Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Авторское право и смежные права

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (20) июнь 2020 г.

Дата публикации: 09.05.2020

Статья просмотрена: 1543 раза

Библиографическое описание:

Дорофеева, А. М. Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта / А. М. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 50-56. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5236/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье осуществляется доктринальный анализ таких специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта, как спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, специфические схемы спортивной игры, сценарии и трансляции спортивного мероприятия, а также выявляются критерии их охраноспособности.

Ключевые слова: авторские права, смежные права, спорт, спортивное выступление, эстетико-творческие виды спорта, спортсмен, тренер, трансляция спортивного мероприятия.

Наличие специфики авторских и смежных прав в индустрии спорта подтверждено не только доктринальными исследованиями [1, c. 283–303], но и принятием специального акта государственного органа — письма Министерства Спорта Российской Федерации от 27 июля 2017 г.

№ ПН-05–10/5493 «Методические рекомендации о направлениях совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта» (далее — Письмо Минспорта России).

В разделе III Письма Минспорта России установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, признаваемых в международной и зарубежной практике и имеющих отношение к физической культуре и спорту. Среди традиционных объектов авторского права таких, как аудиовизуальные изображения или фотоизображения спортивных мероприятий, текстовые, музыкальные и песенные произведения, базы данных, произведения архитектуры и программы для электронных вычислительных машин, названы специфические объекты, которые классифицируются Минспортом России в качестве произведений и не встречаются в других отраслях, в том числе:

– спортивные мероприятия (полностью или частично) или выступления спортсмена (спортсменов) или спортивной сборной команды (полностью или частично);

– спортивное выступление или его часть как художественное произведение, как произведения искусства или хореографии в индустрии спорта (хореографическая композиция в фигурном катании — конькобежном виде спорта, относящемся к сложнокоординационным, выступление с авторской композицией в синхронном плавании и пр.);

– спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу — спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу как церемонии (и как части церемоний) открытия и/или церемония закрытия крупных международных и национальных спортивных мероприятий (Олимпийских игр и др.), ординарные или сложносоставные тематические или универсальные спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу (шоу танцев на льду, спортивно-зрелищные авто-шоу и мото-шоу и мн. др.);

– хореографическое мини-представление, в строгом смысле не являющееся спортивным, но устойчиво и узнаваемо предваряющее каждое спортивное выступление спортивной команды или спортсмена;

– тактические игровые схемы и комбинации в некоторых игровых видах спорта и в некоторых настольных интеллектуальных спортивных играх, обладающие выраженной оригинальностью.

Помимо этого, как поясняется в Письме Минспорта России, авторским правом в качестве произведения по смыслу статьи 1259 ГК РФ могут охраняться следующие объекты интеллектуальной собственности в индустрии спорта: записанные визуальные образы спортивных мероприятий или комментарии к ним; фотографии спортивных мероприятий, спортивных команд или спортсменов; своды правил, доклады и иные материалы, используемые при управлении и продвижении спорта; публикуемые результаты спортивных мероприятий.

Любопытно отметить, что, осуществляя анализ российского и в особенности зарубежного права, А. М. Кузнецова практически идентично выделяет четыре вида результатов творческой деятельности в сфере спорта:

1.спортивное выступление [шоу] или его часть как художественное произведение или как произведение хореографии в индустрии спорта: хореографическая композиция в фигурном катании; конькобежном виде спорта, относящемся к сложнокоординационным видам; выступление с авторской композицией в синхронном плавании и др.;

2.спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу:

2.1 спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу как церемонии и как части церемоний открытия и/или церемония закрытия крупных международных и национальных спортивных мероприятий [Олимпийских игр, универсиад и др.];

2.2 ординарные или сложносоставные тематические или универсальные спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу [шоу танцев на льду, спортивно-зрелищные авто-шоу и мото-шоу и мн. др.];

3. некоторые оригинальные тактические схемы и комбинации в некоторых игровых видах спорта и в некоторых настольных интеллектуальных спортивных играх;

4. хореографические мини-представления, в строгом смысле не являющиеся спортивными, но устойчиво и узнаваемо предваряющие каждое спортивное выступление [шоу] спортивной команды или спортсмена [2, c. 65–66].

На основании изложенного, в качестве специфических объектов авторских и смежных прав в индустрии спорта в настоящей статье предлагается рассмотреть: спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, специфические схемы спортивной игры, сценарии и трансляции спортивного мероприятия.

