рискуют ради них своей жизнью. Б. Паскаль видел парадокс в подобном поведении людей и пришел к выводу, что оно проистекает из избегания самих себя. Это в свою очередь проистекает из страха остаться одному и посмотреть в глаза природе человеческой смертности и ничтожности перед бытием.
Если человек все же остановится в своих попытках убежать от себя в развлечения, то неизбежно начнет задумываться о своем месте в бесконечном и непостижимом мире. За подобными мыслями, вероятнее всего, придут переживания одиночества, тоски, пустоты, беспокойства, потера веры и надежды: «Когда я вижу слепоту и ничтожество человеческие, когда смотрю на немую Вселенную и на человека, покинутого во мраке на самого себя, словно заблудившегося в этом уголке Вселенной, не зная, кто его сюда поместил, зачем он сюда пришел, что с ним станет после смерти, и неспособного все это узнать, — я пугаюсь, как тот, кого спящим привезли на пустынный, ужасный остров и кто просыпается в растерянности и без средства оттуда выбраться» [11, с. 131].
Впоследствии представления Б. Паскаля нашли отражение в философии экзистенциализма, представители которой считали одиночество изначальным признаком бытия человека, от которого последний не способен никуда деться.
Истоки философии экзистенциализма и размышлений об одиночестве можно встретить у датского философа Сёрена Кьеркегора, который первым заложил основы экзистенциальной онтологии. Более того, он одним из первых предался размышлениям о человеческом бытии и одиночестве, тем самым во многом предвосхитив труды философов более позднего времени. Одиночество у Кьеркегора является незаменимым условием для обнаружения экзистенции, а также для развития и роста личности. Он связывает данный феномен с внутренним самосознанием и говорит о том, что никто не может разделить его кроме Бога. Экзистенция же в его понимании выражается в личном опыте человека переживания самого себя, как «синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости» [8, с. 29].
Подобное представление об одиночестве было характерно для многих последователей философии экзистенциализма. Среди них, например, можно отметить работы русских философов Н. А. Бердяева и М. Бубера [9, с. 86], которые считали, что через переживание своего изначального одиночества человек может обрести себя и почувствовать единение с Богом.
М. Бубер говорил, что только переживая свое «бездомное» одиночество человек может стать «вопросом для самого себя». Автор утверждал, что через ощущение своей заброшенности в мир, осознавая отделенность от него, человек может «встретиться с самим собой, в собственном «Я» увидеть человека, а за собственными проблемами — общечеловеческую проблематику» [3, с. 164].
Н. А. Бердяев считал одиночество тоской по Богу, переносимую как страдание, и которое может привести к единению с Ним: «Бог и есть преодоление одиночества, обретение близости и родственности, смысла, соизмеримого с моим существованием. То, чему я только могу принадлежать и довериться абсолютно, отдаться без остатка, и есть Бог и только Бог» [2, с.89–90].
К. Ясперс разделял идеи С. Кьеркегора, однако считал, что человек, находясь в одиночестве через полное отречение не может обрести подлинное бытие. Философ утверждал, что людям необходима коммуникация, направленная на стремление к общим духовным и историческим ценностям, и приводящая к единению человеческих душ. К. Ясперс был уверен, что лишь такой подход является единственным истинным выходом из одиночества [14].
П. Тиллих говорил об одиночестве как о данности, наложенной на нас Богом, и указывал на его позитивную природу: «Даже одиночество — не абсолютное одиночество, потому что внутри индивида содержатся смыслы Вселенной» [13, с. 85]. Философ делает акцент на том, что вопреки тому, что одиночество тяжело выдерживается и переживается человеком, оно несет в себе большое благо для самосовершенствования человека. Уединяясь в нем, можно научиться самоконцетрации и преодолению Небытия в стремлении к Бытию и «выступать» в свое трансцендентное» [15, р. 116].
Однако не все философы считали, что в концепции одиночества присутствует Бог или какие-либо высшие духовные смыслы. Например, М. Хайдеггер считал, что человек, повседневно находящийся в обществе людей, может потерять связь со своей личностью. Несмотря на то, что Хайдеггер настаивал, что социальное взаимодействие является обязательным условием обретения самости, проживание одиночества в его теории играло не менее важную роль. Погрузившись в данное переживание, человек ощущает себя находящимся в Ничто и экзистирует к нему. Этот опыт, включающий в себя в том числе переживание страха неминуемой смерти [1, с. 19], позволяет обрести личности целостность с помощью освобождения от бытия с другими [9, с. 86].
