Современное образование предъявляет высокие требования к развитию у учащихся навыков критического мышления, что становится особенно актуальным в условиях необходимости написания структурированных и аргументированных эссе. Как утверждают Ньютон, Осборн и Драйвер [2000], отсутствие возможностей для практики аргументации на уроках являются значительными препятствиями для прогресса учеников. Осборн, Макферсон, Паттерсон и Сью [2012] также подчеркивают, что аргументация играет ключевую роль в развитии критического мышления и принятии решений, позволяя учащимся углублять свои знания и лучше понимать изучаемые предметы. В данной статье рассматривается исследование применения стратегии структурированной аргументации в образовательной практике, проведённое на примере нескольких дисциплин Назарбаев Интеллектуальных школ.
Проблемное поле исследования
Исследование началось с анализа учителями своей практики и выявления основных проблемных областей. В проекте участвовали преподаватели таких дисциплин, как «Глобальные перспективы и проектная работа» (ГППР), биология и физическая культура. Проблемы, обнаруженные в процессе анализа, варьировались от недопонимания целей дисциплин до сложностей с формулированием гипотез, заключений по результатам лабораторных работ и низкой осознанности выполнения физических упражнений.
- Глобальные перспективы: Данный курс, уникальный для казахстанской системы образования, часто воспринимается учащимися как второстепенный из-за недостаточного понимания его цели. Учащиеся демонстрировали поверхностное знание структуры аргумента, что ограничивало их успехи в написании эссе и других исследовательских работ.
- Биология: Основной проблемой стало обучение формулированию научных гипотез и заключений в лабораторных работах. Учащиеся испытывали трудности с использованием научных фактов для построения логических рассуждений.
- Физическая культура: На уроках физической культуры недостаточная осознанность выполнения подводящих упражнений снижала качество выполнения игровых элементов. Учащиеся воспринимали эти упражнения как формальность, а не как инструмент достижения спортивных успехов.
Методология исследования
Для преодоления выявленных проблем учителя выбрали интервенцию в виде внедрения стратегии структурированного аргумента (утверждение — обоснование — доказательство). Такой подход был интегрирован в уроки всех трёх дисциплин, а затем проанализированы результаты работы учащихся.
- ГППР: На уроке по теме «Неравномерное распределение богатства» учащиеся формулировали аргументы в пользу решения проблемы бедности через одну из семи предложенных линз. Этот урок был построен вокруг исследования социальных и экономических аспектов распределения ресурсов. Учитель предоставил учащимся набор статистических данных, а также предложил анализировать примеры из разных стран. В ходе групповой работы учащиеся демонстрировали различные подходы к анализу данных. Например, одна из групп привела доводы о том, что бедность несет угрозу демократическим институтам в обществе и государстве.
- Биология: Венвиль, Г. (2010) подчеркивает, что вовлечение учащихся в структурированную аргументацию способствует более глубокому пониманию научных концепций, стимулирует исследовательское обучение и готовит их к оценке доказательств и формированию обоснованных выводов. В рамках изучения темы «Значение воды для жизни на Земле» учащиеся реконструировали аргументы, подтверждающие важность воды для жизни. Они получили задание рассмотреть свойства воды, такие как теплоёмкость, полярность, поверхностное натяжение и др. и привести примеры их значимости для живых организмов. Один из учеников, рассуждая о теплоёмкости воды, отметил: «Вода помогает регулировать климат на планете, так как она может поглощать и отдавать большое количество тепла, предотвращая резкие изменения температуры». Этот аргумент вызвал оживлённое обсуждение в классе, позволив углубиться в тему влияния водных систем на климат.
- Физическая культура: Учащимся было предложено аргументировать важность подводящих упражнений для освоения игровых элементов волейбола. Учитель начал урок с демонстрации нескольких видео, где профессиональные спортсмены выполняли подводящие упражнения. После практической части ученики обсуждали свои ощущения и результаты. Один из участников отметил: «Подводящие упражнения помогли мне лучше понять технику прыжка, потому что они сосредоточены на конкретных движениях, необходимых для правильного выполнения». Такой подход способствовал формированию у учащихся осознания важности подготовки в спортивной практике.
Результаты исследования
На заключительном этапе учащиеся выполнили оценку своих исследовательских проектов по ГППР с использованием стратегии аргументации. Были проведены интервью и анкетирование, результаты которых выявили значительные изменения в осознании учащимися целей и возможностей обучения:
- Повышение осознанности: Учащиеся продемонстрировали более чёткое понимание взаимосвязи дисциплин учебной программы и возможности применения навыков аргументации в разных контекстах. Например, один из студентов отметил: «Теперь я понимаю, что структура аргументации помогает мне не только в ГППР, но и в других предметах, таких как история и обществознание. Я могу лучше формулировать свои мысли и приводить доказательства».
