Ценности в настоящее время рассматриваются как одна из наиболее значимых проблем, которые являются предметом наук о человеке: психологии, философии, педагогики, социологии и др. Несмотря на то, что большинство определений ценностей в науках опирается на социологические и философские концепции ценностей, психологическое определение феномена «ценность» имеет собственную специфику.
В психологической науке понятие «ценность» рассматривается в различных контекстах и с различных позиций. Существующие подходы к определению феномена «ценность» могут объединяться по общим основаниям и группироваться в различные группы. Д. А. Леонтьев [5] выделяет ряд аспектов в рассмотрении ценностей. Прежде всего, он отмечает понимание ценностей как своего рода атрибута, но не объекта. При отнесении ценности к объекту или предмету, возникает также вторая оппозиция, ценности — с одной стороны являются конкретными значимыми для субъекта и/или удовлетворяющие его потребности, тогда как с другой стороны рассматриваются как абстрактные сущности, как нечто ценное само по себе — от личной личностно осмысленной социальной нормы до принятого и осознанного смысла жизни [5].
Третьей оппозицией в понимании сущности ценностей выступает оппозиция «индивидуальное — надындивидуальное». Ценность в данном смысле понимается как сугубо индивидуальная реальность, которая является значимой для переживающего ее субъекта, связанная с выбором субъекта. С другой стороны, в данном аспекте ценность можно понимать как своего рода надындивидуальную реальность, относительно которой потребности, мотивы, интересы и ценностные ориентации могут рассматриваться как вторичные.
Четвертой позицией является позиция к онтологизации ценностей, то есть отнесении ценностей к сущностям особого плана, которые являются полностью надындивидуальными ценностями. По мнению Д. А. Леонтьева, данная позиция позволяет вывести ценности за предел собственного научного познания. Социальные ценности, с позиции социологического подхода можно рассматривать как порождение определенного социума, которые отражают в себе основные черты жизнедеятельности социума. Фактически, по мнению Д. А. Леонтьева, такие ценности «трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности и первичны относительно индивидуально-психологическим ценностям [5].
Пятая оппозиция поднимает вопрос о бессознательном или осознанном влиянии ценностей на деятельность и поведение личности.
Шестая позиция рассматривает ценности как достаточно четко определенные стандарты или нормы, жизненные цели, идеалы и смыслы, которые необходимо соблюдать и которым необходимо следовать [5].
По мнению Д. А. Леонтьева, собственно психологическому подходу наиболее близким является рассмотрение ценностей как системы жизненных смыслов, целей, а также идеалов, которые задают общую направленность деятельность, а также ее конкретные параметры. Ученый отводит системе ценностей определяющую роль в регуляции и мотивации деятельности и поведения человека. Таким образом, в психологической науке понятие «индивидуальные ценности» можно расположить в одном ряду с такими понятиями, как убеждения, идеалы, мотивы, установки, потребности и т. п.
Среди множества позиций относительно понимания и интерпретации ценностей в психологической науке наиболее распространенным является подход, который рассматривает ценности как результат жизни и деятельности определенного социума.
Э. Дюркгейм, обращаясь к анализу ценностно-нормативных систем общества и личности указывал на то, что система общественных ценностей можно рассматривать как совокупность ценностных представлений отдельных членов общества. Такая система ценностей объективна, так как свободна от изменчивых и субъективных оценок индивида [2]. Интерпретация социальных ценностей осуществляется посредством внешнего принуждения.
Ф. Знанецкий и У. Томас отмечают взаимосвязь объективно существующих социальных ценностей и социальных установок, при взаимодействии которых формируется система ценностей отдельной личности [8].
М. Рокич под системой ценностей понимает абстрактные идеи, отрицательные или положительные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, которые выражают человеческие убеждения относительно типов поведения и предпочитаемых целей деятельности [4]. Ценности, имея центральное положение в системе индивидуальных убеждений личности являются определяющими поведение человека принципами жизни. М. Рокич выделяет две группы ценностей — терминальные ценности и инструментальные ценности. Терминальные ценности понимаются как убеждения личности, конечные цели индивидуального существования с общественной и личной токи зрения. Инструментальные ценности понимаются как убеждения в том, что определенный характер деятельности с личной и общественной позиции является предпочтительным в любой ситуации. Основные положения концепции ценностей М. Рокича сводятся к следующим:
‒ общее число ценностей человека ограниченное;
‒ все люди имеют одну и ту же систему ценностей, вместе с тем, отдельные ценности для различных людей имеют не одинаковый «вес»;
‒ ценности имеют системную организацию;
‒ истоки ценностей человека можно проследить в обществе, культуре, в общественных институтах, а также в самой личности;
‒ влияние ценностей можно проследить практически во всех общественных феноменах [4]
Не менее распространенным является понимание ценностей как разновидности социальных установок, интересов личности, которые регулируют ее поведение посредством направления и структурирования. А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов говорят о ценностях личности, понимая под ними установку личности на те или иные ценности духовной или материальной культуры общества. Они отмечали, что ценностные ориентации весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [3].
