Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или необходимость? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 1529 раз

Библиографическое описание:

Ширяева, Г. И. Использование ЭОР на уроках истории: дань моде или необходимость? / Г. И. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 431-432. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7740/ (дата обращения: 19.12.2024).

Еще недавно компьютер в кабинете учителя был диковинкой, а сейчас российские школы получили сотни тысяч компьютеров. В этой связи весьма актуальны проблемы практического использования информационных компьютерных технологий (ИКТ) в школьном историческом и обществоведческом образовании.         

Как показала практика, учителя в основном используют компьютер:

-        в качестве средства для выхода во Всемирную паутину и поиска в ней информации;

-        для составления отчетности, в том числе с электронными журналами;

-        для работы с тематическими (предметными) компакт дисками;

-        для подготовки презентаций в поддержку урока;

-        для проведения тестирования, рубежного и итогового контроля;

-        для организации проектной и внеурочной деятельности по предмету.

Более часто мы стали использовать на уроке мультимедийные диски и тренажеры. Главное их достоинство состоит в том, что в них в удобной форме представлены большое количество информации и богатый наглядный материал. Рассмотрим некоторые из них из них.

«Всеобщая история». Разработчиком пособия является компания «Кордис & Медиа». Серия состоит из следующих электронных учебников: История древнего мира, 5 класс;История средних веков, 6 класс; История нового времени, 7–8 классы. В составе издания обширные учебные материалы. Есть дополнительные интересные справки. Все материалы богато иллюстрированы. «Экранные» инсталляции и ролевые игры, возможности сопоставительного анализа исторических источников, «конструктор» собственных рассказов значительно расширяют интерактивные возможности знакомства со всеобщей историей. Каждый диск имеет большое количество тестов по теме для проверки знаний практически к каждому уроку.

Образовательный комплекс (ОК) «Российская и всеобщая история, 6 кл.» предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала по российской и всеобщей истории для 6-го класса. ОК включает в себя уроки по каждой теме курса, содержащие учебные тексты, анимированные исторические презентации на основе карт, схем, иллюстраций, задания-тренажеры, словарь. Текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно-ориентированное обучение в технологии проблемного диалога. С помощью ОК ученик может подготовиться к контрольным работам и самостоятельно изучить пропущенный материал; учитель сможет полностью обеспечить учебный процесс необходимыми материалами.

В составе образовательного комплекса: 60 интерактивных уроков,85 анимированных исторических презентаций на основе карт, схем, иллюстраций, 53 учебных текста, более 200 разноуровневых тестов-тренажеров, более 100 заданий к историческим текстам смеханизмом самопроверки результатов, 600 иллюстраций, 170 определений.

Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО «1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Каждая карта дается в двух вариантах: контрольное задание и тренажерное задание с подсказкой. Одно но: вопросы достаточно сложные.

Электронное учебное издание «Отечественная история (до начала ХХ века)»; Содержание диска соответствует стандарту исторического образования для средней школы.В состав УЭИ входят: 40 тем; лента времени; хронологическая таблица; 700 иллюстраций;30 аудио- и видеофрагментов; 45 исторических карт сражений;300 исторических источников; 400 биографий; словарь терминов и система проверки знаний.

Компакт-диски (электронное приложение) к курсу «ОРКСЭ» (6 модулей): ЗАО «Образование Медиа» ОАО Издательство «Просвещение», 2010 и т. д.

Таких ЭОР сейчас большое количество, но у них есть типичные недостатки мультимедийных энциклопедий: значительный субъективизм авторов в отборе материалов и в принципах организации такого отбора, но в целом компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала и автоматизировать контроль за усвоением пройденного материала. Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал. Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. Электронный учебник позволяет ученику подготовиться к участию в олимпиаде, но и удобен при подготовке к ЕГЭ.

Презентации — один из самых распространенных видов обучающих ресурсов, призванных помочь в первую объяснении нового материала. Емкость, функциональность, относительная простота в использовании на уроке сделали их также и неотъемлемой частью почти всех комплексных ресурсов. Среди множества разнообразных презентаций можно выделить 1) классические и 2) для повторительно-обобщающих уроков.

К настоящему времени в сети Интернет размещено большое количество презентаций:

-        сайт Учпортал и Инфоурок, Педсовет. Su;

-        учителя А. И. Чернова: http://lesson-history.narod.ru/;

-        сайт журнала «Преподавание истории в школе»: http://pish.ru/ (презентации публикуются в разделе «Электронное приложение»);

-        библиотека интернет-сообщества учителей истории и обществознания, раздел «К уроку в школе»: http://www.it-n.ru/ и многие другие

В целом учитель без особого труда может найти в Интернете презентацию по любой теме школьного курса истории, бесплатно скачать ее и при желании внести необходимые улучшения.

ЭОРы и ЦОРы мы все чаще используем и во внеклассной работе. Удобно для учителя сделан раздел сайта СГУ «Русская история в зеркале изобразительного искусства» (http://www.sgu.ru/rus_hist/). Здесь предлагается пять рубрикаторов: по времени (отраженном на картине), событиям, героям, авторам картин, жанрам. Неплохая подборка иллюстраций находится в Коллекции «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала (http://historydoc.edu.ru/).

Специальные ресурсы, посвященные плакатам: виртуальный музей русского и советского плаката: http://www.russianposter.ru/; большая коллекция плакатов разных стран: http://mina.ru/posters/; советские плакаты1940–1990 гг.: http://www.sovietposters.ru/.

Ресурсы, содержащие фотодокументы: сайт, посвященный выдающемуся дореволюционному русскому фотографу С. М. Прокудину-Горскому: http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/index.html;

фотолетопись России (с поиском по периодам, федеральным округам, темам, авторам, музеям): http://www.inphoto.ru/photoarchive.vhtml; раритеты фото хроники СССР: http://www.borodulincollection.com/index.html.

Аудиодокументы можно найти на следующих сайтах. Советская музыка: http://www.sovmusic.ru/; советская патриотическая музыка: http://sovmusic.narod.ru/songs.htm; речи и выступления В. И. Ленина и его сподвижников: http://www.aha.ru/~mausoleu/speak.htm; речи И. В. Сталина: http://petrograd.biz/stalin/.

Исторические карты (коллекции карт и ссылок на картографические ресурсы): http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.htm; http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.

Информационно-коммуникативные, аудиовизуальные и интерактивные технологии становятся сегодня основой для построения структуры новой образовательной среды. Они обладают огромным потенциалом к изменению процесса обучения, так как стимулируют активное взаимодействие учителя и ученика во время урока и внеурочное время.

В заключение хотелось бы сказать, что далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование ЭОР в самоцель, неуёмное увлечение. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.

Использование ИКТ — это требование времени, но главное место в учебном процессе принадлежит учителю. Как бы ни был выношен и продуман урок, как бы значительны ни были поставленные цели, лишённый эмоционального заряда, он будет бесплоден. А это может сделать только учитель.

Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон:

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон...

Литература:

1.                            Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание.XI класс» (проект) // Преподавание истории в школе. — 2008. — № 1. — С. 40–42; № 2. — [С. 35–43]

2.                            Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — № 3. — [C. 29–39]

3.                            Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е. С. М., Владос, 2001 г. [c.169]

4.                            Чернов А. И., А. Ю. Морозов, П. А. Пучков, Э. Н. Абдулаев. Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Всеобщая история, урок, учебный материал, древний мир, образовательный комплекс, ОКА, основа карт, презентация, учебный процесс, Электронное приложение.


Задать вопрос