Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, Е. В. Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования / Е. В. Гаврилова, В. В. Зырянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1313-1316. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19527/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношениях мужа и жены. Показана роль использования системного мышления в построении взаимоотношений. Через воспитание системного мышления выделяется ориентир на внимание к связи требований социума и становления личности. Здесь подходим к основному акценту, указывающему на личностное смыслообразование, рассмотрение фамилистических представлений в контексте личностного смыслообразования. Для этого используем характеристику компонентов: мотивационный, коммуникативный, саморегуляции.

Ключевые слова: фамилистика, личностное смыслообразование, саморегуляция, семья, ответственность, брак, личность, мотивационный и коммуникативный компонент.

 

Научно-технический прогресс и социально-экономические проблемы ставят новые задачи перед личностью, определяя пути развития и становления. Формирование личности зависит от многих факторов, но основным остается семейное воспитание, поскольку семья выступает как институт воспроизводства и социализации новых поколений. Соответственно, какую личность мы получаем на выходе, зависит от позиции родителей, воспитательной системы.

Анализируя ситуацию современности по отношению к «работе семьи» мы выделяем несколько основных проблем, создающих диссонанс между обществом и личностью.

Демографическая ситуация в нашей стране имеет вид цикла с ошибкой в одной из подсистем. Для рожениц придуман и реализуется план по получению материнского капитала, который, по законодательству, должен мотивировать будущих родителей. Однако, часть будущих матерей решают пойти своим путём: рождение ребёнка — средство для улучшения материального положения. Таким образом, нарушается право на свободу человека по Конституции РФ, нравственные ценности — семья и уважение прав другого человека, пусть даже еще и не появившегося на свет.

После рождения ребёнка трудности возникают при записи в детский сад, воспитании его гражданином своего государства, обеспечении необходимым для жизни, жилищный вопрос — всё это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи от незнания ситуации.

Вопрос с молодыми девушками, решившимися на аборт, остаётся открытым, несмотря на попытку организации психологической поддержки. Качество оказания психологической помощи или полное ее отсутствие, аспекты воспитания, подталкивающие на подобный шаг, разрушенные жизни... Невольно возникает вопрос — а можем ли мы спокойно наблюдать за тем, как женщины убивают в себе будущую мать и новую жизнь?

Обобщая вышесказанное, обратимся к мнению гуманиста и практикующего врача. П. Ф. Лесгафт, русский педагог и известный политический деятель, делая акцент на значении семейной жизни ребенка, говорил о его первых и главных воспитателях — родителях. При этом он особенно высоко ценил роль умной, толковой, правдивой, любящей матери. П. Ф. Лесгафт был солидарен со своим предшественником Н. И. Пироговым, который писал: «Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая уста его лепетать..., делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками».

Качество жизни молодого поколения стремительно падает, взаимосвязь между членами семьи ослабевает, родители из-за большой нагрузки на работе уделяют детям всё меньше времени. Чувство одиночества и незащищённости заставляет детей искать ласку и заботу в других социальных системах. Стараясь привлечь внимание, они становятся дерзкими и не по возрасту взрослыми. Общество, обеспечивая психологическую безопасность, отрицательно позиционирует работу психолога-консультанта, полностью игнорируя при этом влияние СМИ и социальных сетей, что несет в себе колоссальную опасность. Актуальным вопросом остается создание высокого уровня качества жизни, социума, в котором личность может всесторонне развиваться, быть ответственной, не теряя при этом свободы.

Современные условия жизни определяют семью как составляющую общества, работающей только на себя, развивающейся лишь внутри, а ведь осознание себя индивидуальностью, стремление к постоянному росту, саморазвитию с опорой на семейный уклад — немаловажные компоненты. Так, если дети не видят перед собой «правильный» образ, впоследствии сами не могут создать семью и построить гармоничные отношения.

Статус в семье имеет значение для становления половой идентификации. Определение позиций: «свой — чужой», «я — мужчина», «я — женщина», напрямую зависит от того, какое воспитание дается ребенку в семье и насколько верно выполняют свои роли родители. Поведенческие стереотипы складываются постепенно в зависимости от отображения родителями действительности, которое выступает неоспоримым примером.

Следовательно, общим элементом всех вышеперечисленных проблем остаётся статус семьи в обществе. Понимание значимости семьи молодым поколением, позиция старшего, определяет наше будущее.

