Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.09.2014

Статья просмотрена: 11717 раз

Библиографическое описание:

Меркушова, Н. И. Бенчмаркинг: практика использования на российских предприятиях и проблемы применения / Н. И. Меркушова, А. В. Старун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12524/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современной экономике предприятие стремиться обеспечить устойчивое и финансово успешное функционирование на рынке, в том числе за счет использования инструментов менеджмента. В этом может помочь такой метод, как бенчмаркинг, который появился в 70-х годах XX века. Изначально он трактовался как метод оценки эффективности работы организации, в дальнейшем его стали использовать для оценки деятельности конкурентов. В настоящее время бенчмаркинг определяют как метод, основывающийся на опыте, взятого за эталон предприятия, применение лучшей практики на своем предприятии и выработке лучшей стратегии развития, нацеленной на совершенствование организации [11]. Основной его целью является улучшение проблемных аспектов работы предприятия за счет сравнения с эталоном. В России работы по использованию этого метода начали вестись не так давно, начиная с 90-х годов прошлого века.

Формирование концепции бенчмаркинга в мире прошло несколько этапов своего развития:

1.                 Анализ товара;

2.                 Бенчмаркинг конкурентоспособности;

3.                 Бенчмаркинг процесса;

4.                 Стратегический бенчмаркинг;

5.                 Глобальные бенчмаркинг.

В теории различают несколько видов бенчмаркинга:

1.                  внутренний бенчмаркинг — производится между подразделениями в одной организации;

2.                  конкурентный бенчмаркинг — сравнение показателей своей фирмы с конкурентами;

3.                  функциональный бенчмаркинг — сравнение с организациями, не являющимися конкурентами;

4.                  общий бенчмаркинг — сравнение бизнес процессов с организациями, относящимся к разным отраслям рынка.

Говоря об истории бенчмаркинга, можно упомянуть, что в 1994 году была учреждена Глобальная сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network, GBN — www.globalbenchmarking.org), как сообщество независимых бенчмаркинговых центров. Создана такими странами как США, Англия, Италия, Германия, Швеция. Сегодня она объединяет подобные центры около 20 стран мира. В США существует премия по качеству Мэлкома Болдриджа учрежденная в 1987 году, которая предполагает активное использование инструментов бенчмаркинга [7]. Что касается юридического ограничения проведения бенчмаркинга, то законодательство США не накладывает никаких ограничений. В Странах Европы наоборот, 85 статья европейского договора запрещает подписание соглашений с другими предприятиями, которые могут навредить свободной конкуренции или нанести ущерб европейскому рынку [8].

В России применение этого метода пока недостаточно по сравнению с такими странами как США, Япония и другие. Например, использование бенчмаркинга в зарубежных странах регулируется и поддерживается на государственном уровне, создаются специализированные компании для поиска партнеров по бенчмаркингу, в России такая практика отсутствует. В нашей стране можно выделить только одно ежегодное крупное мероприятие поддерживающее развитие бенчмаркинга — «Премия правительства в области качества», благодаря которой предприятие может улучшить различные аспекты своей деятельности и стать эталоном для сравнения с другими предприятиями. А так же премия дает возможность лауреатам обеспечить свой имидж, зарекомендовать себя как надежного производителя высококачественной продукции, способствует привлечению новых партнеров.

В таблице 1 приведены примеры применения различных видов бенчмаркинга на российских предприятиях.

Таблица 1

Примеры применения разных видов бенчмаркинга на российских предприятиях

Вид бенчмаркинга

Название предприятия

Объект сравнения

Результаты

Конкурентный

Ирбитский мотоциклетный завод

Реструктуризация подразделений завода

Решение о закрытии нескольких цехов

Ирбитский мотоциклетный завод

Производительность мотоциклов на одного сотрудника

Повышение квалификации сотрудников, уменьшение простоев оборудования

ЗАО «Петер — Стар»

Сравнение показателей отчетности

 -

ОАО «Северсталь»

Производственные показатели

Сокращение издержек, применение новых технологий, развитие рынка

Комбинат имени Степана Разина

Качество пива

Приобретение нового оборудования

Функциональный

«Нижфарм»

Выкладка товара

Новый подход к мерчендайзингу

Внутренний

ГКБ № 1 г.Новосибирска

Качество предоставляемой медицинской помощи

Выявлены три победителя, которые являются примером

Общий

Коммунальные предприятия

Все направления деятельности

Модернизация оборудования, новая система мотивации для персонала, изменение методов работы с потребителями

Как видно из таблицы, большой популярностью в России пользуется конкурентный бенчмаркинг. В работе [1] описывается опыт применения бенчмаркинга западных предприятий в Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) по следующим направлениям:

-          производственная структура предприятия: необходимо было определить, какие производственные подразделения оставить; после исследования западного опыта руководством было принято решение о продаже литейного, кузнечного и нескольких других цехов, вследствие чего ИМЗ сэкономил деньги на содержание ненужного оборудования.