Первоочередного рассмотрения заслуживает такой объект права, как спортивное выступление. Не все спортивные выступления являются охраноспособными, а только те, в которых выраженно имеется определенная творческая составляющая, которые действительно являются результатом интеллектуальной деятельности (спортсмена или тренера) и сценарии которых продумываются заранее. В таком случае они получают защиту нормами авторского права аналогично любому другому творческому произведению. «Например, со спортивной точки зрения в соревнованиях по синхронному плаванию практически все команды выполняют в программах одни и те же технические элементы, но то, как связаны эти элементы, под какую музыку исполняются, в каком образе выступают спортсмены, индивидуализирует их и придает деятельности творческий характер. При этом схожие по технической части синхронные прыжки в воду не имеют творческой составляющей, речь о праве интеллектуальной собственности здесь не идет» [3].

При этом специалисты подчеркивают, что спортивные выступления не во всех видах спорта подлежат правовой охране, а только в эстетико-творческих, в которых присутствует сильное эстетико-творческое начало таких, как например, фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, танцевальный спорт, эстетическая гимнастика, спортивная аэробика и акробатический рок-н-ролл [4]. В Письме Минспорта России подчеркивается, что такие виды спорта граничат с искусством, обладают творческой составляющей и имеют минимальную коммерческую отдачу по сравнению с более прибыльными и коммерциализированными видами спорта. Приоритетной составляющей таких видов спорта является особый тип интеллектуальной спортивно-творческой поисковой деятельности, в ходе которых с целью достижения высокого результата участниками спортивно-творческой деятельности должно быть создано и исполнено преимущественно на состязаниях оригинальное спортивное произведение.

Такое «спортивное произведение можно рассматривать как объект авторского права на основании того, что оно соответствует условиям охраноспособности — выражено в объективной форме и является результатом творческой деятельности» [3]. Спортивное произведение «может быть зафиксировано в письменном виде, в форме изображения, видеозаписи исполнения, записи тренера и в виде самого исполнения спортсмена» [3], таким образом, соответствуя требованию выраженности в объективной форме.

Что касается наличия творческой составляющей, «спортивное произведение в «эстетико-творческих» видах спорта состоит из названия, плана, рисунка и записей исполнения, движений, то есть включает и отображает признаки творческой свободы создания собственной спортивно-художественной композиции» [4, c. 53]. В подтверждение наличия творческой составляющей таких произведений Н. В. Кашапов указывает, что при их оценке учитываются не только технические характеристики, но и творческое выражение, «например, в таком виде спорта, как фигурное катание на коньках, за исполнение программы судьи ставят две оценки — за техническое мастерство и художественное впечатление. При выставлении второй оценки учитывается гармоничность программы в целом: соответствие ее выбранной музыке, плавность движения спортсмена, их соответствие темпу и ритму музыки, художественное исполнение, оригинальность, способность выразить характер музыки и образа» [4, c. 38], что «нацеливает спортсменов на поиск новых средств выразительности движений, предъявляя одновременно высокие требования к их эстетическому облику» [4, c. 38]. Свидетельством того, что одного технического мастерства именно в эстетико-творческих видах спорта недостаточно, а требуется показать оригинальность спортивного произведения, является тот факт, что в эстетико-творческих видах спорта произведения должны отличаться друг от друга музыкальным сопровождением, используемыми костюмами, чередованием спортивных элементов (за исключением обязательных исполнений, которые не являются охраноспособными) [4, c.108]. Иными словами, уровень вложенного творческого труда также подлежит оцениванию профессиональным жюри при оценке выступлений в эстетико-зрелищных видах спорта, а значит, является неотъемлемым элементом таких выступлений.

В эстетико-творческих видах спорта произведение может быть создано интеллектуальным трудом участников спортивно-творческой деятельности — либо тренера, либо хореографа, либо спортсмена или ими совместно. При этом с приобретением спортивного опыта, мастерства и в зависимости от личных наклонностей спортсмен в эстетико-творческих видах спорта может быть не только исполнителем, но и автором (соавтором) результата интеллектуальной деятельности — произведения. Иными словами, спортсмен может являться как исполнителем и в таком случае обладателем смежных прав на создаваемое произведение, а может признаваться его соавтором.

