Отказ от соперничества в пользу сотрудничества – бенчмаркинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, Е. А. Отказ от соперничества в пользу сотрудничества – бенчмаркинг / Е. А. Павлова, Ю. Г. Макарова, А. М. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5902/ (дата обращения: 23.12.2024).

Неотъемлемой составляющей программ повышения эффективности бизнеса является постоянное изучение передового опыта компаний. Достижения конкурентов недостаточно просто констатировать, необходимо устанавливать подлинные причины таких достижений, чтобы примененные методы служили собственной организации.

Нет двух совершенно похожих людей, так нет и идентичных организаций. Слепое переписывание предпринятых кем-то пусть и успешных шагов не приведет к требуемому результату. Условия на рынке меняются с поразительной скоростью, необходимо регулярно обновлять и корректировать свои действия.

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Бенчмаркинг продвигает модель превосходства, отражает постоянные усилия организации по совершенствованию, путем применения передовых подходов. Он разрушает имеющиеся стандарты, создавая постоянную готовность к действию. Тем самым, оказывает значительное влияние на организацию. Сердцевиной бенчмаркинга

При учете информации о конкурентах и применения передовых практик в собственную организацию целесообразно указанный процесс производить по следующим шагам:

  1. Анализ информации – это процесс, связанный с выборкой конкретных данных. Для исследования выбирают наиболее трудоемкие операции.

  2. На основе полученной информации выбирают периоды, когда фирма была успешна (год, квартал, месяц и т.д.).

  3. Производятся хронометрические наблюдения за сотрудниками фирмы, которые осуществляли свою деятельность в данный период.

  4. На основе полученных данных разрабатывают и формируются наиболее рациональные рабочие процессы.

  5. Изучение и применение знаний на практике. Данный процесс не должен являться разовым.

Ядром бенчмаркинга является персональное желание учиться, желание познания нового, что, несомненно, ведет к вершине успеха. Огромное значение для организации имеет поддержка постоянных усовершенствований со стороны руководства, финансовая отдача от проектов будет значительно выше. В этом и заключается культурный аспект бенчмаркинга. Лидеры компании должны быть уверены, что перенос ценных знаний действительно осуществляется. Каждый успех должен подвергаться здоровой критике со стороны руководства, что даст дополнительный толчок для внедрения новых инициатив.

Помимо вышесказанного, культура и поведение персонала – главные катализаторы внутреннего обмена знаниями. Для успешного бенчмаркинга необходимо определить существующие культурные барьеры и создать благоприятный для переноса наилучших практик климат. Необходимо помнить, что перенос лучших практик может встретить на своем пути различные препятствия. А одним из методов стимулирования сотрудников к обмену знаниями, может являться система вознаграждений.

Проблемы, которые могут возникнуть из-за неверно проделанных операций, могут тянуть череду других сложностей. К ним относятся: компания не подвергается периодическим проверкам, исследуется большое количество параметров, сравниваются несравнимые величины, исследования проведены некорректно, слабая поддержка со стороны руководства или персонала, бенчмаркинговый партнер подобран неверно, игнорирование компаний других отраслей.

Идеальный вариант бенчмаркинга предполагает получение информации из первых рук. Бенчмаркинг считается одним из способов смягчения конкуренции. Когда соперничество переходит к сотрудничеству и экономические отношения выходят на другой уровень, то данный элемент можно считать партнерским бенчмаркингом. Обнаружение проблемных участков, истинных причин их возникновения и есть основная задача исследования, правильное решение которой позволит разработать адекватные меры.

Бенчмаркинг строится на основе самооценки. Сегодня самооценка существует как самостоятельный и эффективный инструмент управления качеством.

В международной и отечественной практике накоплен немалый опыт в данной области. В России возникают фирмы, которые в своей практике применяют бенчмаркинг, но к сожалению такие фирмы можно перечислить по пальцам, их масштабы не значительны. Как показывает опыт, наиболее плодотворные результаты дает непосредственное общение с коллегами. Именно сотрудники при непосредственном общении – из «первых» рук, извлекают наиболее ценные идеи и приводят их в действие. На данном этапе особая роль уделяется заинтересованности руководства – это хороший потенциал для развития бизнеса.

В качестве положительного примера можно привести маркетинговые проекты таких ведущих компаний, как РНК "Лукойл", Газпром. Использование системы бенчмаркинга в российском бизнесе позволяет за счет оценки передового опыта ведущих фирм и компаний совершенствовать собственные характеристики, внедрять инновационные технологии, создавать ценности в работе с клиентами, повышать культуру предпринимательства. [1]

Таким образом, начиная с малых предприятий и заканчивая транснациональными корпорациями бенчмаркинг способен приносить существенную пользу. Это не только передовая технология конкурентного анализа, а в первую очередь концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, к поиску новых идей и их адаптация и применение на практике. Повышение эффективности работы осуществляется благодаря бенчмаркингу, что сокращает отходы производства и устраняет многие проблемы с качеством.

Таким образом, ценность бенчмаркинга заключается в том, что учение происходит на чужих ошибках, внимательное изучение их не позволяет совершить на своем предприятии. В процессе непрерывного совершенствования любой деятельности бенчмаркинг можно считать ключевым показателем результативности.


Литература:

  1. Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности МосРесукс [Электронный ресурс]. URL:http://www.mosresurs.ru/library/articles/88.xhtml (дата обращения 15.11.2012)

  2. OFFICE FILE журнал индустрии офисных товаров [Электронный ресурс]. URL:http://www.officefile.ru/article.php?id=168 (дата обращения 15.11.2012)

  3. Сайт о менеджменте качества Бенчмаркинг – универальный инструмент управления качеством [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY5/benchmark.html (дата обращения 17.11.2012)

  4. Бенчмаркинг в примерах Клуб бенчмаркинга «Деловое совершенство» [Электронный ресурс]. URL:http://www.benchmarkingclub.ru/vatson.html (дата обращения 22.11.2012)


1 Бенчмаркинг - эффективный инструмент повышения конкурентоспособности МосРесукс [Электронный ресурс]. URL:http://www.mosresurs.ru/library/articles/88.xhtml (дата обращения 15.11.2012)

Основные термины (генерируются автоматически): сторона руководства, непосредственное общение, практик, процесс, собственная организация.


Задать вопрос