Велосипед — один из самых любимых транспортов во всем мире. Его история насчитывает почти 200 лет. Первое упоминание об изобретении велосипеда относится к 1817 году. Хотя он больше напоминал маленький деревянный двухколёсный самокат, который его создатель, немецкий профессор барон Карл фон Дрез назвал «машиной для ходьбы», потому что на нем отсутствовали педали и вращение колес производилось за счет ног самого велосипедиста. Но это название не прижилось, а изобретённый Дрезом самокат стали называть «дрезиной», в честь самого барона. Интересно, что в Британии он назывался HobbyHorse (Хобби Лошадь) [1].
Рис. 1. HobbyHorse [1]
Изобретение быстро стало популярным, а в 1839 году шотландскому кузнецу Макмиллану пришла идея добавить к дрезине педали и седло. По сути, Макмиллан создал практически современный велосипед. Конечно, за 200 лет он часто видоизменялся, появлялись новые усовершенствованные модели, но принцип остался тот же.
Рис. 2. Эволюция велосипедов [2]
Сейчас существует множество моделей велосипедов. Есть специальные велосипеды: для детей, для всей семьи, складные для поездок в транспорте.
В нашей стране растет популярность велосипедов не только среди взрослых, но и среди школьников. Все больше зданий оборудуют парковками для велосипедов, в некоторых городах появились специальные велосипедные дорожки. Но что это: мода или необходимость? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть плюсы и минусы популярности велосипедов среди подростков.
- Велосипеды — отличный тренажер не только для мышц ног, но и всего организма: сердца, легких, спины, живота и др. Кроме того, одной из распространенных проблем среди школьников является лишний вес из-за частного потребления фаст-фуда: чипсов, гамбургеров, сладких газированных напитков. Езда на велосипеде помогает бороться с этой проблемой.
- Езда на велосипеде заряжает энергией и вырабатывает выносливость. Часто у школьников, особенно у учащихся первой смены, нет времени и сил для утренних упражнений. Велосипеды не только помогают нам проснуться, но и иногда могут заменить нам зарядку.
- Велосипеды экономят время. Если школа или, например, спортивная секция недалеко от дома, то, конечно, быстрее добраться на велосипеде, чем пешком. А если приходится пользоваться транспортом, то велосипед помогает точно рассчитать время и избежать пробок на дорогах, особенно если добираться в час пик.
- Велосипеды — отличный способ найти новых друзей. Скорее всего, по соседству живут ребята, которые тоже готовы ездить в школу или, например, на футбол, на велосипеде. А общий интерес поможет укрепить дружбу.
- Совместные велопоездки с родными сделают семью еще сплоченнее и дружнее.
- Велосипеды — экотранспорт. Часто родители возят детей в школу на машине, тем самым еще больше загрязняя окружающую среду. Если школьники будут передвигаться на велосипеде, то они помогут сохранить и улучшить экологию нашей планеты.
Но езда на велосипеде может быть и опасной. Нами проведен опрос 20 родителей, который показал, что только 2 родителя готовы отпускать ребенка 10–11 лет на велосипеде. Основная причина отказа: нет условий для велосипедной езды. Что делать, чтобы предотвратить опасность и сделать этот вид транспорта доступным и популярным среди школьников?
- Сделать велодорожки в каждом городе, в каждом районе и микрорайоне, изучив самые распространенные маршруты школьников.
- Около каждой школы необходимо поставить велопарковки, без которых велодорожки могут оказаться бесполезными.
- Научить школьников правилам безопасной езды на велосипеде. Мало кто из подростков знает, что недостаточно научиться крутить педали. Каждый велосипедист — участник дорожного движения, поэтому знание правил поможет избежать аварий и травм.
- К сожалению, в нашей стране велосипедисты не носят шлемы во время езды: многие не считают необходимым, некоторые, особенно подростки, стесняются. Поэтому к велосипедному шлему надо приучать с детства. Можно также штрафовать родителей, если ребенок ездит без шлема.
- Организовать школьный конкурс с различными номинациями, например: «Самый аккуратный велосипедист», «Самый умелый велосипедист», «Самый ловкий велосипедист» и др.
- Интересно также изучить опыт других стран для развития велосипедного транспорта. Например, в Амстердаме больше велосипедов, чем людей в Нидерландах — на 16 миллионов голландцев их насчитывается 18 миллионов. Каждый житель Амстердама в среднем проезжает около 917 километров на двух колесах [3]. А в Берлине за последние 10 лет количество велосипедистов удвоилось. В Барселоне есть «зеленое кольцо», которое окружает город веломаршрутом. В настоящее время создано 250 паркингов для велосипедов на улицах города, строится новая подземная стоянка. Каждый год здесь проводится специальная Неделя Велосипеда. В Хельсинки более 1300 км велосипедных дорожек, а на 560 тыс. горожан приходится 400 тыс. велосипедов и всего 200 тыс. автомобилей [4].
В заключение хотелось бы сказать, что в нашей стране велосипедная езда из вида спорта постепенно превращается в модное направление, развивать которое необходимо для поддержания здоровья, укрепления семейных ценностей, улучшения окружающей среды. И тогда мода превратится в здоровую каждодневную привычку.
Литература: