Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (54) июль 2013 г.

Статья просмотрена: 745 раз

Библиографическое описание:

Романкевич, А. В. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе / А. В. Романкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 421-425. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7279/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования правового сознания студенческой молодежи. Исследуется влияние воспитания на правовое сознание личности. Доказывается важность формирования правового сознания студентов высших педагогических заведений и его влияние на деятельность учителя.

Ключевые слова: правовое сознание, личность, сознание личности, самосознание личности, воспитание, правовое воспитание, структура правового сознания.

Analysis of the Systems of Structure of Legal Consciousness of Student is in Pedagogical Literature

Romankevich Ann, graduate student of department of pedagogics of the Slovyansk state pedagogical university

The notion of “law awareness” as the element of the mega system or multitude of the qualities of a personality is investigated in the article. The analysis is carried out and the structure of law awareness is revealed in the article, its interconnection with other qualities of a personality is also considered. The stages of the formation of law awareness of student youth are studied. The influence of the upbringing upon the law awareness is investigated. The importance of forming the law awareness with the students of the higher educational establishments and its influence upon teacher’s activities is proved, too.

Key words: law awareness, personality, awareness of a personality, self-awareness of a personality, upbringing, law education, structure of law awareness.

Постановка проблемы. Проблема профессионального становления будущего педагога, его включённости в информационное образовательное пространство остаётся актуальной в теории педагогики.

Существенно обостряется эта проблема в периоды политических и социально-экономических трансформаций. Сегодня, к большому сожалению правовое сознание граждан Украины в целом характеризуется как нигилистическое. Психологи и педагоги отмечают низкий уровень правового сознания студенческой молодежи. В педагогической литературе все чаще анализируется кризис социализации личности [5, 6, 7, 10]

С. Рашидов отмечает, что источником данного кризиса стало не только отсутствие национальной идеи и ценностных ориентиров, интегрирующих граждан в новое социально-политическое пространство, но и отказ государства с самого начала периода реформ от выполнения своих непосредственных социализирующих функций [9].

Анализ последних исследований и публикаций. За последние годы проблемой исследования структуры правового сознания в современной педагогической литературе занимались такие ученые как В. Бабаев, В. Бабкин, В. Баранов, К. Бельский, А. Долгова, А. Ивлев, В. Лазарев, Я. Кичук, Е. Назаренко, Н. Подберезский, И. Романова, А. Саламаткин, Н. Яковлева.

Изложение основного материала. Начиная изучать структуру правового сознания важно отметить, что оно само является составляющим элементом мегасистемы качеств личности. В эту систему входят, самосознание, мораль, социальное развитие, культура личности. Также правовое сознание является компонентом, как сознания и самосознания личности, так и её правовой культуры.

Важным для нашего исследования является феномен правовой культуры. „Структура правовой культуры общества в конкретно-социальном аспекте включает в себя следующие элементы:

-                   право как система норм, которые выражают оформленную в закон государственную волю;

-                   правоотношения как систему общественных отношений, участники которых имеют взаимные права и обязанности;

-                   правосознание как систему духовного отображения всей правовой действительности;

-                   правовые установки как система государственных органов и организаций, которые обеспечивают правовой контроль, реализацию права;

-                   правомерное поведение, деятельность [1, с. 280].

Правосознание относится к сложным и трудно исследуемым качествам личности. Это связано с тем, что невозможно отделить правовое сознание личности от его же моральных, социальных, политических и других убеждений и общественного правосознания в целом [7, с. 360].

Для формирования правовой культуры и правового сознания студенческой молодёжи в учебные планы высших учебных заведений был введен обязательный курс «Правоведенье». Программой этого курса предусмотрено изучение основный отраслей права, а именно: конституционного, трудового, семейного, гражданского, административного, уголовного, международного и других.

Для студентов педагогических университетов знание отраслей права имеет большое значение. В дальнейшей профессиональной деятельности учитель, пользуясь своими знаниями норм права и обучая им своих учеников, в свою очередь будет укреплять правовую культуру общества.

Изучив взаимосвязь между правовой культурой и правовым сознанием необходимо отметить, что последняя является одной из самых важных составляющих правовой культуры. Формирование правового сознания осуществляется с помощью правового воспитания. Схематически эта взаимосвязь представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь между правовой культурой и правосознанием

Интересными в контексте нашего исследования являются научные поиски ученого Я. Кичука. Так, исследователь в своей диссертационной роботе, опираясь на мнение ученых (В. Бабаев, В. Баранов, К. Бельский, В. Лазарев, Е. Назаренко, Н. Подберезский и другие), выделил такие структурные элементы правового сознания. Детально остановимся на каждом из них:

1.                  Правовая идеология (правовые теории, концепции, идеи, принципы и другое), то есть все, в чем может содержаться теоретической осмысления правовой действительности.