Философ Х. Ортега-и-Гассет считал, что одиночество присутствует в человеке как данность, и одной из главных целей человека является его осознание. Именно оно способствует обретению социальных связей, раскрытию творческого восприятия и приводит к единству «принципиально неслиянных существований» [10, с. 288]. При этом в основе теории данного автора лежит постулат, что жизнь человека принадлежит только ему, и никто другой не может ее прожить вместо него.
Похожей точки зрения придерживался и Ж-П. Сартр. Он вводит понятие одиночества-ответственности [12, с. 327]. Человек, по его мнению, обречен на свободу выбора, которая является внутренней характеристикой и не зависит от внешних обстоятельств. Именно на одиночестве основано бытие личности во враждебном ему и во многом абсурдном мире.
Философ утверждал, что вследствие разлада с собой и недовольства миром человек ищет пути выхода за пределы своего «Я», таким образом пытаясь избавиться от одиночества вовне, вместо того чтобы наоборот обрести в нем истину. В отношениях с другими людьми изначально заложен конфликт, а значит, они не могут спасти человека от одиночества, как бы он ни стремился к единению с ними [6, с. 199]. Поэтому попытки соединиться с другим ни к чему не приводят, кроме мучительного одиночества, в отличие от одиночества в себе глубинного и творческого.
А. Камю также провозглашал идею об абсурдности бытия вследствие тяжести и бессмысленности существования человека, затерянного в огромном мире, и отсутствия для него возможности познания другого до конца, т. к. в нем всегда будет что-то неуловимое, ускользающее от нас: «Но если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию» [7, с. 26]. Из этого следует, что А. Камю провозглашал одиночество как единственно возможную и естественную форму бытия, которая толкает на борьбу с этим миром, бунтует против него. Философ отрицал возможность спасения в Божественной реальности и при всей трагичности ситуации говорил, что величие человека состоит именно в возможности выстоять в столь враждебном мире. Только оставшись в полном одиночестве в отсутствии Бога, мира, крепких связей с другими, человек заслуживает уважения и обретает себя.
Таким образом, философы так или иначе задумывались о таком явлении, как одиночество, еще в эпоху Античности. Однако в те времена одинокий человек воспринимался как существо жалкое, чуждое и гонимое. Единственным видом одиночества, к которому общество относилось более или менее терпимо, являлось уединение философа, предающегося размышлениям, результаты которых, однако, должны послужить общественному благу.
В Средневековье проблема одиночества ушла на задний план. Однако впоследствии, начиная с эпохи Возрождения, представления об одиночестве стали изменяться по сравнению с античными и усложняться. Философы стали говорить об изначальности данного феномена.
Наиболее четко данный подход к феномену одиночества был сформулирован в трудах сторонников философии экзистенциализма. Они видели в нем изначальный признак бытия человека, от которого тот не способен никуда деться. Одиночество, по их мнению, вызывает страдания, но в то же время только оно становится движущей силой, позволяющей личности, пройдя через них, стать лучше, гармоничнее, обрести единение с собой или, как полагал С. Кьеркегор, на учение которого оказало большое влияние христианство, с Богом.
Литература:
1. Бедрицкая Н. В. Проблема одиночества в философии экзистенциализма (Вызов «пустующего места» Другого) // Философия и соц. науки. 2008. № 3. С. 18–22.
2. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Париж: YMCA PRESS, 1934, 191 с.
3. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. и ред. П. С. Гуревича и др. — М.: Республика, 1995. 464 с
4. Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Гесиода до Аристотеля) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 43–60.
5. Гагарин А. С. Одиночество как экзистенциал античной философии (от Эпикура до Плотина) // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 22–33.
6. Демидова С. А. В поисках выхода из одиночества: экзистенциальная проза Ж. -П. Сартра // Вестник культурологии. 2012. № 1. С. 193–206.
7. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М: Политиздат, 1990. 415 с.
8. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. — М.: Академический проект, 2014. 160 с.
9. Лященко М. Н. Проблема одиночества в экзистенциальной модели бытия // Лященко Максим Николаевич Проблема одиночества в экзистенциальной модели бытия // Манускрипт. 2017. № 3–1 (77). С. 85–88.
10. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991., 638 с.
11. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 480 с
12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. M.: Политиздат, 1989. С. 319–344.
13. Тиллих П. Избранное. Потрясение оснований. — М-СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 351 с.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
15. Tillich P. The Courage to Be. New Haven & London: Yale University Press, 1952.