Качественные аспекты семьи и её функции изучают различные науки. Весь теоретический материал ориентирован на то, что именно в семье формируется необходимый набор умений, знаний, которые личность впоследствии переносит в самостоятельную жизнь.

Для примера возьмём концепцию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. В центре — личность ребенка. Природа ребенка священна и уникальна. Ж. Ж. Руссо писал: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Ставя в центр своей концепции личность ребёнка, основоположник свободного воспитания, говорил, что воспитатель должен стремиться к тому, к сохранению в личности ребёнка как можно дольше неповторимого, природного вида [2].

Возьмём пример из современных книг. Представляя будущее, писатели пишут о замещающих родителей «учителей», которые дают детям необходимое воспитание. Из курса истории известен факт «обмена детьми» между семьями. Всё это «крик» о пассивной позиции родителей. Не видя перед собой облика гармоничного построения семейных отношений, дети повторяют судьбу родителей. Молодые люди боятся ответственности за партнёра и семейное будущее, что существенно оттягивает возраст заключения брака. Огромное количество популярной литературы, рассказывающей «как жить», обращение к ней затеняет нравственный и моральный аспекты жизненного уклада семьи.

Постараемся определить причины «потери» статуса семьи в наше время. Для этого обратимся к анализу основных понятий, имеющих прямое влияние на понимание личностью сути семейных отношений.

«Мы живём гражданским браком. Нас всё устраивает. Никаких обязательств, только свободные отношения» — известная фраза большинства молодых людей, которая лишь подтверждает их юридическую неграмотность и показывает, что происходит явная подмена понятий — гражданский брак и сожительство.

Брак является нормативной стороной семьи. Из статьи 10 СК РФ: «1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. 2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния» [4]. В то время как сожительство — совместное проживание на общей жилплощади, без обязательств и ответственности. Что же это? Гражданская неграмотность или всего лишь нежелание принимать ответственность на себя?

Для ответа на вышеизложенный вопрос мы обратимся к раскрытию понятия «ответственность». Ведь даже это простое понятие, вызывает затруднение при определении основных составляющих.

Профессор психологических наук В. Ф. Сафин использует термин ответственности для обозначения одного из самых общих свойств личности, который включает в себя отражение эффективно-мотивационной, познавательно-интеллектуальной и деятельностно-поведенческой сферы субъекта как целостности [3]. Так же данное понятие выступает качеством самоопределения личности. В семье ответственность лежит на каждом участнике жизни, и у каждого она своя. Но прежде чем статус «ответственности» приобретёт семейный оттенок, он должен быть сформирован в определенном уровне у молодого поколения. Но мы не всегда верно понимаем, что же такое «ответственность», и с каким понятием её стоит соотносить.

Отношение «осознания обязательства» к чему-либо или кому-либо понятие комплексное, наша задача — раскрыть и показать связь между понятиями внутри одного родового — ответственности.

Итак, понятие ответственности включает в себя несколько составляющих: долг и совесть, дисциплинированность, исполнительность.

Понятия «долг» и «совесть» используются с социальной стороны. Долг указывает на непосредственную и опосредованную зависимость личности от общественных требований и отчётность её перед коллективом, обществом за свои поступки. Совесть же показывает внутреннюю, субъективную сторону личности, переживания.

Дисциплинированность, то самое понятие, которое так «любит» поколение наших бабушек и дедушек. На этом качестве воспитана целая страна. Дисциплинированность рассматривается как «соблюдение норм поведения, чёткое и организованное исполнение своих обязанностей, подчинение общественному долгу».

Исполнительность, как свойство личности, определяет действия и деятельность, поступки и поведение, совершаемые по требованию отдельного человека или группы.

Итак, раскрытое нами определение, выступает в роли качества личности только в том случае, если человек «применяет» её во всех сферах своей жизни. В таком случае она становится внутренне необходимой, устойчивой.

Система понятий «долг — исполнительность — дисциплинированность» предполагает идентификацию внутренних ценностей личности с морально-политическими и нормами морали, коллектива и общества. Это понятие интегрирует в себе соблюдение общепринятых норм, отчётность за собственные поступки личное отношение к субъекту.

