В статье представлен анализ источников правового регулирования отношений по реализации отдельных экономических мер в земельных отношениях, а именно взимания платежей за пользование земельными участками, оценки земельных участков, а также экономического стимулирования субъектов земельных правоотношений.
Ключевые слова: земельный участок, экономический механизм использования и охраны земель, оценка земельных участков, платежи за пользование земельными участками
На современном этапе развития земельного законодательства одним из важнейших направлений его совершенствования является закрепление экономических мер, направленных на реализацию его требований. Это обусловлено тем обстоятельством, что общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель и обеспечения их рационального использования, за последние десятилетия претерпели существенные преобразования. В основе этих изменений находится тенденция к переходу от административных к экономическим мерам регулирования земельных отношений.
Несмотря на то, что институт экономического механизма использования и охраны земель не является новым для российского земельного права, содержание нормативных правовых актов, регулирующих реализацию его отдельных мер, находится в стадии совершенствования. Земельное право как отрасль российского права отличается многообразием источников, в том числе, выражающемся в большом количестве нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации экономических мер регулирования земельных отношений.
Основным нормативным правовым актом, определяющим правовую основу экономического механизма использования и охраны земель, является Земельный кодекс Российской Федерации [1], в котором не только определены основы платности землепользования как принципа земельного права (статья 1), но и установлены правовые основы взимания платы за землю (статья 65), осуществления оценочной деятельности в сфере земельных отношений (статья 66). Отдельной главой, состоящей из одной статьи 57, регулируются отношения, связанные с определением размера ущерба, причиненного ухудшением качества земель или ограничением прав субъектов земельных правоотношений.
Более детальное правовое регулирование реализации экономических мер в сфере использования и охраны земель осуществляется отдельными нормативными правовыми актами, относящимися к источникам земельного права и включающими в себя как федеральные нормативные правовые акты, так и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Представляется целесообразным подразделить рассматриваемые нормативные акты на виды в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых нормами института экономического механизма использования и охраны земель.
Во-первых, к числу таких источников следует отнести те акты, которые определяют порядок установления, исчисления и взимания платежей за пользование земельными участками. К ним, прежде всего, относятся Налоговый кодекс Российской Федерации [2], а также нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с определением налогооблагаемой базы. В регулировании рассматриваемых отношений имеют значение и те акты, которые определяют особенности взимания арендных платежей за пользование земельными участками. Они различаются в зависимости от субъектного состава арендных отношений: при аренде земельного участка, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации [3], в случае же если арендодателем является орган государственной власти или местного самоуправления, то применению подлежат нормы специального подзаконного нормативного правового акта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации [4].
Во-вторых, к числу рассматриваемых источников следует отнести нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения оценочной деятельности в сфере земельных правоотношений. Порядок осуществления этой экономической меры регулируется нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который содержит одновременно нормы, устанавливающие порядок определения как рыночной, так и кадастровой стоимости имущества, включая земельные участки и иные объекты. Более специальным, хотя и подзаконным нормативным правовым актом, определяющим особенности кадастровой оценки земельных участков, является Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, также утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации [5].
Этим нормативным актом устанавливается периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель (не реже 1 раза в пять лет), дается понятие оценочной зоны, и определяется обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению результатов такой оценки.
Одним из существенных недостатков правового регулирования этих отношений является разрозненность нормативных актов. Учитывая, что кадастровая стоимость в соответствии с действующим законодательством может быть применена не только в целях налогообложения, но, и, например, при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вопрос об их совершенствовании приобретает особую актуальность. Размер кадастровой стоимости имеет существенное значение при определении выкупной стоимости земельного участка, например, собственником расположенного на нем объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 39.20 ЗК РФ. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации [6] субъект, обладающий правом приобретения в собственности или аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, поскольку на ее основе определяется выкупная цена участка или арендная плата за его использование.
Проблемой также является отсутствие единого нормативного акта, в котором могли бы быть систематизированы правила об особенностях проведения государственной кадастровой оценки земель различных категорий и видов разрешенного использования, установлена единая методика оценки. В настоящее время этот пробел восполняется множеством разрозненных актов, определяющих специфику оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, водного фонда и других. В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан и направлен проект Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», который направлен на устранение обозначенных проблем. Представляется, что кроме основных вопросов (установление единой методики проведения оценки и введение института государственных оценщиков), необходимо закрепление норм о возможности проведение не только плановой государственной кадастровой оценки земельных участков, но и внеплановой, которая может осуществляться по инициативе правообладателя земельного участка за его счет по основаниям, определенным Федеральным законом.
В-третьих, в систему источников, регулирующих отношения, направленные на реализацию требований земельного законодательства экономическими мерами, также следует включить нормативные правовые акты, которыми устанавливаются льготы или иные стимулирующие факторы, направленные на обеспечение рационального использования земель. Специального нормативного правового акта, которым регулировались бы земельные отношения стимулирующего характера, не существует и отдельные виды льгот предусмотрены нормами налогового права и в основном, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Представляется необходимым расширить содержание главы X ЗК РФ, в которой содержится всего две статьи о платности землепользования и оценочной деятельности путем включения в нее норм о государственной поддержке деятельности, направленной на рациональное использование и охрану земель.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 01 мая 2016 года // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2016. № 18. Ст. 2495.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ// СЗ РФ.2000. № 32. Ст. 3340.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗс изм. и доп. от 23 мая 2016 года // СЗ РФ.1996. № 5. Ст. 410; 2016. № 22. Ст. 3094.
- Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3821.
- Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1709.
- О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 // СПС «КонсультантПлюс».