-          эффективность производства: в качестве эталона была рассмотрена индийская мотоциклетная компания Royal Enfield; выяснилось, что на исследуемом эталоне работают примерно одинаковое количество людей, но из расчета на одного сотрудника в Royal Enfield выпускается 25 мотоциклов, а в ИМЗ — 1,7. Решено было применить следующие меры: уменьшить простои оборудования, обучить рабочих дополнительным профессиям и повысить их квалификацию.

Объектами конкурентного бенчмаркинга могут выступать так же другие области деятельности организации, например:

-          производственные показатели: ОАО «Северсталь», металлургический завод с полным циклом производства, воспользовалось опытом нескольких отечественных компаний и 56 западных металлургических компаний; после проведения анализа выявились направления, по которым необходимо провести работу, а именно: сокращение издержек, развитие рынка и внедрение новых технологий [2].

-          качество продукции: руководство комбината имени Степана Разина обратилось на завод «Балтика» для сравнения качества производимого пива; результатом проведения анализа стало приобретение нового оборудования для брожения пива, после чего качество продукции заметно улучшилось [3].

-          показатели отчетности: ЗАО «Петер — Стар», оператор связи, проводит сравнение показателей отчетности в определенном формате с другой аналогичной компанией Golden Telecom. Некоторые показатели эффективности сравниваются с данными компании «Связьинвест» [4].

Примером функционального бенчмаркинга может являться деятельность компании «Нижфарм». Объектом сравнения с эталонным предприятием, в роли которого выступала компания «Вимм Билль Данн», была выкладка товара в аптеках. Проведя исследование, выяснилось, что продукты «Вимм Билль Данн» всегда стоят на лучших местах. Проанализировав их деятельность, руководство компании «Нижфарм» изменило подходы к мерчендайзингу и пришло к выводу, что самое лучшее место в аптеке для лекарств находится справа от окошка кассы.

Другим видом бенчмаркинга является внутренний. Его применяют, когда существует необходимость проанализировать процессы или работу сотрудников в одной организации. В работе [5] мы можем ознакомиться с примером использования бенчмаркинга в банковской сфере. Так же наглядно применение внутреннего вида бенчмаркинга описано в работе [6], где он применялся руководством главной клинической больницы (ГКБ) № 1 города Новосибирска. Объектом исследования выступало качество медицинской помощи. Среди всех отделений выбиралось три лучших и затем опыт их работы в организации ставили в пример другим отделениям больницы, которым предлагалось его применить.

Несмотря на представленные примеры использование этого метода имеет пока незначительные масштабы в нашей стране. Для успешного его применения нужно учитывать специфику российских предприятий. В качестве причин, тормозящих полноценное и успешное применение бенчмаркинга можно выделить следующие:

1.                 Недостаточное развитие полноценной этической культуры компаний;

2.                 Отсутствие достаточного количества практики в нашей стране;

3.                 Влияние особенностей ведения национального бухгалтерского учета;

4.                 Недостаточное использование процедур управленческого учета;

5.                 Отсутствие доверия к эталонным предприятиям и к партнерам по бенчмаркингу.

Литература:

1.                  Бенчмаркинг — воспользоваться опытом успешных компаний — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://savant.3dn.ru/publ/benchmarking_vospolzovatsja_opytom_uspeshnykh_kompanij/1–1-0–16 (дата обращения: 26.05.2014)

2.                  Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/benchmarking_kak_effektivnyj_instrument.html (дата обращения: 25.05.2014)

3.                  Внутренний бенчмаркинг — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.libertygrant.co.uk/portal/?p=3846 (дата обращения: 20.05.2014)

4.                  Бенчмаркинг финансовых показателей — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fd.ru/articles/13660-benchmarking-finansovyh-pokazateley (дата обращения: 26.05.2014)

5.                  Использование внутреннего бенчмаркинга в медицинской организации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65635a3ad68b5c43a88521206c36_0.html (дата обращения: 15.02.2014)

6.                  Возможности бенчмаркинга для управления предприятиями коммунального комплекса — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.km.ru/referats/335639-vozmozhnosti-benchmarkinga-dlya-upravleniya-predpriyatiyami-kommunalnogo-kompleksa# (дата обращения: 26.05.2014)

7.                  Премии в области качества Премия Болдриджа — Краткий обзор — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://subscribe.ru/archive/economics.tech.qualityawards/200407/16145951.html (дата обращения: 03.09.2014)

8.                  Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообщества о свободе конкуренции — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://eulaw.edu.ru/documents/publications/chapters/osnovy1_antimonopol_polit.htm (дата обращения: 03.09.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, Ирбитский мотоциклетный завод, Россия, США, GBN, выкладка товара, качество продукции, приобретение нового оборудования, развитие рынка, сокращение издержек.


Задать вопрос