- Развитие навыков: Использование структурированной аргументации способствовало улучшению навыков критического мышления, исследовательской работы и выполнения экзаменационных заданий. Учащиеся отметили, что процесс построения аргументов помог им лучше структурировать свои ответы. Например, один из учащихся поделился: «Ранее я писал длинные и бессвязные тексты. Теперь я знаю, как выделить основное и подкрепить свои идеи доказательствами».
- Роль учителей: Исследование показало, что учителям необходимо профессиональное развитие для стандартизации подходов к аргументации. Например, на уроках физической культуры требовались дополнительные материалы, чтобы объяснить учащимся, как использовать аргументацию для обоснования своих действий. Один из учителей прокомментировал: «Работа с аргументацией в спорте — это нечто новое для меня. Однако я вижу, что она действительно помогает учащимся лучше понять важность каждого этапа тренировки».
Обсуждение результатов
Результаты исследования подтвердили значимость аргументации как универсального инструмента, применимого в различных образовательных контекстах. Так, на уроках биологии учащиеся быстрее справлялись с заданиями благодаря чёткой структуре аргументов. Учащиеся отметили, что приведение доказательств на основе научных данных помогло им лучше понять предмет. На уроках ГППР учащиеся фокус-группы столкнулись с трудностями выбора доказательств из-за обилия источников информации. Это указывает на необходимость развития навыков поиска и отбора данных, что можно достичь с помощью введения дополнительной подготовки по работе с источниками.
На уроках физической культуры, несмотря на сложность, учащиеся отметили, что осознание пользы подводящих упражнений изменило их отношение к тренировкам. Учителя заметили, что те, кто активно участвовал в обсуждениях и формулировании аргументов, показали лучшие результаты на контрольных занятиях. Например, после внедрения стратегии одна из групп учащихся смогла значительно улучшить командное взаимодействие на площадке, что было отмечено на школьных соревнованиях.
Практические рекомендации
- Интеграция стратегии аргументации: Для успешного внедрения стратегии в образовательный процесс требуется адаптация методик преподавания и разработка специализированных материалов. Например, учителям рекомендуется создавать шаблоны для написания аргументов и предлагать учащимся пошаговые инструкции.
- Профессиональное развитие учителей: Учителям рекомендуется регулярно проходить курсы повышения квалификации, направленные на развитие навыков работы с аргументацией. Это позволит им эффективнее внедрять стратегию в свои уроки и оценивать её влияние на результаты учащихся.
- Междисциплинарный подход: Развитие навыков аргументации должно быть системным, с учётом междисциплинарных связей. Это поможет учащимся применять полученные знания в различных областях. Например, интеграция уроков естественных наук и гуманитарных дисциплин может способствовать более глубокому пониманию учащимися роли аргументации.
- Оценка результатов: Необходимо регулярно проводить мониторинг успеваемости учащихся и анализировать эффективность внедрения стратегии структурированной аргументации. Это поможет своевременно выявлять проблемы и корректировать подходы.
- Поддержка учащихся: Учителя должны предоставлять учащимся примеры и шаблоны для формирования аргументов, а также организовывать тренировки в форме дебатов, исследований и ролевых игр. Это позволит учащимся лучше понять, как использовать аргументацию в реальной жизни.
- Использование технологий: Цифровые инструменты могут существенно облегчить процесс обучения аргументации. Например, использование платформ для совместного редактирования текстов или программного обеспечения для анализа аргументов. Такие инструменты помогут учащимся визуализировать структуру аргументов и находить логические ошибки.
Заключение
Использование стратегии структурированной аргументации показало свою эффективность в развитии критического мышления учащихся и осознанности обучения. Однако для её успешного применения требуется длительная практика, междисциплинарный подход и профессиональное развитие учителей. Исследование подтвердило, что развитие навыков аргументации способствует повышению качества образования и формированию универсальных компетенций у учащихся.
Таким образом, внедрение структурированной аргументации в образовательную практику является важным шагом на пути модернизации учебного процесса. Это позволяет готовить учащихся к решению сложных задач в различных сферах деятельности, развивая у них не только когнитивные способности, но и умение принимать обоснованные решения.
Литература:
- Osborne, J., MacPherson, J., Patterson, A., & Sue, B. (2012). Argumentation as a Tool for Critical Thinking and Decision-Making.
- Newton, P., Driver, R., & Osborne, J. (1999). The Role of Argumentation in Science Education.
- Venville, G. (2010). The Importance of Argumentation in the Science Curriculum.