В статье обсуждается специфика президентского дискурса на различных этапах его формирования, раскрываются лингвистические особенности этого типа дискурса, выступающего в качестве изучения-исследования языка глав правительства на основе их выступлений с учетом использования ими всех возможных средств коммуникации: вербальных, невербальных и экстралингвистических; анализируется жанровое многообразие президентского дискурса, среди которого можно выделить: ритуальный (инаугурационное обращение президента к нации или, прощальную речь президента), ориентационный (партийную программу, манифест, интервью, пресс-конференцию) и агональный (предвыборные теледебаты, встречи с избирателями), представляющие, в совокупности, «должностной речевой арсенал» главы государства.
Ключевые слова: политический дискурс, президентский дискурс, жанровое многообразие, язык политики.
The article discusses peculiarities of presidential discourse seen at various stages of its development and displayed with its linguistic peculiarities which represent it as a kind of heads of state’ language research on the basis of their speeches considering all possible means of communication: verbal, nonverbal and extralinguistic; various genres of presidential discourse are also analyzed and the main types are distinguished: ritual (a president’s inaugural address to the Nation), orientation (a party program, interview, manifest) and agonistic (pre-election debates); making, in total, an official speech arsenal of any head of state.
Key words: political discourse, presidential discourse, variety of genres, language of policy.
Важнейшим элементом любого государства является политический режим, представляющий систему методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. Говоря о политическом режиме современной России, следует отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое окончательно “не кануло в Лету”. Но идеал политического развития заявлен, это — демократизм и правовое государство.
Имеющиеся в России демократические институты и нормы (выборы Президента, депутатов Государственной Думы, свобода слова, наличие политической оппозиции и т. п.) хотя и имеют во многом формальный характер, однако, приводят к появлению новых жанров в сфере политической лингвистики и новых исследований в сфере политической коммуникации. Исследователи все чаще обращаются к новым аспектам изучения политического языка, что приводит к всестороннему осмыслению истории такого научного направления как политическая лингвистика и ее жанровой спецификации [2].
Политическая лингвистика является одним из новых исследовательских направлений современного языкознания. Эта область исследования носит ярко выраженный междисциплинарный характер: в ней интегрируются достижения социолингвистики, лингвистики текста, когнитивной лингвистики, нарративного анализа, стилистики, риторики, прагматики и экстралингвитики. На основе столь комплексного и сложного направления лингвистики последнее время выделяют и различные категории, как например, политический дискурс и его жанр — президентский дискурс, который предполагает изучение-исследование языка глав правительства на основе их выступлений с учетом использования ими всех возможных средств коммуникации: вербальных, невербальных и экстралингвистических [2].
Повышенное внимание к президентскому дискурсу, как жанру политического, легко объяснимо: глава государства традиционно вызывает интерес у соотечественников и многих граждан зарубежных стран. Вполне закономерно, что президент воспринимается не только как руководитель, но и как своего рода символ страны. Таким образом, при исследовании функционировании языка в политическом, а, следовательно, и в президентском дискурсе, неизбежно встает две проблемы — язык власти и власть языка, которые, различаются тем, что язык власти — это то, как говорит, какими языковыми средствами и приемами пользуется нынешняя власть, а власть языка — то, как воздействует на сознание эти языковые средства и приемы [4].
Но прежде чем говорить о жанровой специфике президентского дискурса необходимо уточнить, что политический дискурс — комплекс элементов, представляющих единое целое, что и позволяет лингвистам устанавливать различные параметры его структурирования, некоторые из которых подробно описаны в монографии Е. И. Шейгал «Семиотика политического дискурса» [5]. К ним относится дифференциация жанров политического дискурса по:
- степени институциональности:
- субъектно-адресатным отношениям:
- социокультурному признаку;
- событийной локализации;
- параметру выделения первичных и вторичных жанров;
- характеру ведущей интенции.
Интенциональная специфика жанров политического дискурса проявляется в таких базовых функциях, как интегративная, инспиративная, информативная, агитационно-пропагандистская. Следовательно, жанровые разновидности политического дискурса возможно классифицировать на ритуальные, или эпидейктические, в которых преобладает фатика интеграции; ориентационные, представляющие собой тексты информацион- но-прескриптивного характера; агональные, или состязательные, являющиеся способом выражения вербальной агрессии (эти жанры отличаются высоким градусом эмотивности и экспрессивности) [3].
В статье О. В. Атьман «Жанровая специфика президентского дискурса США» [1, с.14–16] и кандидатской диссертации О. В. Спиридовского «Линнгвокультурные характеристики американской президентской риторики как вида политического дискурса» [3] наиболее полно описана жанровая специфика американского президентского дискурса, что, в последствии, находит свое отражение и в российском президентском дискурсе.
Таким образом, выделяя три разновидности президентского дискурса США: ритуальный (инаугурационное обращение президента к нации или, прощальную речь президента), ориентационный (партийную программу, манифест, интервью, пресс-конференцию) и агональный (предвыборные теледебаты встречи, с избирателями); можно сказать, что эти жанры формируют основу президентского дискурса, в целом, и, в совокупности, представляют «должностной речевой арсенал» любого главы государства.
Литература:
1. Атьман О. В. Жанровая специфика президентского дискурса США // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2009. № 2(21). — с.14–16
2. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.:ИТДГК Гнозис, 2003.
3. Спиридовский О. В. Лингвокультурные характеристики американской президентской риторики как вида политического дискурса: Автореф. дисс. … канд.филол.наук / О. В. Спиридовский. — Воронеж, 2006. — с. 24
4. Чернявская Е. В. Дискурс власти и власть дискурса: уч. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Чернявская — М.: Флинта, 2006. — с. 110–146.
5. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — Волгоград: Перемена, 2000.