Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 08.02.2022

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Унгаралиева, Э. С. Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления / Э. С. Унгаралиева, Т. Б. Сальменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 409-413. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88572/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.

Цель работы: теоретически обосновать и определить эффективность использования предложенных приёмов для совершенствования навыков письма и практически подтвердить результативность данного исследования.

Задачи: проанализировать литературу и ранее проведенные исследования по данной теме; выбрать эффективные приёмы критического мышления для отработки навыка аргументированного письма.

Результаты данного исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы при подготовке к написанию творческой письменной работы на уроках и на занятиях элективного курса.

Обновлённая система образования РК даёт возможность усовершенствовать базовые умения и навыки, формируемые у школьников: точно и правильно излагать свою точку зрения по предложенной теме, прислушиваться к чужому мнению, подбирать различные доказательства к аргументам, формулировать выводы, логично и последовательно строить свою устную и письменную речь, используя разнообразные приёмы критического мышления.

На учителей русского языка и литературы возлагается задача научить учеников казахских классов строить аргументированную речь, выступать в дебатах, дискуссиях, создавать письменные творческие работы, критически осмысливая и анализируя различную информацию. Данные навыки необходимы для учащихся при подготовке к СО, СОЧ и СОР, где им предстоит писать эссе, выражать своё мнение по проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Но, анализируя письменные работы школьников, мы часто сталкиваемся с тем, что у учащихся по-прежнему вызывает трудности аргументация собственного мнения: наблюдается шаблонное начало, неразвёрнутость доказательств, недостаточная формулировка выводов, неумение использовать словесные формулы — всё это мешает им решать те или иные коммуникативные задачи (создание устного или письменного монологического высказывания по определённым темам, давать полные ответы, излагать мысли логично и последовательно и др.). И сами старшеклассники на вопрос «Что больше всего вызывает затруднение при подготовке к внешнему суммативному оцениванию?» ответили: «Подбор аргументов».

Так что же такое аргументация? Этот термин означает «приведение аргументов (доводов)» с целью вызвать доверие к выдвигаемому нами тезису, гипотезе или утверждению. Цель аргументации состоит в убеждении аудитории в истинности какого-либо положения, склонение людей к принятию авторской точки зрения, побуждение к размышлениям или действиям.

Проблемой обучения аргументированной письменной речи занимались исследователи Л. С. Выготский, А. Г. Лурия, Т. В. Рябова, И. А. Синица, Е. А. Баранова, а также методисты А. В. Пинская, А. А. Абрамова, Т. И. Гущина, АИ. М. Мельник и другие. Но в их работах, в частности, предоставлены лишь практические рекомендации по обучению учеников письменному высказыванию с элементами рассуждения.

В технологии проблемного обучения Дж. Дьюи, предполагающей активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных, познавательных, творческих способностей, что ведёт к умению рассуждать, доказывать. Условиями успешного обучения по Дж. Дьюи являются проблематизация учебного материала, активность учащихся, связь обучения с жизнью.

Одним из продуктивных методов при обучении школьников навыкам аргументации, на наш взгляд, является технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» американских ученых Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, которая была адаптирована и обогащена новыми приёмами петербургскими учеными Галактионовой Т. А., Загашевым И. О., Заир Бек С. И., Муштавинской И. В., Трифоновой Е. А. и стала активно применяться у нас в начале 2000 годов под названием «Технология развития критического мышления».

Используя данную технологию, учитель может помочь ученику не только работать с текстовой информацией, но и использовать эту информацию для создания аргументативной письменной работы (постановки и решения проблемы, выяснение её причины и следствия, построение логических суждений, выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, подбор доказательств и формулирование вывода).

Методы критического мышления подразумевают использование ряда подходов и приёмов, помогающих в решении обозначенных проблем.

На стадии подготовки и написания творческой работы можно использовать приёмы,позволяющие:

1)систематизировать и анализировать информацию: концептуальная и сводная таблицы, «Инсерт», приём «Общее-уникальное», стратегии работы с вопросами «Ромашка Блума»;

2)формулировать и решать проблемы: стратегии «Фишбон», «Бортовой журнал»;

3)работать с понятиями: приём «Концептуальное колесо», денотатный граф;

4)строить аргументированное высказывание: таблица «Перекрестной дискуссии»;

5)умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: синквейн, кластеры, эссе и другие приёмы рефлексивного письма, приём «Общее-уникальное», сводная таблица, рамка, двухрядный круглый стол.

Все эти приёмы развивают у учащихся навыки аргументирования, формируют собственную позицию. При обучении аргументированному письму учителю необходимо выработать у учащихся умения и навыки чёткого и обоснованного изложения собственной̆ позиции.

Так на уроке русского языка и литературы в 9 классе по разделу «Планета Земля. Океаны» учащимся на основе прочитанного текста «Световое загрязнение среды» было предложено заполнить таблицу «Фишбоун», развивающую навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Учащиеся в таблице обозначили проблему, причины, следствия и сформулировали вывод.