Тренеры, как правило, являются лицами, работающими по трудовому договору, специфика деятельности которых определена главой 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, если произведение, охраняемое авторским правом, создано ими в пределах выполнения трудовой функции, определенной в трудовом договоре или в должностной инструкции, в служебном задании или ином документе, а также в случае включения произведении в план (если его создание предусматривается к определенным соревнованиям и сроку, утвержденному планом работы), то такое произведение может быть признано служебным [4, c. 89]. В то же время произведения, созданные тренером «самостоятельно, без задания руководства, за пределами рабочего времени или в его пределах, на рабочем месте (катке, стадионе, бассейне, кабинете)» [4, c. 88] не считаются служебными. «Например, тренер по «эстетико-творческим» видам спорта спортивно-физкультурной организации в рабочее время по трудовому договору готовит к спортивным соревнованиям 5 спортсменов (две танцевальные пары и одиночного исполнителя), также он должен подготовить 3 произведения. В процессе работы возникает дополнительно еще одно оригинальное произведение, которое не может являться служебным произведением, поскольку его создание не входило в обязанности тренера. <…> Приведем еще примеры: тренер по своей инициативе готовит произведение специально для показательного выступления (рассчитывая, что спортсмен займет призовое место, поскольку к показательным выступлениям в основном допускаются спортсмены, занявшие призовые места). Создавать его необязательно, так как спортсмены могут исполнить на показательном выступлении то произведение, которое уже было ими исполнено и является обязательным. Известно, что лучших спортсменов-исполнителей на показательных выступлениях зрители могут попросить показать свое мастерство не один раз. Для этого тренер может, по не обязан, подготовить произведения дополнительно» [4, c. 87–88].

Что касается хореографа, то это — «то лицо, которое объединяет все составляющие процесса создания будущего спортивного произведения: концептуальную, художественную, технологическую (особенно при показательных выступлениях)» [4, c. 90], которое в силу того, что хорошо знает характер и способности спортсмена, может создать такое произведение, которое подчеркивало бы его сильные стороны как исполнителя и раскрывало его творческий потенциал, органично совпадая с задумкой автора произведения [4, c. 97]. В некоторых случаях тренер и хореограф совпадают в одном лице.

Аналогично, произведение, созданное спортсменом, не будет считаться служебным, если его создание не входит в трудовые функции спортсмена. В то же время в отношении спортсменов встает вопрос о признании исполнения произведения служебным, что должно иметь место, если предусмотрено трудовым договором со спортсменом. В случае если исполнение осуществляется не одним спортсменом, а несколькими, например, в парном фигурном катании или в синхронном плавании, то все они могут обладать смежными правами на совместное исполнение.

Иными словами, авторами спортивного произведения могут быть хореограф, тренер и спортсмен совместно или по отдельности (например, если одно лицо выполняет функции и тренера, и хореографа, и спортсмена-исполнителя) в рамках выполнения трудовой функции или нет, например, по договору авторского заказа. Все эти нюансы приобретают особое значение в контексте возможности или невозможности использовать созданные произведения в последующей карьере. Если в случае создания служебного произведения, правообладателем является работодатель, как правило, физкультурно-спортивная организация, то вопрос о распределении прав при совместном создании произведения представляется любопытным для рассмотрения.

Необходимо выделять два вида спортивных выступлений, являющихся произведениями: произведение, создаваемое в соавторстве, и составное произведение. Произведение, создаваемое в соавторстве, согласно статье 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает определенное единство замысла соавторов, их активное влияние на творчество друг друга, работу в едином, согласованном, пусть даже негласно, ключе, в отличие от составного произведения, которое объединяет ряд самостоятельных произведений, представляя по сути упорядоченную совокупность отдельных произведений, в отношении которых сохраняются права конкретных авторов.

В отношении произведения, создаваемого в соавторстве, возникают вопросы о принадлежности прав как на целое произведение, так и на те части произведения, над которыми авторы работали самостоятельно. Права на целое произведение будут принадлежать соавторам совместно, а особенности использования такого произведения должны определяться их соглашением. «В случае отсутствия соглашения будут учитываться величина и значительность творческого вклада каждого из соавторов, поскольку не любое содействие автору должно неизбежно повлечь признание прав соавтора» [4, c. 105]. В случае, если общее произведение образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование.

Что касается распределения прав на те части произведения, над которыми авторы работали самостоятельно, то, в случае если, такие части имеют самостоятельное значение, то есть имеют определенную смысловую завершенность, автор может использовать созданную им часть независимо от произведения в целом, если иное не предусмотрено в соглашении между соавторами. Примером произведения, в котором части имеют самостоятельное значение, может быть «произвольная программа в фигурном катании [включающая] в себя 3–4 фрагмента с разным музыкальным сопровождением, которое составляют целое спортивное произведение. Но для постановки показательного выступления или показа (в зависимости от решения тренера, хореографа, самого спортсмена, времени и уровня мероприятия) может потребоваться только один из фрагментов» [4, c. 105–106], такой фрагмент и будет являться частью произведения, имеющей самостоятельное значение.

