В данной статье авторы освещают проблему отсутствия правового регулирования в области интеллектуальной собственности в мире спорта, при этом используя фигурное катание в качестве иллюстративного материала.
Ключевые слова: фигурное катание, авторское право, спорт, интеллектуальная собственность, правовое регулирование.
В современном мире спорт является одним из важнейших показателей в общей оценке благополучия государства. Он влияет на здоровье нации, развитие инфраструктуры, экономический рост, повышает уровень престижа страны в международном сообществе. Согласно законодательному определению, спорт понимается как сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним [1].
Несмотря на внушительную базу источников регулирования в спортивной сфере, хочется отметить, что существует проблема недостаточной защищенности интеллектуальной собственности в области спорта, как на национальном, так и на международном уровнях [2]. Данное обстоятельство говорит о том, что государственно-правовой регламентации спорта следует уделить больше внимания, как и подготовке квалифицированных специалистов в области спортивного права [3].
Необходимость правового регулирования авторских прав и права интеллектуальной собственность возникает в тех видах спорта, где имеется творческая составляющая, а результатом является оригинальное спортивное произведение [4]. К ним мы можем отнести синхронное плавание, фигурное катание, гимнастику. Раскроем данную проблему на одном из перечисленных видов спорта.
Фигурное катание в силу своей специфики отражает в себе не только техническое мастерство, но художественную выразительность и эмоциональную глубину. Спортсмены исполняют сложные элементы при этом передавая образ, его эмоции и историю через выступления. Одним из ключевых элементов программы является музыкальное произведение. На данный момент действует международное правовое регулирование [5], по правилам которого использование музыки, защищенной авторскими правами, в своем выступлении необходимо закреплять письменным согласием исполнителя. Также предусмотрена возможность использования такого музыкального сопровождения без какой-либо финансовой компенсации.
Однако недостаточная правовая база затрудняет положение фигуристов по этому вопросу. Приведем некоторые примеры.
Канадскому фигуристу Кевину Рейндольдсу пришлось менять программу за неделю до выступления на турнире в Хиросиме после запрета на использование музыки правообладателем [6]. Как правило, программы фигуристов ставятся и обкатываются в межсезонье, такой запрет значительно затрудняет положение спортсмена и обесценивает работу тренера.
17 февраля 2024 года на американских фигуристов Брендона Фрейзера и Алексу Книрим подали в суд за несанкционированное использование музыки, которую они выбрали для короткой программы командного турнира на Олимпиаде в Пекине [7]. Данный иск мог аннулировать результаты спортсменов, для которых выступление на олимпиаде было одним из самых главных выходов на лед в спортивной карьере.
С похожей ситуацией столкнулись и российские фигуристы Оксана Домнина и Максим Шабалин. Выступление, которое они готовили на Олимпийские игры в Ванкувере под произведение «Speaking in Tongues II», было под угрозой срыва из-за обвинения в нарушении авторских прав [8]. Стоит также отметить, что заявление было сделано незадолго до начала Олимпиады, что значительно затрудняло положение фигуристов.
Проблема использования музыкального произведения в рамках выступления фигуристов до сих пор не имеет чёткого законодательного регулирования, что создаёт значительные трудности для спортсменов, ставя под удар их профессиональную деятельность и психологическое благополучие.
Кроме того, стоит отметить, что фигуристы также нередко становятся нарушителями авторских прав. В истории можно найти множество примеров копирования костюмов, хореографических элементов и музыкального сопровождения. Поскольку право на образ, программу и постановку не закреплено законодательно, то и предъявить претензии в таких случаях невозможно.
Так, по собственному наблюдению автора, спортивный костюм Лю Юй Сюань на соревнованиях в Китае до степени смешения схож с костюмом Алины Загитовой в сезоне 2017/2018, главным соревнованием которого стала Олимпиада 2018 года. Костюм на показательные выступления Александры Трусовой в образе «Чудо-женщины» встретился в этом же сезоне у фигуристки, представляющей другую страну.
Отмечаем, что образы фигуристов могут быть в одной тематике, но стоит делать их не полностью идентичными, а вносить свое видение. Ведь полностью одинаковые образы могут сказаться как на оценке компонентов исполнения, так и на психологическом состоянии спортсмена.
В результате исследования было установлено отсутствие унифицированной нормативно-правовой системы, регулирующей авторские права в спортивной сфере. Проблема защиты интеллектуальной собственности в спорте, особенно в фигурном катании, продолжает оставаться предметом обсуждения. Необходимо правовое регулирование тех видов спорта, где предполагается обязательное наличие творческой составляющей. Внедрение законодательных мер, направленных на укрепление прав интеллектуальной собственности участников спортивных отношений, способствует уважению их прав и законных интересов, а также защищает плоды их творчества. Это, в свою очередь, может способствовать повышению профессионального уровня спортсменов.
Литература:
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N 50 ст. 6242. Режим доступа — СПС «Гарант» (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Янишевская Я. А. Спортивные выступления как объекты исключительных прав // Право и управление. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-vystupleniya-kak-obekty-isklyuchitelnyh-prav (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Молчанова А. Специфика объекта права интеллектуальной собственности в фигурном катании / А. Молчанова // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2022. — № 6. — С. 65–72. — EDN HPPOXR. Режим доступа — СПС «Гарант» (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Кузнецова А. М. Особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-obespecheniya-realizatsii-i-zaschity-prav-intellektualnoy-sobstvennosti-v-oblasti-sporta (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3. Режим доступа — СПС «Гарант» (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Имамов Р. Фигурист меняет программу из-за авторских прав. Турнир через неделю // Электронный ресурс. URL: https://m.sport.business-gazeta.ru/article/229619 (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Юшков М. На фигуристов из США подали в суд за использованную музыку на Олимпиаде // Электронный ресурс. РБК. 19.02.2022 г. URL: https://sportrbc.ru/news/6210f0e89a7947f0938aa4b0 (дата обращения: 11.05.2024 г.).
- Домнину и Шабалина вынудили сменить музыку в олимпийской программе // Электронный ресурс. Лента.ру. 16.02.2010 г. URL: https://lenta.ru/news/2010/02/16/music/ (дата обращения: 11.05.2024 г.).