Ядерно-центрическая модель ценностей В. А. Ядова включает в себя:
1) ценности внешнего статуса,
2) ценности среднего статуса;
3) ценности ниже среднего статуса;
4) ценности низшего статуса.
Первые и последние ценности являются малодинамичными, тогда как те ценности, которые занимают промежуточное положение, находятся в постоянном движении. Таким образом, в соответствии с концепцией В. А. Ядова, ценности вместе с общей направленностью интересов регулируют социальное поведение человека [10].
В психологической науке преобладающим является понимание системы ценностей как феномена, близкому к феномену мотивов и потребностей. При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в гуманистической психологии. Г. Оллпорт под ценностями понимает некоторый личностный смысл. Человек осознает ценность каждый раз, когда смысл имеет для человека принципиальную важность [7]. В качестве источника большинства ценностей личности выступает общественная мораль. Вместе с тем, существует ряд ценностных ориентаций, которые не продиктованы собственно моральными нормами (например, ценности общения, эрудиции и т. п.). Моральные ценности и нормы, которые формируются и поддерживаются обществом посредством системы внешнего подкрепления выступают как средства, условия достижения внутренних ценностей, которые являются целями личности. Превращение ценностей внешнего плана во внутренние ценности Г. Оллпорт именует «функциональной автономией», процессом трансформации категории значимости в категорию знания [7].
А. Маслоу придерживался близкого взгляда, считая, что ценности являются значимыми для личности на том же уровне, что и физиологические потребности. Ученый отмечал, что они могут рассматриваться как дефицит, которые необходимо ликвидировать посредством окружающего мира для того, чтобы избежать болезни или субъективно плохого самочувствия [6]. Фундаментальные потребности могут рассматриваться как фундаментальные ценности. Причем эти потребности связаны друг с другом по иерархическому признаку, а также эволюционно [6]. По мнению А. Маслоу, выбор человеком ценностей определяется самой природой человека.
Гуманистическая традиция изучения ценностей также развита в отечественной психологии. Ценности рассматриваются как в структуре смысловой регуляции поведения, так и направленности личности, ее мотивации.
Ф. Е. Василюк, описывая соотношение между мотивами и ценностями, говорит о том, что ценностное сознание связано с выбором неоднозначно и сложно. Сознание, которое обладает определенной системой ценностей, в ситуации выбора подводит альтернативы под единое ценностное основание, результатом чего является то, что каждая альтернатива получает определенную оценку и на основании того, какая оценка выше — выбирается сознанием. Ученый указывает на то, что хоть ценность и может выполнять функцию мотива, она отличается от мотива тем, что мотив является индивидуальным, обособляющим жизненный мир [6].
По мнению Б. С. Братуся ценности понимаются как осознанные и принятые человеком общие смысли его жизни и деятельности. Ученый указывает на то, что именно общие смысловые образования выступают как основные конструирующие единицы личности, которые определяют основные и сравнительно постоянные отношения человека к определенным сферам его жизни [4].
Интересной является позиция С. С. Бубновой применительно трех иерархических уровней системы ценностей личности:
- Наиболее обобщенные ценности — социальные, духовные и материальные.
- Ценности, которые закрепляются в жизни и деятельности и проявляющиеся как свойства личности — ценность активности, любознательности, доминантности и т. п.
- Наиболее характерные способы и формы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей и свойств [1].
Наряду с многоуровневостью, что проявляется в иерархическом строении ценностей, С. С. Бубнова отмечает исключительно важное свойство ценностей в их личностной значимости, которая включает в себя различные содержательные аспекты, которые обуславливаются разными формами и типами социальных отношений [1].
Следует отметить, что в своих подходах к изучению ценностей авторы исходят из различных типологий, которые отличаются по своим основаниям. Наряду основанной на принципах многомерности и иерархичности системы ценностей С. С. Бубновой, можно выделить другие типологии, имеющие свои основания.
