Рассматриваются основные этапы работы над сочинением по картине, которые помогут в развитии лексической грамотности учеников начальной школы. Обобщается опыт работы по данному направлению.
Ключевые слова: лексическая грамотность, лексическая работа, этапы работы над сочинением, ознакомление с темой и целью урока, знакомство с художником, его творчеством, рассматривание картины, анализ картины, словарная работа, план сочинения, образцы сочинений, самостоятельная письменная работа, анализ сочинений, развитие речи, формирование общей культуры.
Развитие лексической грамотности и связной речи младших школьников является одной из самых важных, если не важнейших, задач начальной школы! Каждый учитель начальных классов должен понимать, что сочинению по картине необходимо уделять особое внимание. Благодаря правильно организованной работе по картине, развивается речь учащихся, обогащается их словарный запас.
Беда нашего общества в том, что современные школьники не любят читать! А ведь именно книга должна стать спутником и другом каждого ученика, однако, это место занимают гаджеты. Отсюда и все проблемы: бедный словарный запас, отсутствие понимания лексического значения многих слов, или вовсе подмена значений (пример, ученик считает, что ненастье — это неприязнь, ненасытная — плохая погода, шапка с отворотом — отварная шапка и др.); непонимание поговорок, пословиц, слов, употребляемых в переносном значении, «крылатых» фраз, а тем более, фразеологизмов! Отсюда вытекают разные проблемы: неумение подобрать проверочные слова для проверки той или иной орфограммы, непонимание условия задачи, заданий упражнения, и многое другое. И все это следствие небольшого словарного запаса. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений! Этой работе следует уделять внимание на каждом уроке по всем предметам, преподаваемым в начальной школе.
Лексическая работа должна быть включена в любой из этапов урока русского языка и тесно переплетаться с его основной темой. Но особое место она занимает на уроке по написанию сочинения по картине.
Уроки сочинения по картине одни из самых интересных и одновременно непростых уроков. Детям нравятся такие уроки. Задача учителя научить учеников понимать содержание картины и правильно оформлять текст сочинения.
Успех написания сочинения учащимися во многом зависит от того, как осуществлялась подготовка на уроке. Поэтому надо четко понимать план работы над сочинением. Рассмотрим основные этапы этой работы. Лучше провести такой урок при помощи электронной презентации, для этого необходимо заранее подготовить слайды для каждого этапа работы.
Этапы работы над сочинением по картине:
1 этап работы. Ознакомление учащихся с темой и целью урока
Этап предполагает непосредственное понимание самим учителем темы и идейного содержания картины, выявление средств художественной выразительности, при помощи которых автор раскрывает свой замысел.
2 этап работы. Знакомство с художником, его творчеством
Здесь учитель кратко рассказывает о художнике, знакомит с работами мастера, ребята рассматривают их на слайдах электронной презентации. Затем происходит знакомство с картиной, по которой учащиеся будут писать сочинение.
3 этап работы. Внимательное рассматривание картины
Именно такое восприятие имеет большое значение для развития мышления младшего школьника. В процессе рассматривания картины у ребят развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать картину в соответствии с её замыслом. Конечно же, ученик обращает внимание на то, что его интересует, является для него важным или неожиданным. На этом этапе определяется отношение ученика к картине, почему она ему нравится или не нравится. Знакомство с картиной вызывает эмоциональный отклик и пробуждает желание высказаться. Ребята пробуют составить высказывания, но у них возникают затруднения, поскольку их словарный запас ограничен. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
4 этап работы. Анализ картины
Ведется беседа по картине и анализируются ответы учеников. Цель вопросов — помочь учащимся понять содержание картины и используемые средства выражения.
Примерные вопросы для работы с сюжетной картиной: Что изображено на картине? Где происходит действие? Когда происходит действие? Какой характер у героев?
Все глаголы, которые называют дети в процессе беседы, необходимо записывать на доске, чтобы ребята могли их использовать в своих сочинениях.
Примерные вопросы для анализа по картине — пейзажу: Что изобразил художник? Назовите основной цвет полотна. Какие краски помогают художнику создать впечатление тёплого осеннего дня? И другие вопросы.
Если работаем с картиной — натюрмортом, то можно задать следующие вопросы: Что изображено на картине? Какое расположение предметов? Что располагается на переднем плане, на заднем? Назовите преобладающий цвет картины.
Необходимо соблюдать характер и последовательность поставленных вопросов, так как именно в таком порядке учащиеся будут строить своё сочинение. Следует помнить, что вопросы должны быть понятны ученикам, соответствовать уровню их подготовки, помогать обращать внимание на главное в картине и на детали. Важно использовать вопросы, которые направлены на сопоставление, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Главная цель анализа произведения — выявление темы и основной мысли картины, роли изобразительных средств в раскрытии замысла автора.
5 этап работы . Словарная работа
При организации словарной работы лексика должна следовать в той последовательности, в которой надо описывать картину. На данном этапе происходит обогащение словаря школьников, развитие их речи и активизация пассивного словаря. В ходе беседы отбираются наиболее точные и яркие языковые выразительные средства, такие как олицетворения, сравнения, эпитеты, эмоционально-окрашенные слова. Можно провести этот этап работы в виде соревнования: кто больше необходимой лексики подберет.
6 этап работы. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения
(во 2 классе — коллективно, в 3–4 классе –самостоятельно).
Составление плана — это важный элемент урока написания сочинения по картине, он помогает систематизировать собранный материал и готовит учащихся к написанию собственного сочинения.
На начальном этапе лучше использовать коллективное составление сначала простого плана, а затем сложного. Обязательно нужно учитывать жанр сочинения, потому что план предопределяет тип и стиль предстоящего высказывания. Со временем можно разрешать ученикам составлять план самостоятельно, представляя основную часть более подробно.
7 этап работы. Знакомство с образцами сочинений
На данном этапе необходимо прочитать либо описание картины искусствоведом, либо текст, написанный учителем, либо сочинение одного-двух учащихся прошлого выпуска и провести рецензирование прочитанного сочинения.
Важно, чтобы текст сочинения, представленный как образец, был доступным, информативным, нёс художественную и эстетическую ценность, композиционную завершенность; жанр и стиль текста соответствовал поставленной коммуникативной задаче; объем текста соответствовал возрастным возможностям учащихся и условиями урока.
8 этап работы. Самостоятельная работа
Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
9 этап работы. Анализ сочинений учащихся
Проводится на следующем уроке. Зачитываются работы, выделяются удачные моменты, разбираются неудачи. Учащиеся выполняют работу над ошибками, допущенными в сочинении.
Возвращаясь к важности данной темы, можно сделать вывод о необходимости последовательного соблюдения всех этапов работы над сочинением по картине, поскольку именно такая продуктивная работа по подготовке к написанию сочинения по картине поможет повысить лексическую грамотность учащихся, будет развивать речь и формировать общую культуру.
Литература:
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4–8 классы), под. ред. Ладыженской Т. А. — М., Просвещение, 1978.
- Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников. Концепт. — 2014.– № 32.– С. 45–47.
- Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картинам в начальных классах — М.: ООО «Издательство «Родничок», 2004. — 220 с.
- Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. — Москва: Про-Пресс, 2012. — 80 с. — (Библиотечка журнала «Вестник образования России; 3/2012).
- Ушинский К. Д. Об учебно-воспитательной работе — М., 1939.