Режим авторско-правовой охраны может распространяться и на отдельные элементы спортивного выступления, при условии наличия определенной творческой составляющей. «В произведении может насчитываться от ста спортивных элементов — при исполнении одиночного выступления — до тысячи — при парном или даже больше — при групповом (например, синхронное плавание) <…> многие спортивные элементы этих произведений определены правилами спортивных соревнований и являются обязательными для исполнения (например, спортсменка в одиночном катании должна выполнить двойной аксель, тулуп и сальхов), но кроме них исполняется еще множество других элементов, которые спортсмен с тренером могут включить или исключить из произведения» [4, c. 107]. При этом произведение в целом образует вся совокупность элементов, включая, как обязательные, так и необязательные. Безусловно, авторским правом не должны охраняться обязательные элементы, а при включении их в произведение, авторское право на них будет ограниченным таким образом, чтобы не препятствовать воспроизводству этих же элементов другими спортсменами.

В противовес эстетико-творческим видам спорта контактные спортивные виды спорта не предполагают авторско-правовой охраны. К таким видам спорта принято относить такие спортивные соревнования, в которых спортсмен(ы) одной команды вступают в физическое взаимодействие со спортсменом(ами) другой команды, при этом исход спортивного соревнования является непредсказуемым и зависящим от процесса и результатов такого взаимодействия. «Например, футбол, баскетбол, бокс, в которых элементы состязания и импровизации вместе с физическим контактом участников являются достаточными для того, чтобы каждый раз результат был разным вне зависимости от того, сколько раз повторяется выступление участников. Соответственно, в таких случаях нельзя говорить о том, что спортсмен показывает выступление, состоящее из отрепетированных, предопределенных и готовых ходов» [2, c. 71], а значит, такое выступление не должно быть охраноспособным. Хотя, как отмечается в доктрине, в последнее время в зарубежной правоприменительной практике зачастую встречаются и противоположные решения [5].

В то же время в состязательных бесконтактных видах спорта, например таких, как биатлон, снукер или покер, несмотря на отсутствие физического взаимодействия спортсменов «элементы состязательности и импровизации могут повлиять на результат спортивного выступления, которое, таким образом, не может рассматриваться как оригинальное произведение» [5]. Иными словами, наличие состязательности не может влиять на охраноспособность спортивного выступления только в том случае, если она проявляется в виде следования предопределенному порядку движений.

В то же время законодательство некоторых государствах позволяет признавать авторские права на оригинальные тактические схемы икомбинации в игровых видах спорта, включая бейсбол, футбол и хоккей.

Вопрос об охраноспособности комбинаций и шахматных партий остается широко обсуждаемым в литературе. По мнению А. М. Кузнецовой, «под охрану авторским правом могут подпадать объекты настольных интеллектуальных спортивных игр, как, например:

– оригинальная выигрышная комбинация в шахматах, шашках и других интеллектуальных играх;

– запись партии, статья с комментариями к ней, этюды, задачи, комбинации, отдельные части партий: дебюты, эндшпили, отдельные позиции и ходы;

– партия, сыгранная конкретными людьми в определённом турнире в определенное время» [2, c. 76].

Правовая защита спортивных движений иметодов используется, как правило, для предотвращения недобросовестного использования конкурентами таких движений или методов, а также в целях получения прибыли от продажи разрешений на их использование. Речь идет о специальных движениях спортсменов, которые «в отличие от обычных спортивных движений, которые регулярно выполняются в соответствии со стандартными методиками и являются функционально необходимыми для определенных спортивных игр, <…> спортсменов зачастую являются уникальными, в их создание определяющим образом был привнесен творческий авторский вклад» [2, c. 82]. Ввиду того, что «такие движения могут не иметь прямого отношения к соревнованиям <…> [их] целесообразно рассматривать в качестве хореографических мини-произведений» [2, c. 83]. В то время как обычные спортивные движения неохраноспособны, «например, движения лыжника на спортивном соревновании обусловлены не его интеллектуальной работой по планированию таких движений, а скорее — особенностями местности, по которой проходит трасса, физическими особенностями самого спортсмена, а также особенностями техники, которой он был обучен своим тренером» [6, c. 60].