Работа с таблицей способствовала не только развитию критического мышления учащихся, умению извлекать информацию из прочитанного текста, но и планированию и созданию аргументированной творческой работы с соблюдением структуры, логичности и последовательности — обращения к людям Земли «Сохраним природу от светового загрязнения». Чётко выстроенная таблица помогла учащимся сформулировать позицию в письменной работе, определить проблему, предоставить аргументы и сделать вывод.

Одним из методов «извлечения выводов», используемых для аргументации, является «Сравнение». Он делает аргументы более ясными, интересными и убедительными, стимулирует мысль, поясняет необычное, вызывает интерес к привычному. Эффективным приёмом сравнения для отработки навыков аргументирования считается приём «Общее-уникальное», где учащиеся выделяют и кратко представляют общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д.

Пример использования данного приёма на уроке русского языка и литературы — итоговое занятие по теме «Средневековая школа. Университеты», нацеленное на отработку написания аргументированного письма «Что общего между средневековой школой и современной?».

Поработав с предложенным текстом, учащиеся, используя «Кольца Венна», представляли общие и уникальные особенности средневековых и современных школ. В центре «Общее» учащиеся записали общие черты школ разных эпох, предложенных для сравнения, а в секторах «Уникальное» представили их отличительных черты.

По Блуму, данный приём способствует развитию аналитических способностей учащихся. «Общее-уникальное» даёт возможность проанализировать и в графической форме представить всю информацию, необходимую при составлении аргументированного письма.

Рефлексия учащихся показала, что визуальная форма подачи информации и простота расшифровки диаграммы значительно облегчили построение письменного высказывания.

Транскрипт рефлексии ученика Б. М.

Написать творческое письмо мне было нетрудно, потому что в составленной на уроке диаграмме « Общее-уникальное » все аргументы разложены по полочкам и в голове — ощущение порядка. Это помогло мне не запутаться в суждениях.

Одним из продуктивных методических приёмов самостоятельного извлечения информации для написания аргументированного письма является, на наш взгляд, «Таск — анализ» (Тезис-Анализ-Синтез-Ключ), помогающий выявить у учащихся наличие/отсутствие собственной позиции, умение/неумение строить доказательство, умение/неумение приводить аргументы, опираться на чей-либо авторитет. Задача — помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста, которые помогут в создании любых письменных работ, где требуются рассуждения и доказательства.

На уроке в 9 классе на тему «Диалог или «разрыв поколений?» учащимся был предложен для самостоятельного изучения и анализа текст-интервью с профессором психологии Ю. Щербатых «Отцы и дети» в эпоху Интернета». С целью извлечения тезисов, антитезисов учащиеся заполняли таблицу, представляющую собой десять вопросов, над которыми они размышляли. Используя эту информацию, школьники писали эссе-рассуждение с элементами повествования на одно из предложенных утверждений, выражая своё согласие или несогласие с автором высказывания.

Критериями оценивания письменной работы были:

— соответствие выраженных идей и взглядов предложенному заданию;

— использование информации из прочитанного текста;

— умение выразить и обосновать свою точку зрения.

Образец работы ученицы 9 класса А. Т.

«Терпение и уважение в семейных переговорах «перетрут» любые конфликты» (Олег Рой)

Семья — большая ценность, она спасает от одиночества, дарит любовь и близость, поэтому нельзя не согласиться с мнением писателя Олега Роя, что «терпение и уважение в семейных переговорах «перетрут» любые конфликты».

Семья для ребенка и взрослого человека — это надежное окружение. Именно в семье его учат познавать мир, о нём заботятся, ему всегда помогут. Хорошо знать, что есть родные люди, которые тебя любят, каким бы ты ни был. И еще всегда готовы поддержать.

По моему мнению, причиной многих семейных конфликтов является недопонимание между родителями и детьми, особенно когда дети являются подростками. Иногда подростки просто упрямятся, и это не имеет никаких серьезных причин для конфликта. Они просто хотят выразить протест, порой не понимая, против чего он направлен. Они просто делают то, что делают другие. В этом случае родители должны быть терпеливыми и помочь своим детям не ошибиться.

Был случай, когда мои родители не хотели слушать меня, понять или просто признать, что я взрослею. Мама подбирала мне одежду по своему вкусу, не думая, что это вышло из моды и не соответствует моему возрасту. Были и крики, и споры по этому поводу. Теперь, оглядываясь в прошлое, я думаю, что в таких ситуациях мне стоило объяснить свою проблему, а моим родителям — терпеливо выслушать меня. Только тогда, я думаю, дети и родители могут достичь компромисса.

В заключение, я хочу отметить, что семейные конфликты являются нормальным явлением. Они помогают открыть что-то новое друг о друге и, возможно, предотвратить большие проблемы в будущем. Просто помните, что взаимопонимание и терпение являются решением всех проблем.

Как мы видим, метод «Таск-анализ» улучшает умение учащихся составлять доказательства к письменной работе. Ученица смогла, выдвигая свой тезис, привести доказательства в его поддержку — утверждения, объяснения. Помимо приведенных аргументов работа содержит иллюстрацию, то есть пример, который подтверждает утверждение.

