В статье рассматривается безопасность правил дорожного движения. Автор рассматривает взаимосвязь между всеми участниками дорожного движения. Раскрывает понятие основных правил поведения на дороге, давая практические советы по соблюдению их.
Ключевые слова: правила, пешеход, водитель, транспорт, правила дорожного движения.
Современный человек часто пользуется автомобилем, автобусом, троллейбусом. Транспорт вовремя доставляет в школу, на работу являясь удобным средством передвижения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного и школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения детей с самого раннего возраста.
Нередко виновниками дорожных происшествий являются дети, играющие на проезжей части, переходящие улицу в неустановленных местах. Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения. Всем и каждому известно, что переходить дорогу нужно в положенном месте, на пешеходных переходах, на зеленый свет. Но часто, все происходит наоборот: спеша на работу, в школу, в детский сад, пешеходы переходят дорогу в любых местах проезжей части. Они даже не задумываются, что, во-первых, нарушают правила дорожного движения, во-вторых, создают аварийную ситуацию, и в-третьих, какой пример они подают своим детям. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Школьный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, ребенок этими качествами обладает не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Соблюдение правил дорожного движения являются обязательными как для пешеходов, так и для водителей, для всех участников дорожного движения. И любое, даже незначительное, нарушение этих правил может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому необходимо не только хорошо знать правила дорожного движения, но и всегда придерживаться их.
По данным статистики Российской Федерации с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек. Каждый год в дорожных авариях во всем мире гибнет один миллион двести пятьдесят тысяч человек. Почти половина из жертв дорожно-транспортных происшествий мотоциклисты и пешеходы. А еще миллионы людей получают физические и психические увечья и травмы. Были выяснены, каковы основные причины дорожно-транспортных происшествий: окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах, снижение контроля со стороны родителей, снижение видимости из-за непогоды, плохое состояние дорог, рассеянное внимание водителей и пешеходов, пересечение проезжей части по дороге в школу, подвижные игры на проезжей части, езда на велосипедах по проезжей части, адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.
Всем известно, что транспорт оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках грузов, так и в перевозках пассажиров. Бывают моменты, когда он может стать и причиной несчастных случаев. При современных скоростях движения автомобилей большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов, как взрослых, так и детей.
Взрослые должны стать примером для своих детей: соблюдать правило дорожного движения, показывать поведение на дорогах, рассказывать о причинах.
Гимназия № 4 г.о. Самара, в которой я обучаюсь осуществляет следующие мероприятия для решения данной проблемы: регулярно проводит с учениками классные часы, внеклассные мероприятия и открытые уроки по правилам дорожного движения; устраивает соревнования в параллели между классами, олимпиады, викторины; конкурсы; приглашает сотрудников Госавтоинспекция ГУ МВД России по Самарской области на классные часы; постоянно разговаривают с гимназистами, о знаках, которые они должны знать и применять в жизни на практике.
Со своей стороны, я могу сказать, что правила дорожного движения, светофоры и знаки правил дорожного движения были придуманы не зря. Ими надо пользоваться и применять на практике. Учить правило дорожного движения и повторять те знаки, которые постоянно не встречаются в жизни, которыми пользуемся в крайней необходимости. Показывать на своем примере, на практике одноклассника, друзьям сверстникам, как надо себя вести в сложившихся ситуациях на дорогах.
Литература:
- Жульнев, Н. Я. Правила дорожного движения (ПДД) / Н. Я. Жульнев. — М.: За рулем, 2011.
- Извекова, Н. А. Правила дорожного движения / Н. А. Извекова. — М.: Просвещение; Издание 11-е, 2013.
- Крулев, Г. И. Безопасность движения и техника безопасности на автомобильном транспорте / Г. И. Крулев. — М.: Транспорт, 2011.