Отмечается, что обеспечение надлежащей правовой защиты для композиции движений, осуществляемых спортсменом во время его спортивного выступления, позволит такому спортсмену пользоваться следующими правами:

– исключительное право исполнения соответствующей композиции публично, либо передача такого права другому лицу таким образом, что третье лицо не будет иметь права на исполнение такого движения на спортивном мероприятии или в общественном месте;

– исключительное право исполнения соответствующей композиции публично, либо передача такого права другому лицу таким образом, что другое лицо не будет иметь при этом права без получения необходимого разрешения осуществлять публичную демонстрацию видеозаписи или фотографий исполнения такой композиции;

– исключительное право воспроизводить охраняемую авторским правом работу в копии;

– исключительное право на то, чтобы распространять копии охраняемой авторским правом работы посредством продажи или иными способами, то есть, исключительное право реализовывать любое материальное воплощение такой творческой работы;

– исключительное право трансформировать или адаптировать охраняемую авторским правом композицию или спортивное выступление или его какую-либо часть.

Спортивные мероприятия могут не признаваться объектами интеллектуальной собственности в связи с их непредсказуемым характером, а также невозможностью установления авторства. Однако отдельные аспекты организации и проведения такого мероприятия вполне могут выступать в качестве объектов прав на результаты интеллектуальной деятельности. Например, специфические схемы спортивной игры могут быть признаны произведениями, автором которых является тренер, который направляет спортивную команду и демонстрирует ей, как именно необходимо вести игру. Сценарии спортивного мероприятия могут подлежать правовой защите в силу оригинальности и уникальности характера самого мероприятия. Охране подлежат также трансляции спортивных мероприятий, их видеозаписи и фотографии.

Что касается объектов смежных прав в индустрии спорта, то помимо рассмотренного исполнения спортсменом охраноспособного спортивного произведения, к ним также относятся права на трансляции спортивного мероприятия. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий; такие права могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий. Помимо национального законодательства, многие отношения, касающиеся освещения спортивных мероприятий, регулируются нормативными актами спортивных организаций, включая правила Олимпийской хартии, нормативные акты ФИФА и УЕФА, а также иные документы международного спортивного движения, которые, как правило, закрепляют исключительные права таких организаций на осуществление трансляций.

В то же время ГК РФ не оперирует понятием «освещение». В качестве охраняемого объекта интеллектуальной собственности в статье 1330 ГК РФ определено сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередачи, которые принадлежат организации эфирного или кабельного вещания. При этом под радио- и телепередачей подразумевается совокупность звуков и (или) изображений или их отображений (статья 1229 ГК РФ). То есть правовая охрана распространяется на процесс, посредством которого в эфире или по кабелю транслируются передачи, которое как объект права возникает с момента начала трансляции.

Спортивные передачи могут «являть собой, например, репортажи с места событий, трансляции соревнований, тематические обсуждения, «фильмы» об известных спортсменах или событиях в мире спорта» [7, c. 199]. Некоторые из этих категорий передач в случае наличия творческого вклада в их создание могут быть признаны аудиовизуальными произведениями, подлежащими также самостоятельной охране авторским правом. Например такие, как фильмы о спорте, ток-шоу и интервью со спортсменами, которые создаются организациями вещания специально, имеют сценарий или сюжетную схему, предполагают подбор студии или локации съемки, возможно, с использованием декораций и музыкального сопровождения, применение грима и костюмов, приглашение специальных гостей и (или) зрителей, а иногда и режиссера-постановщика, а также фиксацию на материальном или цифровом носителе.

Дискуссионным является вопрос правового статуса трансляции спортивных соревнований и новостных репортажей с места спортивных мероприятий. Безусловно, сообщение их в эфир подлежит охране смежным правом. Как таковые новостные репортажи, носящие исключительно информационный характер, согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 1259 ГК РФ не подлежат охране авторским правом. Некоторые правоведы аналогичным образом квалифицируют трансляции спортивных соревнований, рассматривая их как материал, вещаемый с футбольного поля или другого спортивного мероприятия, не подлежащий авторско-правовой охране [7, c. 201]. Другие специалисты наоборот акцентируют внимание на том, что «в работе оператора и комментатора, создающих спортивный репортаж, присутствует творческая составляющая, от которой зависят степень и объем восприятия репортажа болельщиками, телезрителями и радиослушателями <…> опытные, работающие творчески оператор и комментатор могут выявить и подчеркнуть либо смягчить самые разные нюансы настроений и чувств, вызываемых тем или иным эпизодом» [4, c. 72], а значит, результат их работы должен охраняться авторским правом.