На проведённых уроках были и положительные моменты, и недочёты в выполнении учащимися некоторых заданий по навыку ПИСЬМО. Анализ результатов работ девятиклассников, их рефлексии, итоги бесед позволили сделать некоторые выводы: приёмы, развивающие критическое мышление, показали эффективность в обучении аргументированной письменной речи учащихся.

Сравнивая результаты письменных работ с использованием приёмов «Фишбоун», «Общее-уникальное», «Таск-анализ» с результатами предыдущих уроков, можно заметить небольшой прогресс в выполнении учащимися заданий по составлению аргументированного письма. Если письменные творческие работы учащихся, написанные в 1 и 2 четвертях, показывали результаты «средние» и «ниже среднего» — это, соответственно, 60–45 % правильно выполненных работ, то в работах учащихся 3 четверти заметен небольшой прогресс на 3–4 %.

По нашему мнению, систематические поиски различных методов и приёмов с целью улучшения результатов письменных работ учащихся приводят к продвижению, пусть даже небольшому.

Таким образом, приёмы КМ, использованные нами на уроках, позволили учащимся улучшить свои навыки составления аргументированного письма. За время исследования мы выявили, что они помогают извлекать текстовую информацию для дальнейшего создания творческого письма, перерабатывать её, формулировать тезисы, подбирать доказательства.

Стоит отметить, что ещё не все учащиеся успешно справляются с письменными заданиями. Трудности вызывает подбор сильных аргументов и убедительных примеров.

Исходя из опыта работы, мы рекомендуем коллегам использовать данные приёмы аргументированного письма, а также отрабатывать пунктуационные, грамматические нормы, подбирая нужные упражнения на совершенствование умения и навыков использования различных синтаксических конструкций, обогащения словарного запаса.

В заключение хочется отметить, что использованные приёмы способствуют приобретению учащимися аналитических, исследовательских навыков, умению визуализировать взаимосвязи между причинами, следствиями и ранжировать факторы по степени их значимости, необходимые для создания творческих письменных работ; позволяют усвоить схему написания аргументированного письма.

Литература:

  1. https://4brain.ru/critical/argument.php Аргументация: как рассуждать последовательно и логично).
  2. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология раз­вития критического мышления на уроках истории и краеведения. — СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  3. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  4. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использова­ния образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. — СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  5. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. — СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  7. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  8. Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. — СПб.: СПбАППО, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): аргументированное письмо, критическое мышление, русский язык, учащийся, собственная позиция, умение, письменная работа, проблема, прочитанный текст, работа.


Похожие статьи

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков

В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения связной речи на уровне микротекста при составлении учебно-методических материалов по грамматике русского языка для иностранных студентов.

Выбор эффективных технологий обучения русскому языку студентов из стран АТР в дальневосточном вузе: современная проблематика

В статье рассматривается проблема интенсификации методов обучения иностранных студентов из стран АТР русскому языку в российском вузе Дальнего Востока с позиции требований, предъявляемых современным обществом в условиях расширения межкультурных связе...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Развитие культуры речи младшего школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере выпуска классной газеты)

В статье рассматриваются вопросы развития культуры речи младших школьников средствами ИКТ.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании иностранного языка студентам технического вуза в рамках реализации CDIO-концепции в Томском политехническом университете

В данной статье описан опыт применения методов активного обучения как элемента Всемирной Концепции CDIO в рамках обучения студентов технического вуза английскому языку с целью развития соответствующих академических знаний и навыков межличностного общ...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся...

Применение интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного (французского) языка в вузах

Статья посвящена вопросу возможности применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного (французского) языка в неязыковом вузе. На темах юридической направленности демонстрируются способы применения следующих методов: роле...

Похожие статьи

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков

В статье рассматриваются актуальные вопросы обучения связной речи на уровне микротекста при составлении учебно-методических материалов по грамматике русского языка для иностранных студентов.

Выбор эффективных технологий обучения русскому языку студентов из стран АТР в дальневосточном вузе: современная проблематика

В статье рассматривается проблема интенсификации методов обучения иностранных студентов из стран АТР русскому языку в российском вузе Дальнего Востока с позиции требований, предъявляемых современным обществом в условиях расширения межкультурных связе...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Развитие культуры речи младшего школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере выпуска классной газеты)

В статье рассматриваются вопросы развития культуры речи младших школьников средствами ИКТ.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании иностранного языка студентам технического вуза в рамках реализации CDIO-концепции в Томском политехническом университете

В данной статье описан опыт применения методов активного обучения как элемента Всемирной Концепции CDIO в рамках обучения студентов технического вуза английскому языку с целью развития соответствующих академических знаний и навыков межличностного общ...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса

Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лек-сических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Статья посвящена учету индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. В ней описано важность учета индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся...

Применение интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного (французского) языка в вузах

Статья посвящена вопросу возможности применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного (французского) языка в неязыковом вузе. На темах юридической направленности демонстрируются способы применения следующих методов: роле...

Задать вопрос