Широко известно разделение ценностей на терминальные (ценности-цели, идеалы, смысли жизни) и инструментальные (ценности-средства, нормы, качества людей, которые позволяют им достигать цели в жизни) в концепции М. Рокича. Данный подход широко применяется в исследовании индивидуальных ценностей.
Вторая типология основана на разделении базовых и предметно ориентированных ценностей. Базовые ценности соответствуют культурным универсалиям и создают общие ценностные основания общества, предметно ориентированные ценности относятся к той или иной предметной сфере, например, профессиональные ценности. В кросскультурных исследованиях такой подход наиболее адекватен. Третья типология классифицирует ценности по их отнесению к определенным группам потребностей человека, витальным, социальным, смысложизненным. Такому подходу близка классификация (пирамида потребностей) А. Маслоу.
Интересным является подход к пониманию феномена ценности в экзистенциальной психологии. В рамках данного направления ценности являются основанием мировоззрения личности, они могут оказать непосредственное воздействие на внешний мир. Фактически ценности можно рассматривать как доминанты сознания, которые оказывают влияние на внутреннее развитие личности и окружающего мира посредством наполнения их смыслами и значимостью.
Ценности, в отличие от знаний, содержат в себе предельное количество информации относительно внутреннего бытия субъекта и выступают в мире его высшей манифестацией.
На основании теоретических представлений В. Франкла можно выделить две категории ценностей человека [9]:
- Ценности, которые формируются под воздействием объективного бытия.
- Ценности, которые управляют реальностью, являющиеся ценностями субъекта [9].
Иными словами, В. Франкл представляет ценности как смысловые универсалии, возникающие в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной
Ценности первой категории выражают значимость качеств актуального бытия человека, а также объективные потребности субъекта. Ценности второго типа выражают собой способность творческой личности к свободе относительно объективных условий существования и возможности целенаправленного влияния на индивидуальное и внешнее бытие человека. Исходя из сказанного можно заключить, что ценности можно рассматривать как воплощение преференции, субъективности и предпочтения того или иного варианта саморазвития, связанным со стремлением к совершенствованию В данном аспекте процесс формирования ценностей является проявлением субъективации внешнего бытия по отношению к субъекту во внутреннее.
Таким образом, можно констатировать, что в психологических исследованиях понятия «личностные ценности» и «ценностные ориентации» прочно утвердились в изучении мотивационно-смысловой сферы личности, наметилось их место в структуре личности, мотивации поведения и деятельности. Имеющийся широкий набор инструментария для изучения ценностей, созданный на основе соответствующих психологических концепций, позволяет исследовать ценности личности, их иерархическую структуру, динамику, др., в частности с целью получить представление о тенденциях в изменении социальных установок и стратегий поведения людей в различных социокультурных условиях.
Ценности являются идеальным феноменом, специфической особенностью которого является принадлежность субъективному сознанию и восприятию Ценность можно определить как комплекс направленных от субъекта к объективной реальности эмоциональных, волевых, интеллектуальных переживаний, которые воплощают наиболее значимые смыслы и содержание устремлений и притязаний. Одна и та же ценность является индивидуальной в переживании ее каждым субъектом и может объективно существовать только результат развития общественного сознания или же коллективного бессознательного. Вместе с тем, сущность этой объективно существующей ценности для субъекта остается «вещью в себе» ввиду того, что каждый воспринимает ценность сквозь призму своей субъективно и своего индивидуального опыта.
Обобщая результаты анализа научных источников можно заключить, что в психологической науке существует целый ряд подходов к пониманию сущности феномена «ценность». В современных психологических исследованиях ценности преимущественно рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности. Личностные ценности рассматриваются как одна из форм существования ценностей, наряду с социальными идеалами и предметно воплощёнными ценностями. Они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, отражаясь в их структуре и смысловой характеристике. Понятие личностные ценности располагается в ряду таких понятий как идеалы, убеждения, установки, мотивы и потребности.
Литература:
- Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С. С. Бубнова // Психологически журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 36–44.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1995. — 352 с.
- Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации [Электронный ресурс] /А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // http://ecsocman.hse.ru/text/16170240/ (Дата доступа: 09.11.2016)
- Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство/ В. Н. Карандашев. — СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
- Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции/ Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
- Маслоу, А. На подступах к психологии бытия/ А. Маслоу. — М.: «Рефл-бук» — К.: «Ваклер», 1997. — 327 с.
- Оллпорт, Г. Личность в психологии: Пер. с англ. / Г. Олпорт. — М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
- Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
- Франкл В. Воля к смыслу. / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -368 c.
- Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Электронный ресурс] / В. А. Ядов // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/35.php (Дата доступа: 09.11.2016)