Резюмируя, в индустрии спорта возникают специфические объекты авторских и смежных прав, не свойственные иным отраслям, включая спортивное выступление и его отдельные элементы, спортивные движения и методы, а также их композиции, спортивные мероприятия, специфические схемы спортивной игры, сценарии и трансляции спортивного мероприятия. Критерии охраноспособности объектов авторского права в отношении указанных произведений обладают своей спецификой, непосредственно вытекающей из характера спортивной деятельности, а вопросы охраноспособности отдельных объектов смежных прав остаются до сих без однозначного решения.

Литература:

  1. Алексеев С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. — Спорт, 2017. 439 с.
  2. Кузнецова А. М. Гражданско-правовая охрана результатов творческой деятельности в сфере спорта в России и зарубежных странах:: дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.- 189 с.
  3. Каменкова В. Ю. Вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности в индустрии спорта в Республике Беларусь. Спорт: экономика, право, управление, № 2. 2012. С. 26–28. // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/60708-voprosy-pravovogo-regulirovaniya-intellektualnoj-sobstvennosti-oblasti-sporta (дата обращения: 03.04.2020).
  4. Кашапов Н. В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта: дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. — 169 с.
  5. Понкин И. В., Редькина А. И. Патенты в сфере спорта: особенности правовой охраны. ИС. Промышленная собственность, № 1. 2018. // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/99926-patenty-sfere-sporta-osobennosti-pravovoj-okhrany (дата обращения: 01.04.2020).
  6. Vouilloz F. Sport and copyright // Olympic Review. — 1996. — P. 60–63.
  7. Бузова Н. В. Спортивные передачи: актуальные вопросы правовой охраны и защиты прав на них // Право. Журнал Высшей школы экономики, № 1. 2019. // URL: https://www.hse.ru/data/2019/04/26/1181846173/бузова.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): спортивное выступление, произведение, спортсмен, индустрия спорта, спортивное мероприятие, синхронное плавание, интеллектуальная деятельность, спортивное произведение, фигурное катание, эстетико-творческий вид спорта.

Ключевые слова

тренер, спорт, авторские права, спортсмен, смежные права, спортивное выступление, эстетико-творческие виды спорта, трансляция спортивного мероприятия

Похожие статьи

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Реализация и организация подготовки спортсменов самбо в рамках перспективной модели пенитенциарной физической культуры

В данной статье авторы пытаются определить теоретический и прикладной аспект вопросов реализации и организации, а также структуру проводимых спортивных мероприятий по самбо среди сотрудников уголовно — исполнительной системы, осуществляющие свою деят...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и актуальных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Важным условием развития культуры и общества в целом является существование эффективной правовой базы...

Музыкальное произведение как объект авторского права, подлежащий защите в Российской Федерации

Статья посвящена проблеме возникновения, закрепления и реализации прав авторов музыкальных произведений в Российской Федерации. Раскрываются основные моменты исторического формирования музыкальных произведений, а также их становления в качестве объек...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений

В данной статье исследуются способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений. Автором проведен анализ учебной литературы и законодательных актов, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье приводится характеристика ...

Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке сп...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Похожие статьи

Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объ...

Реализация и организация подготовки спортсменов самбо в рамках перспективной модели пенитенциарной физической культуры

В данной статье авторы пытаются определить теоретический и прикладной аспект вопросов реализации и организации, а также структуру проводимых спортивных мероприятий по самбо среди сотрудников уголовно — исполнительной системы, осуществляющие свою деят...

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение

Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и актуальных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Важным условием развития культуры и общества в целом является существование эффективной правовой базы...

Музыкальное произведение как объект авторского права, подлежащий защите в Российской Федерации

Статья посвящена проблеме возникновения, закрепления и реализации прав авторов музыкальных произведений в Российской Федерации. Раскрываются основные моменты исторического формирования музыкальных произведений, а также их становления в качестве объек...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Особенности патриотического воспитания в условиях внеучебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются особенности патриотического воспитания учащихся в условиях внеучебной деятельности, включая цели, задачи, формы и методы, а также обсуждаются проблемы и перспективы патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений

В данной статье исследуются способы и формы защиты прав участников корпоративных отношений. Автором проведен анализ учебной литературы и законодательных актов, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В статье приводится характеристика ...

Роль педагогических технологий в подготовке спортсменов

В данной статье рассматривается роль педагогических технологий в подготовке спортсменов. Авторы статьи анализируют теоретические основы применения педагогических технологий в спорте, современные педагогические технологии, используемые в подготовке сп...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Задать вопрос