В статье рассмотрены основные теоретико-методологические аспекты формирования и функционирования действенного экономического механизма обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: экономический механизм, охрана земель, земли сельскохозяйственного назначения, деградация земель.
В последнее время человечество теряет много плодородных земель в связи с природными и техногенными негативными воздействиями на почву, что приводит к ее деградации и разрушению. С каждым годом эта проблема становится все более актуальной, и одним из основных направлений ее решения является обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения от эрозии, снижения плодородия и прочей деградации почв.
Украина имеет значительный природно-ресурсный потенциал особенно, что касается сельскохозяйственных земель. Благодаря природным условиям, наша страна владеет разнообразными и очень плодородными почвами. Однако в экологическом отношении территория Украины остается самой опасной в Европе через чрезмерную распаханность сельскохозяйственных угодий и нерациональное их использование.
В последние годы усиливается деградация сельскохозяйственных земель, почвы истощаются и теряют свое плодородие. По данным Государственного агентства земельных ресурсов Украины более 13 млн. га сельскохозяйственных угодий подвергаются водной эрозии; около 15 млн. га — ветровой (пыльные или черные бури); 10,7 млн. га земель имеют повышенную кислотность, а почти 4 млн. га — засоленные и солонцеватые; 3,6 млн. га составляют заболоченные и переувлажненные земли [2].
Дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без функционирования и усовершенствования экономического механизма обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, который должен быть закреплен на законодательном уровне и включать соответствующие экономические меры, финансовое обеспечение проведения мероприятий по сохранению потенциала земельных ресурсов, информационную и нормативно-правовую базу.
На данном этапе экономического развития Украины следует особое внимание обратить на охрану сельскохозяйственных земель. Интенсивное использование сельскохозяйственных угодий приводит к истощению почв, снижению и потере их плодородия и последующей их деградации. Поэтому важной проблемой является обеспечение охраны сельскохозяйственных земель.
Рациональное использование и охрана природных ресурсов является актуальной естественнонаучной и социально-экономической проблемой. Устойчивое развитие страны должно сопровождаться балансом между решением социально-экономических и продовольственных проблем и сохранением окружающей среды в целом, и земли в частности. Поэтому в контексте устойчивого развития наиболее важным является комплексное исследование рационального и эффективного использования земель, под которыми, в большинстве случаев, подразумевается способность противодействовать негативным воздействиям и деградационным процессам, возможность предупреждать или ослаблять спады в сельскохозяйственном производстве.
Формирование сбалансированного развития аграрной сферы требует широкого применения экономических рычагов, направленных на обеспечение экологически безопасного природопользования. В сельскохозяйственном производстве важнейшую роль играют земельные ресурсы, поэтому они и находятся под особой охраной государства, согласно Конституции Украины. Развитие сельскохозяйственного производства, усиления интеграционных процессов в аграрном секторе экономики требуют теоретического обоснования формирования и функционирования действенного экономического механизма обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения.
В экономику термин «механизм» пришел с технической отрасли, в которой механизм — это определенная систематизированная совокупность элементов, предназначенная для выполнения соответствующих функций некоторого процесса или самого процесса с помощью движущей силы, например, человека [8]. Но в экономической литературе нет однозначного определения термина «экономический механизм». Ученые-экономисты, занимающиеся разработкой и использованием экономического механизма в своих исследованиях, само понятие раскрывают редко. Существуют различные взгляды в определении термина «экономический механизм»: одни ученые (Ю. Лысенко [5], О. Деревянко [3]) рассматривают его как процесс, другие (Москаленко В. П. [6], Райзберг Б. А. [7] — как совокупность элементов определенной системы. Некоторые исследователи (Павлова Л. Н., Воеводин С. А. [1]) определяют экономический механизм как «совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы и их регулирование». Однако в научной экономической литературе недостаточно раскрывается понятие «экономический механизм обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения», поэтому и возникает необходимость теоретико-методологического обоснования его сущности.
В связи с этим предлагаем определять экономический механизм обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения как комплекс экономических, организационных и нормативно-правовых мер, направленных на формирование экологически безопасного, рационального и эффективного использования земельных ресурсов.
В системе сбалансированного и эффективного землепользования важное место занимает применение экономических рычагов. К ним можно отнести: плату за землю (земельный налог); штрафные санкции за ухудшение качества почв, порчу и загрязнения земель (выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду); предоставления льгот по земельному налогообложению; льготное кредитование для сельскохозяйственных товаропроизводителей, что осуществляют внедрение мер по охране земель; возмещения убытков недополученного урожая, компенсация потерь за консервацию малопродуктивных и деградированных земель и тому подобное. Для экономического механизма обеспечения охраны земель главным является: с одной стороны функционирования всех его составляющих в единстве, а с другой — разнообразие форм их реализации.
Разработка и внедрение действенного экономического механизма обеспечения охраны сельскохозяйственных угодий в практику аграрного землепользования позволит обеспечить условия для получения прибыли сельскохозяйственными производителями, не нарушая требований рационального, экологически безопасного и эффективного использования земельных ресурсов, а также обеспечит повышение плодородия почв.
Одним из важных элементов экономического механизма обеспечения охраны земель является финансирование — предоставление средств на четко определенные мероприятия по охране земель. Также важным экономическим методом в сфере охраны земель является применение стимулирования — обеспечение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в землеохранной деятельности, а также демонстрация их будущих выгод.