Нам необходимо выяснить связь уровня ответственности личности с позицией человека внутри семьи. Анализируя поведение каждого в социуме, мы приходим к выводу, что молодое поколение видит свою «активную» позицию в обществе лишь с одной стороны: «государство и общество навязывают быть семейным человеком, ответственным за других». Это одностороннее мнение говорит о том, что нам не хватает умения смотреть на ситуации с разных точек зрения, используя связи между моментами жизни. Здесь мы подключаем системное мышление, с помощью которого молодые люди смогут осознать свою позицию и роль в обществе, в построении и работе семьи. Когда наступает понимание того, что ты частица общества, не можешь жить отдельно от социума, выполняешь определённую роль, осознание ответственности за собственный образ жизни пойдёт изнутри. Для качественного функционирования семьи молодым людям необходимо видеть системно, внутренне осознавать собственную роль. Такое возможно при организации процесса воспитания системного мышления будущих родителей при совокупной работе социума с внутренним миром человека. Тогда в свои права вступают потребности личности, личностные смыслообразования.

Что же такое смыслообразование? Это постепенный процесс, в ходе которого, при взаимодействии различных уровней сознания, формируются единицы смысла — от ощущений, представлений, базовых потребностей и непроизвольных установок до концептов, категорий, ценностно-смысловых конструктов, убеждений, высших потребностей, произвольных установок и программ. В идеале, у личности должен быть сформирован единый мыслеобраз. Составляющую смыслообразования — личностный смысл — принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение -для- меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [1].

Однако, ситуация такова, что ценность семьи стремительно снижается, нарушаются все составляющие смыслообразования фамилистических представлений:

-          мотивационный компонент определяется осознанием семьи как ценностного социального института, личностным осмыслением ценностей семьи и брака, признанием значимости внутрисемейного общения, принятием творческого характера поведения семьянина, личностным смыслом ценности родительства;

-          коммуникативный компонент считается успешно сформированным если членами семьи легко моделируются возможные ситуации с учетом психологических особенностей каждого, регулируются взаимоотношения в системе «личность-семья-личность», а значит происходит сотрудничество со всеми членами семьи, формируется чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности, сочетается требовательность и уважение;

-          компонент саморегуляции предполагает помощь члена семьи в создании таких условий жизни, что каждый ощущает свою личностную ценность и значимость, уверен в своей безопасности, благополучности, позитивном эмоциональном настрое.

Из вышесказанного делаем вывод, что семья перестала быть «значимой — для — меня», личностный смысл брака утратился. В противовес, мы предполагаем, что работа над актуализацией личностных смыслообразований позволит расширить новому поколению познания о собственном внутреннем мире. Совершенствование мотивационной сферы, коммуникативных умений и саморегуляции в значительной степени положительно повлияют на формирование правильных фамилистических представлений, что в совокупность позволяет определить цель в системном мышлении.

Итак, мы говорим о молодом поколении, его потребности в семье, как целостной структуре и необходимости организации формирования личностной позиции к реализации собственных способностей в жизни, определении позиции «для меня» через раскрытие системы личностных смыслов, соответственно, основной задачей становится попытка научиться мыслить глобально, с осознанием и видением жизни в системе общества и личности, ценностных ориентаций, внутренней мотивации.

 

Литература:

 

1.                  Братусь Б. С. Общая психология. Т. 1. Введение в психологию. — М.: ACADEMIA, 2005. С 352.

2.                  Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII века. Просветительская философия [Электронный ресурс] URL: http://www.bestreferat.ru/referat-3549.html (дата обращения: 2.05.2015).

3.                  Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. — Свердл. педагогич. инст. Свердловск, 1986. С. 100–101.

4.                  Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 ФЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, семья, системное мышление, общество, ребенок, член семьи, гражданский брак, гражданское состояние, коммуникативный компонент, свободное воспитание.


Ключевые слова

семья, личность, ответственность, саморегуляция, брак, фамилистика, личностное смыслообразование, мотивационный и коммуникативный компонент., мотивационный и коммуникативный компонент

Похожие статьи

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения

Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе

В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды

В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...

Похожие статьи

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения

Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте модуса личностного бытия

В статье описана теоретическая модель личностной профессиональной успешности менеджеров по продажам. Концептуализовано понятие модуса личностного бытия, раскрыты структурные компоненты профессиональной успешности в аспекте экзистенциально-гуманистиче...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы

В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...

Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе

В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды

В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию...

Прототипический подход к анализу категории «конфликт»

В статье анализируется проблема конфликтов, рассматривается роль социально-познавательной активности в их возникновении и развитии. Представлены результаты эмпирического исследования смыслового содержания категории «конфликт». Обосновано использовани...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъек...

Задать вопрос