Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, их активное участие, позволяют значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребенка. Между учителем-логопедом и родителями устанавливается система непрерывной эффективной обратной связи, способствующая превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса.
Цель: повысить педагогическую грамотность в методике проведения звукового анализа и синтеза слова
Задачи:
— продолжать развивать умение устанавливать конструктивные взаимоотношения с родителями, ориентированные на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
— дать родителям рекомендации по закреплению знаний и умений полученных в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
— способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.
Оборудование:
— декоративная пенка для творчества (зелёного, синего и красного цвета);
— ножницы;
— канцелярский дырокол;
— крючок для вязания для обведения фигур(не использовала карандаш и ручку, чтобы не оставалось следов на пенке);
— линейка с окружностями;
— шнурок.
— сердце (воздушный шар)
— предметные картинки
— экран
— ноутбук
Техническое оснащение мастер-класса: Презентация «Звуковой анализ и синтез слова»
Ход мероприятия:
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашей родительской кухне. Но сегодня мы поговорим не о традиционных блюдах, которые вы готовите каждый день. А о таком блюде, как обучение грамоте.
Логопед: Мы с вами поздоровались, но еще не познакомились. Предлагаю следующую игру: «Назови свое имя».
Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Меня зовут Елена Анатольевна — единственная, активная! Итак, начинаем».
Родители по очереди представляются и передают сердце.
Логопед:
— Присаживайтесь пожалуйста.
— Итак, блюдо № 1 «Обучение грамоте»
Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
— определение количества звуков в слове;
— фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
— определение места звука в слове.
Детям необходимо знать, а вам родителям, вспомнить что:
Включается презентация
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки).
Согласные звуки — звуки, которые петь нельзя, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я — [йа], Ю — [йу], Е — [йэ], Ё — [йо]. Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц. Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.
Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки — зеленым. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.
Логопед:
— Овладение навыками звукового анализа нередко вызывает затруднения у детей. Для того, чтобы повысить интерес к данному виду работы и разнообразить её, я предлагаю изготовить такое блюдо, как «Звуковые бусы».
- Берём декоративную пенку для творчества и рисуем на ней круги с помощью специальной линейки с окружностями.
- Вырезаем получившиеся круги ножницами. Это наши будущие «бусины». Думаю, можно использовать и другую, понравившуюся Вам, форму.
- В каждом круге дыроколом делаем два отверстия.
- Таким образом подготавливаем бусины всех трёх цветов.
Блюдо готово! Можно играть!
Совместная деятельность педагога с родителями.
Выложить схему слова КОТ. — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука) — Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К]) — Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) — Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О]) — Звук [О] какой? (Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом) — Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т]) — Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)
Логопед: А еще наше с вами блюдо «Звуковые бусы» чрезвычайно полезно. Благодаря ему мы не только закрепляем навыки звукового анализа и синтеза, а нанизывая бусины, мы еще развиваем у детей мелкую моторику пальцев рук, развиваем такие понятия как «право-лево».
Рефлексия.
Логопед: Уважаемые родители, хочу узнать ваше мнение о блюде, с которым я вас сегодня познакомила. Ставьте лайки, дизлайки.
Лайк — мероприятие мне понравилось, узнал много нового, буду полученные знания активно использовать в работе со своим с ребенком в домашних условиях;
— лайк смотрит вправо или влево — мероприятие мне понравилось, но были затруднения и есть вопросы, которые нужно разобрать совместно с педагогом;
дизлайк — мероприятие мне не понравилось, ничего нового я не узнал.
Логопед: А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеемся, что вам было весело и интересно!
Литература:
- Абелева, И. Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека [Текст]: / И. Ю. Абелева. — М.: Логос, 2004.- С. 304.
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 1997. — 400 с.
- Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 1999. — 160 с.
- Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.