2.                  Правовая психология как составляющая правосознания отображает сферу чувств, эмоций, настроений, мотивов, иллюзий, психологического устройства и другое, которые именно и выражают эмоционально-оценивающие отношение личности к разным правовым явлениям.

3.                  Поведенческая составляющая личности репрезентирует привычки, установки, ценности, ориентации, готовность действовать [5, с. 43–46].

А. Саломаткин и Н. Яковлева предлагают такую структуру правового сознания.

1.                  Правовые знания (результат эмоционально-чувственного и абстрактно-логического осмысления информации, ее использование в правовой деятельности).

2.                  Правовые оценки (оценка права, признание его ценности, самоценности).

3.                  Правовое целеположение (осмысление потребности в правоохранительной деятельности, формирование правовых интересов, социально значимых мотивов, ценностных ориентаций, целей правоохранительной деятельности).

4.                  Правовые установки (способность к конкретному акту правового поведения как готовности действовать в пределах правовых норм, как процесс самореализации правовых норм и правил) [11, 27].

И. Романова определяет правовое сознание как единство знаний, оценок и представлений о праве и законности, социально-правовых установок и убеждений отдельной личности, которые, формируясь под влиянием внешних факторов, направляют ее поведение в сторону решения правовых вопросов [10, с. 80].

Не менее интересным для нашего исследования стали научные выводы А. Долговой и В. Бабкина. Ученые акцентировали внимание на таких структурных элементах правосознания: знания про право, представление про право, отношение к действующему праву, требования, которые выдвигаются к праву, отношение к выполнению правовых предписаний [4, с. 11].

А. Ивлев составляющими элементами правового сознания назвал такие: познавательный, который содержит правовые взгляды, интересы, убеждения и другое; чувственно-эмоциональный, к которому относится отношение личности к праву, правовым явлениям; поведенческий, в состав которого входят установки и ориентации в правовом поведении [3, 21].

Опираясь на теоретическую концепцию, изложенную в этой статье, мы предлагаем следующее понимание структуры правового сознания личности (см. рис. 2).

Рис. 2. Структура правового сознания

Опираясь на определенную нами структуру правового сознания, мы выделили в ней такие компоненты, как: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельный.

Когнитивный компонент включает в себя наличие знаний про сущность, принципы и функции права и правосознания, теоретические основы правовой науки и основой понятийный аппарат; понимание значимости Конституции и всех других нормативных актов системы законодательства; теории происхождения государства и права; правовые обычаи; необходимость использования правовых знаний в профессиональной деятельности и обыденных жизненных ситуациях.

Эмоционально-ценностный компонент содержит эмоции, потребности, мотивы деятельности, которые направлены на осознание себя преобразованным, равным, свободным гражданином своей страны. Этот компонент выражается в отношении к своей стране, законам государства, принципам и функциям права, осознании равенства всех людей перед законом, гуманности, толерантности.

Поведенческо-деятельный компонент предусматривает способность человека действовать в рамках правового поля, проявлять правосознание. Названий компонент выражается через следование гражданами законам государства, в общественном обсуждении законопроектов, участие студентов в студенческом самоуправлении и других общественных организациях, проявлении активной гражданской позиции, инициативы, ответственности, дисциплинированности.

Правовое поведение — это наиболее весомый компонент правового сознания. Анализ ситуации с точки зрения права, строгое следования требованиям закона в каждой жизненной ситуации, недопустимость нарушения этих норм — все это составляющие правового поведения. Формируясь под действием внешних и внутренних фактором правосознание нацеливает практические действия личности на поиск лучшего решения правовой ситуации в пределах правового поля.

Выводы по теме исследования. Правовое сознание имеет сложную структуру и взаимосвязано с большинством других качеств личности. Процесс формирования правового сознания студентов высших педагогических университетов состоит из нескольких этапов. Каждый из этапов имеет свои особенности, но они все связаны между собой. Воспитание правового сознания непрерывный процесс, который начинается с детства и длится всю жизнь.

Правовое сознание можно разделить на компоненты. Вместе все компоненты определяют сущность правового сознания личности. Специфическим признаком права является выражением меры свободы, равенства и справедливости. Само право призвано с достаточной полнотой, воплощать основные права и свободы человека, признанные мировым сообществом.

