Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа жизненных ценностей отдельного человека, а тем более общества в целом. Наша задача — определить процесс социализации любого индивидуума, причины его приятия и неприятия обществом. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся истории развития личности и общества в целом. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося определения позиции личности в обществе, и сложившейся системой социальных отношений человека к человеку. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации.
Ключевые слова:конситуент, культура, межкультурная коммуникация, социально-культурный подход, история, статус, социальное образование.
Данное исследование рассматривает вопросы, связанные с определением понятия термина “жизненные ценности”, определяет особенности восприятия представленного в работе феномена в качества одного из важнейших конситуентов формирования окружающей субъекта действительности.
Немаловажным фактором формирования личности субъекта, вовлеченного в образовательный процесс в высшем учебном учреждении является осознание человеком своего собственного Я, возможности учиться постоянно, не останавливаться на достигнутых результатах, иметь уникальную возможность перенимать лучшие характеристики иной культуры, быть образованным человеком и оставаться личностью в нелегких рыночных условиях и условиях, подчас, нечестной конкурентной борьбы.
В нашей работе мы опираемся на политику Томского политехнического университета и предлагаем рассмотреть понятие активной жизненной позиции, так необходимой в рамках интеграции нашей страны в мировое сообщество.
Предлагаемая тема была исследована ведущими специалистами в области социологии, философии и психологии, такими как: Бурдье П., Хайнц А., Бергер П., Лукман П., Рикёр П.
Человечество существует как специфическая материальная реальность, но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди.
В своей работе “Социология социального пространства” П. Бурдье пишет: “…можно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме, то есть свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме” [2, с. 15].
Общество — это конгломерат субъектов, принимающих определенные ценности, выраженные лингвистическими и нелингвистическими средствами и представленными в виде абстрактных и конкретных понятий, разделяемых представителями данного конкретного сообщества. Процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций определенного общества формирует становление личности, этот процесс называется социализацией. В течение всей своей жизни человек учится выполнять особые социальные роли ― ребенка, родителя, супруга, студента, служащего и т. д.
Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опосредованных через созданные им вещи. В поле индивида личность реализует себя как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Следовательно, реципиент пользуется определенными маркерами поведения и ценностных ориентаций, непосредственно принимая участие в их создании.
Психологи разделяют ценности на личностные и социальные. Личностные ценности направлены непосредственно на внутренний мир человека. Его душевный комфорт. Следует отметить, что ценностные характеристика каждой личности сугубо индивидуальны и представляют собой уникальную симфонию хитросплетений личностных ориентировок. К примеру, для одного человека ценным будет спасение чужой жизни за счет своей. Но, даже при наличии данной характеристики, он может поддерживать и являться последователем сообщества ксенофобов в собственном социальном пространстве. Для другого человека высшей ценностью будет воспитание собственных детей, так сказать в стиле fortissimo — но этот процесс будет затрагивать только интересы детей данного субъекта. Все остальные дети будут выполнять функцию неких раздражителей с точки зрения их пользы или вреда приносимых его отпрыскам. Такой субъект не пожалеет сил и возможностей навредить другим членам общества для того, чтобы извлечь личностную выгоду.
Важно отметить, что поступки указанных выше реципиентов будут иметь диаметрально противоположную логику выполнения определенных шагов при достижении заданной цели.
Резюмируя приведенные примеры, мы можем утверждать, что ценности даже у представителей одного коммуникативно-социального сообщества, скрепленного нарративными практиками структурированного опыта познания жизни, могут существенно отличаться и иметь различные смыслы восприятия, обработки и интерпретации окружающей их реальности.
Следует помнить, что нельзя путать ценности с убеждениями или потребностями. В реестр ценностей входят такие понятия как дом, красота, работа, семейные отношения, культура, мораль, духовность.
Социальный мир строится на основе деления его индивидов на группы, деление может носить различный характер: этнический, экономический, социально-статусный, образовательный и т. д.
Соответственно делению различных групп социального сообщества, мы можем говорить о социуме, как некой символической системе, объективно представленной в рамках социального мира, где пространство существования статусных групп и их стилей жизни регламентируется различным отношением общества к их поведенческим характеристикам.
Таким образом, можно утверждать, что восприятие социального мира имеет двойственную структуру.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые воспринимались субъектом ранее, и могут быть мысленно воспроизведены, называются представлениями.
Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий “следов” возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений.
Представления служат материалом для процессов памяти и воображения и вызываются образами памяти.
Представления, возникающие у индивида, классифицируют в соответствии со следующими критериями:
1) по виду преобладающего ощущения, лежащего в основе представления;
2) по характеру отражения, воспринятого ранее в представлении;
3) по участию волевого усилия в возникновении представления.
Следовательно, мы можем говорить о таком феномене как наличие в сознании индивида ценностных восприятий ранее пережитого социального опыта.
Ценности ― это особый вид реальности, основой которой являются непосредственные связи с человеческим существованием, они становятся актуальными только при соблюдении особых условий, в особой уникальной среде при определенном витке определенного общества.
Социальные ориентации и позиции ― совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объективирующихся в соответствующих стереотипах социального поведения.
Основной признак существования ценностей ― это их связанная напрямую значимость чего-то или для кого-то. Здесь можно сказать о растяжениях смыслов предметов-знаков, когда один и тот же знак наделяется различными смыслами с точки зрения оценочной позиции, меняется под воздействием социального интерактивного пространства и принимает новое значение отличное от предыдущего, несмотря на то, что форма его визуального воплощения осталась прежней.
Литература:
1. http://www.tpu.ru/html/policy.htm
2. Бурдье П. Социология социального пространства/Пер с фр.; Отв. ред. перевода Н. А. Шматко. ― М.: Алетейя, 2005. — 288 с.
3. Хайнц А. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию. /Пер. с нем под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. козловского. — Спб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Изд-во “Наука”, 1991. — 452 с.
5. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.