Исполнение приговора в Российской Федерации и Республике Азербайджан: сравнительно-правовой аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Садыгов, С. Е. Исполнение приговора в Российской Федерации и Республике Азербайджан: сравнительно-правовой аспект / С. Е. Садыгов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120608/ (дата обращения: 19.12.2024).



На современном этапе во многих государствах особое внимание уделяется обеспечению прав человека. В соответствии с международными нормативными правовыми акатами, жизнь человека и его безопасность выступают основополагающими условиями в уголовно-правовой политики каждой страны. Россия и Азербайджан — государства, в уголовно-процессуальном законодательстве которых закреплены механизмы, направленные на исполнение приговора (стадии, необходимой для восстановления социальной справедливости). Проведение анализа позволяет автору указать на меры, которые могут быть позаимствованы для российского законодательства с целью его совершенствования.

Ключевые слова: приговор, общественная безопасность, уголовная ответственность, уголовное судопроизводство, осужденный.

At the present stage, in many States, special attention is paid to ensuring human rights. In accordance with international normative legal acts, human life and safety are fundamental conditions in the criminal law policy of each country. Russia and Azerbaijan are States whose criminal procedure legislation enshrines mechanisms aimed at the execution of a sentence (the stage necessary for the restoration of social justice). The analysis allows the author to point out measures that can be borrowed for Russian legislation in order to improve it.

Keywords: sentence, public safety, criminal liability, criminal proceedings, convicted person.

Для каждого правового государства одной из важных задач выступает обеспечение общественной безопасности. В условиях нестабильной политической ситуации, необходимо правильно формировать политику, а также осуществлять деятельность по обеспечению защиты общественной и государственной безопасности страны от многочисленных угроз. Согласно положениям Основного закона, Россия — демократическое государство, в связи с чем жизнь человека провозглашается высшей ценностью (статья 20). Кроме того, на международном уровне также закрепляется право человека на жизнь и безопасность, которое отражено в таких нормативных документах как Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Права и свободы человека и гражданина должны находиться под защитой.

Для совершенствования системы мер, направленной на обеспечение общественной безопасности, на современном этапе в России проводятся мероприятия, направленные на приведение действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие общественным реалиям. В настоящее время исполнение приговора — это процессуальная стадия уголовного судопроизводства, которая выступает, на наш взгляд, основополагающей в процессе восстановления социальной справедливости, нарушенной вследствие совершения преступления. В Уголовно-процессуальном кодексе Азербайджанской Республики (далее по тексту — УПК АР), аналогично Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее по тексту — УПК РФ) законодателем выделяются основные элементы стадии исполнения приговора, анализ которых позволит нам определить, что возможно позаимствовать для российского законодательства в целях его совершенствования.

В своем относительно традиционном варианте стадия исполнения приговора присутствует в системе уголовного судопроизводства АР. Глава 58 УПК АР посвящена разрешению двух блоков вопроса: а) обращение приговора к исполнению, б) разрешение вопросов, возникающих на стадии исполнения приговора. УПК АР и УПК РФ по многим правовым нормам имеют сходство, и это вполне объяснимо, так как УПК АР и УПК РФ создавались на основе модельного кодекса стран СНГ (1999г.). Кроме УПК АР, вопросы, связанные с исполнением приговора, регламентируются и международным договорам между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 26 мая 1994 г.

Производство в порядке исполнения приговоров и иных решений суда осуществляется немедленно по вступлению приговора в законную силу. Судья, вынесший приговор, отдает распоряжение пенитенциарной службе АР о приведении приговора в исполнение. По УПК РФ исполнение приговора должно быть осуществлено в течение 3 суток со дня вступления приговора в законную силу. Оправдательный приговор приводится в исполнение немедленно, аналогичный порядок предусмотрен и по УПК РФ. Об обращении приговора к исполнению и месте отбывания наказания судья сообщает близким родственникам осужденного.

Особый интерес также представляет вопрос, связанный с лишением виновных в совершении преступлений лиц специальных званий, наград и классных чинов. УПК РФ и УПК АР предусматривают такое наказание. Однако существует одна отличительная особенность — в соответствии с действующим российским законодательством, судья (являясь самостоятельным, независимым процессуальным лицом) в судебном заседании при вынесении приговора решает вопрос о лишении специального звания (классного чина, наград и т. д.). Но вместе с тем, согласно положениям УПК АР (ст. 508.1), данный вопрос разрешается должностными лицами пенитенциарных учреждений Азербайджанской Республики, которые в последующем предоставляют данные сведения судье, близким родственникам осужденного. На наш взгляд, вопрос о лишении специального звания, наград или классного чина в отношении лица, совершившего преступление, должен разрешаться исключительно судьей.

Иными отличительными особенностями выступают следующие аспекты: во-первых, в соответствии с законодательством государств, женщина, совершившая преступление, при этом имеющая малолетнего ребенка, имеет право на предоставление ей отсрочки исполнения наказания. Однако отличием выступает возраст ребенка, по достижению которого приговор приводится в исполнение: так, согласно УПК РФ, возраст составляет 14 лет, а по УПК АР — 8 лет; во-вторых, такая особенность наблюдается и при назначении штрафа за совершение преступления — в соответствии с УПК РФ, отсрочка по его уплате может быть предоставлена сроком до 5 лет, в то время как в УПК АР законодателем предусмотрен более короткий срок — всего 6 месяцев. Думается, что в российском УПК необходимо пересмотреть срок отсрочки по уплате штрафа по примеру с Азербайджанской Республикой.

Исходя из проведенного анализа, можем сделать следующий вывод: исполнение приговора является важным элементом правовой системы, и его особенности в Российской Федерации и Азербайджанской Республике подчеркивают необходимость дальнейшего изучения данного вопроса, поскольку это позволит на основе зарубежного опыта совершенствовать действующее законодательство и механизмы исполнения приговоров. Проведение краткого сравнительного анализа позволяет нам говорить о том, что взаимодействие с международными стандартами прав человека, а также следование современным тенденциям уголовной политики, становятся все более актуальными.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2022.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 05.12.2024).
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с Протоколом [N 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 05.12.2024).
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ (дата обращения: 05.12.2024).
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., № 174-ФЗ: ред. от 23 ноября 2024 г. № 384-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  6. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания: Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1209.
  7. Пупышева Л. А. Конституциализация уголовно-исполнительного судопроизводства // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 1 (98). С. 182–193.
  8. Сваткова М. А. Проблемы принятия решений по вопросам в стадии исполнения приговора // Вестник науки и образования. 2024. № 3 (146)-1. С. 54–57.
  9. Шахбанова А. Понятие судебного приговора и условия его эффективности по уголовно-процессуальному законодательству Азербайджанской Республики // Пробелы в российским законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 2. С. 146–151.


Задать вопрос