Литература:

1.                  Бабаев М. М. О культурологическом подходе к пониманию правовой культуры личности: материалы междунар. научно-практ. конф., 24–25 апреля 2003 г. / М. М. Бабаев. — Брянск, 2003. — 424 с.

2.                  Бабкин В. Д. Правовое воспитание студентов / В. Д. Бабкин. — К.: Вища шк., 1983. — 51 с.

3.                  Ивлев А. К. Правосознание и правовое воспитание молодежи / А. К. Ивлев. — М.: Знание, 1982. — 49 с.

4.                  Долгова А. И. Правовое воспитание молодежи / А. И. Долгова. — М.: Знание, 1979.– 47 с.

5.                  Кічук Я. В. Соціально-педагогічні умови формування правосвідомості майбутніх учителів у педагогічних коледжах: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 — теорія і методика професійної освіти / Ярослав Валерійович Кічук. — Ізмаїл, 2002. — 176 с.

6.                  Основы правоведения Украины: учеб. пособие / Кивалов С. В., Музыченко П. П., Крестовская Н. Н, Крыжановский А. Ф. — Х.: Одиссей, 2004. — 384 с.

7.                  Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова [та ін.]; за ред. З. Н. Курлянд. — 3-тє вид., перер. і доп. — К.: Знання, 2007. — 495 с.

8.                  Подберезський М. К. Правова культура майбутнього вчителя / М. К. Подберезський — Х.: Основа, 1997. — 220 с.

9.                  Рашидов С. Ф. Виховання у студентської молоді цінностей громадянського суспільства: проблеми теоретичної концептуалізації / Сейфулла Фейзуллаевич Рашидов — Луганськ: Ноулідж, 2012. — 271 с.

10.              Романова І. А. Формування правової свідомості майбутніх учителів у процесі навчальної діяльності: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 — теорія і методика професійної освіти / Інна Анатоліївна Романова. — Х., 2001. — 174 с.

11.              Саломаткин А. С. Формирование правовой культуры будущего учителя: учеб. пособие / А. С. Саломаткин, Н. М. Яковлева. — Челябинск: ЧГПИ, 1990. — 82 с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое сознание, правовая культура, правовое поведение, правовое сознание личности, структура, студенческая молодежь, правовая действительность, правовое воспитание, правовое поле, правоохранительная деятельность.


Ключевые слова

личность, воспитание, правовое сознание, сознание личности, самосознание личности, правовое воспитание, структура правового сознания., структура правового сознания

Похожие статьи

Защита правового статуса личности как фактор становления социального согласия

В данной научной статье затрагиваются основные проблемы правового статуса личности, а также важнейшие условия, влияющие на его соблюдение. Освещен исторический аспект политического «диалога» государства и общества. Показано отношение государства к пр...

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения

Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования

В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения

В статье проанализированы современные социокультурные условия становления молодого поколения; изложено разнообразие взглядов на сущность феномена духовности; обосновано содержание, принципы и пути формирования духовности студентов отечественных высши...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Похожие статьи

Защита правового статуса личности как фактор становления социального согласия

В данной научной статье затрагиваются основные проблемы правового статуса личности, а также важнейшие условия, влияющие на его соблюдение. Освещен исторический аспект политического «диалога» государства и общества. Показано отношение государства к пр...

Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения

Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...

Педагогические подходы к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов

В статье представлен анализ педагогических подходов к выявлению сущности и механизма реализации воспитания и обучения студентов. В качестве одного из важнейших воспитательных принципов рассматривается учет индивидуальных особенностей студентов. Особо...

Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних

В статье раскрываются понятие правового сознания несовершеннолетних, а также указываются факторы, которые оказывают влияние на процесс его формирования. Данный вопрос являются актуальным в рамках формирования правового государства и развития гражданс...

Фамилистические представления в контексте личностного смыслообразования

В статье раскрываются проблемы отношения к семейному статусу в обществе. Выделены основные понятия для определения содержания фамилистических представлений. Рассматривается отношение ответственности личности к принятию решений в партнёрских отношения...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения

В статье проанализированы современные социокультурные условия становления молодого поколения; изложено разнообразие взглядов на сущность феномена духовности; обосновано содержание, принципы и пути формирования духовности студентов отечественных высши...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин

В статье анализируется процесс развития профессионально важных качеств будущих учителей. Дается характеристика компонентов структуры их формирования в процессе преподавания педагогических дисциплин, обосновывается их взаимосвязь и взаимообусловленнос...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике в условиях реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей является отражением объективных процессов, происходящих во всех областях познания. В данной работе рассматриваются наиболее общие подходы к осуществлению эстетического воспитания учащихся в условиях межпредметных связей....

Задать вопрос