К сожалению, сокращение государственного финансирования в Украине привело к существенному уменьшению проведения мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения, о чем свидетельствуют данные таблицы. Строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений в 2012 году было в 52 раза меньше чем в 1995 году, прудов (накопителей твердого стока) — в 9 раз, водосбросных сооружений — в 25,5 раза. Сократилась более чем в 10 раз в 2012 году и площадь перевода сильно деградированной и загрязненной вредными веществами пашни в луга по сравнению с 1995 годом, а рекультивация нарушенных земель — в 12 раз.
Таблица
Проведение мероприятий по охране земель в Украине
Мероприятия по охране земель |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений: |
||||||
валы, валы-канавы, км |
135,2 |
9,3 |
3,6 |
4,1 |
2,9 |
2,6 |
валы-террасы, км |
5,4 |
10,9 |
6,6 |
0 |
0 |
0 |
валы-дороги, км |
16,2 |
2,2 |
1,1 |
0,1 |
0,2 |
1,3 |
противоэрозионные ставки (накопители твердого стока), га |
177,0 |
24,0 |
7,0 |
6,6 |
6,7 |
19,2 |
водосбросные сооружения, шт. |
51 |
18 |
2 |
12 |
8 |
25 |
берегоукрепление, км |
1,0 |
4,7 |
3,9 |
4,3 |
7,1 |
9,0 |
Переведение сильно деградированной и загрязненной вредными веществами пашни в луга, га |
12785,0 |
14974,0 |
6341,5 |
1015,2 |
1383,0 |
1195,1 |
Рекультивация нарушенных земель, тис. га |
8,4 |
3,7 |
2,1 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
Источник: По данным Государственной службы статистики Украины
Для преодоления этих негативных тенденций в сфере охраны сельскохозяйственных угодий, а также их экологически безопасного и рационального использования необходимо формирование и функционирование действенного экономического механизма обеспечения охраны земель.
Экономический механизм обеспечения охраны земель предусматривает следующие меры обеспечения охраны сельскохозяйственных земель:
- выделение государственных средств для финансирования мер по охране земель сельскохозяйственного назначения;
- предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям налоговых льгот, если они используют в своей деятельности меры относительно охраны земель;
- выдача льготных кредитов сельскохозяйственным производителям для проведения землеохранных мероприятий;
- введение существенных штрафных санкций за нарушение законодательства об охране земель;
- возмещение потерь сельскохозяйственным товаропроизводителям за консервацию деградированных и малопродуктивных земель;
- стимулирование землепользователей к более рациональному и эффективному использованию земельных ресурсов;
- возмещение потерь сельскохозяйственного производства за изъятие земель сельскохозяйственного назначения для других (несельскохозяйственных) целей.
В соответствии со статьей 55 Закона Украины «Об охране земель» финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также средств владельцев и пользователей земельных участков и других источников, не запрещенных законодательством [4].
Экономический механизм обеспечения охраны земель предусматривает также стимулирующие меры с целью повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в охране земельных ресурсов и их рациональном использовании. В соответствии со статьей 27 Закона Украины «Об охране земель» их суть заключается в:
- предоставлении налоговых и кредитных льгот физическим и юридическим лицам, что осуществляют собственными средствами мероприятия относительно повышения плодородия почв, защиты земель от водной и ветровой эрозии, а также другие меры, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель;
- освобождении землевладельцев и землепользователей от платы за землю (земельного налога), за те земельные участки, на которых выполняются работы по мелиорации, рекультивации, консервации и другие мероприятия по охране земель на период временной консервации, строительства и сельскохозяйственного освоения земель в соответствии с утвержденной документацией по землеустройству;
- компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям недополученной части дохода вследствии консервации деградированных, малопродуктивных, а также техногенно загрязненных земель;
- применении ускоренной амортизации основных фондов землеохранного и природоохранного предназначения [4].
Таким образом, формирование и практическое функционирование действенного экономического механизма обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения будет способствовать соблюдению аграрными товаропроизводителями принципов рационального использования земельных ресурсов, внедрению почвозащитных мероприятий, сохранению и повышению плодородия почв. Кроме того, это является неотъемлемым условием ведения высокопроизводительного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, что дает возможность выхода продукции на мировые ринки.
Необходимо законодательное закрепление экономического механизма обеспечения охраны земель в сельском хозяйстве, повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в проведении землеохранных мероприятий за свой счет и соответствующее их стимулирование. Поэтому внедрение действенного экономического механизма обеспечения охраны сельскохозяйственных угодий следует провести таким образом, чтобы каждый землепользователь (независимо от того собственник он земельного участка или арендатор) понимал, что от состояния земельных ресурсов, используемых в аграрном производстве, зависит его будущее процветание и благополучие последующих поколений.
Литература:
1. Воеводин С. А. Экономический механизм управления промышленным производством. Методика и практика организации / с.А. Воеводин. — К.: Высшая школа, 1991. — 159 с.
2. Государственное агентство земельных ресурсов Украины: Официальный веб-сайт. — Режим доступа: http://land.gov.ua/
3. Деревянко О. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур. Дис. канд. экон. наук.СПб, 2004.
4. Закон України «Про охорону земель» — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/
5. Лисенко Ю. Організаційно-економічний механізм управління підприємством / Ю. Лисенко, П. Єгоров // Економіка України. — 1997. — № 1. — С. 86.
6. Москаленко В. П. Экономический механизм повышения эффективности производства на предприятии / В. П. Москаленко. — М.: Машиностроение, 1982. — 144с.
7. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. М. Лозовский, Б. А. Стародубцева. — М.: ИНФРА, 1996. — 496 с.
8. Чаленко А. Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях / Капитал страны. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176697