В мире много языков, но среди них есть один, который идет из самого сердца — родной язык.
У каждого человека есть свой родной язык. Язык, который входит в наше сознание с колыбельными песнями матери. Язык, на котором мы произносим первое слово: «мама».
Ключевые слова: родной язык, бурятский язык, культура народа, духовные ценности, мотивация изучения бурятского языка, достояние народа, погружение в языковую среду, месячник бурятского языка.
Матери от сердца завещали
И отцы нам строго наказали:
Сохранить, лелеять и беречь
Сокровенный дар — родную речь!
Доржо-Ханда Цынгуева
Введение
Язык каждой нации является отражением уникальных исторических традиций, накопленных знаний, мыслей и духовности народа. И пока люди говорят на родном языке, сохраняются и передаются из поколения в поколение духовные ценности, уклад жизни и культура народа, с ее богатыми традициями и обычаями. Язык, это не только средство общения — это богатство, достояние народа, его память.
Ведь недаром его называют еще и душой народа. Поэтому его надо уметь сохранить чистым и красивым.
Именно благодаря языку человек может стать полноценной составляющей общества, поскольку с помощью речи люди могут обмениваться своими взглядами, выражать свои чувства и следовать духовным традициям.
Язык — неотъемлемая часть национальной культуры, и вымирание языков ведет к потере культурного разнообразия, национальной индивидуальности и, в целом, этноса.
Именно язык является основой внутриэтнического единства и показателем личности.
Основная часть
Современное состояние бурятского языка остается одной из наиболее актуальных проблем, демонстрирующих уязвимость одного из важнейших признаков национальной идентичности бурят как крупной коренной этнической группы Сибири и Дальнего Востока. Бурятский язык на протяжении нескольких десятилетий остается в ситуации, требующей всемерной поддержки со стороны органов власти региона, муниципалитетов разных уровней, широкой общественности, научных и образовательных структур. Необходима поэтапная реализация мер для расширения сфер практического применения бурятского языка. Принятие в 2021 году очередной Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021–2030 годы» стало важным событием в регионе, демонстрирующим возможности продолжения предыдущей государственной программы и межведомственного участия представителей разных министерств, ведомств и структур в решении сложившихся задач в языковой среде республики.
Результаты ранее проведенных в 2021 и 2022 гг. в рамках данной программы социологических исследований продемонстрировали факты ухудшения ситуации с бурятским языком среди детей республики по сравнению данными 2015/2016 гг. Падение показателей особенно выражено среди детей дошкольного и школьного возрастов. В то же самое время, результаты Всероссийской переписи населения 2020/2021 показали цифры, внушающие оптимизм и надежду на улучшение состояния бурятского языка в обществе, в целом. По данным последней переписи, численность жителей Бурятии, владеющих бурятским языком, увеличилась на 50 % по сравнению с данными переписи 2010 г. В связи с этим, констатируется рост этнического самосознания бурятского населения в республике и в соседних регионах.
Мониторинговое исследование 2023 года на тему «Динамика изменения уровня владения бурятским языком среди детей дошкольного и школьного возрастов в Республике Бурятия» является продолжением исследований состояния бурятского языка, проведенных в предыдущие годы. Выводы исследования требуют внимания со стороны органов власти региона, управленческих структур, занимающихся вопросами развития бурятского языка как важнейшего фактора обеспечения межнационального согласия и взаимоуважения народов в полиэтничной среде республики.
Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. На сегодня одна из важных проблем — это проблема сохранения и развития бурятского языка.
Малые народы забывают свою культуру, традиции, обычаи и самое главное — язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа. Наш родной язык — это изучение родословной, устное народное творчество, обрядность, национальные праздники, традиции, знаменательные даты, поверья и приметы, и всё это влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.
Чтобы сохранить самобытность языка, с самого раннего возраста ребенок должен быть окружен стихией родного языка, так как язык представляет собой лучшее средства развития логичного мышления, восприятия, эффективного глубокого усвоения знаний. Ребенок, овладевший родным языком, впоследствии легко выучит любой язык. Слово, услышанное от родных, становится родным на всю оставшуюся жизнь.
Бурятский язык необычайно богат, красив, мелодичен и колоритен, что дословного перевода некоторых фраз на русский язык сделать невозможно.
Для повышения мотивации к изучению бурятского языка в нашем саду, городе, регионе делается очень многое. Обучение через погружение в среду — один из лучших методов изучения бурятского языка для дошкольников, у которых еще нет внятной мотивации, зато есть эмоциональная вовлеченность. По мере погружения в языковую среду малыши быстро набирают базовый словарный запас и легко начинают говорить, не боясь сделать ошибку.
Для создания языковой среды в детском саду необходимо все взаимодействие с детьми перевести с русского языка на бурятский язык. Если задействовать эмоциональную вовлеченность детей в игровом формате, тогда они без принуждения запоминают, повторяют. А также необходимо чаще их хвалить, показывать эксперименты, разнообразить игровую активность, подключать ИКТ технологии. Они способствуют активизации познавательной деятельности детей, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление. восприятие, память. Богатая мимика и жесты педагога, интонационные акценты, разнообразный наглядный материал — все это позволяет легко вовлечь детей в познавательный процесс. В силу возраста и особенностей психики дошкольники быстро забывают материал поэтому эпизоды повторения обязательны.
Создать среду помогает правильное оформление групповых комнат. Бурятский язык должен сопровождать детей везде: в приемной, групповой, спальне, умывальной (на кабинках для одежды, подписях к картинкам, в настенном декоре). Также группа оформляется тематическими плакатами и карточками с правилами поведения и погодным календарем, составленным на бурятском языке.
Образовательная программа в саду реализуется на русском языке, а все режимные моменты проводятся на бурятском языке. Так дети привыкают слышать два языка.
Через некоторое время они овладевают большим пассивным запасом языка, который позволяет им адекватно понимать обращенную к ним речь воспитателя. В младшей группе от воспитанников в большей степени требуется реагировать на вопросы взрослого, которые одновременно являются и ситуациями, а также имитировать, говорить ещё раз, отвечать по аналогии и т. п.
Далее словарный запас будут расширять потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, стихи и песни, сценки, смешные истории, вопросы и ответы в игровой форме.
Проблема изучения бурятского языка:
Основной проблемой исчезновения бурятского языка учёные — лингвисты называют отсутствие языковой среды.
– Кроме изучения языка в семье, большой проблемой филологи считают отсутствие внешней языковой среды, нет детских иллюстрированных книг, способных заинтересовать малышей
– Необходимо расширить контент аудиокниг на бурятском языке, поскольку современный человек весьма мало читает, причем это касается не только бурятского языка, но и русского и других языков. В современных реалиях необходимо подавать контент на родном языке в удобном формате.
– В рамках телерадиоэфиров необходимо организовывать больше конкурсов, направленных на семейное воспитание на родном языке. Таким образом формируется языковая среда, которая создает условия для дальнейшего качественного развития языка.
– Необходимо увеличить тираж учебников для школьников разных уровней, в школах сохраняется нехватка методических материалов. При издании необходимо использовать современную графику и фотоматериалы, которые повышают познавательный интерес обучающихся.
– Необходимо и дальше вести работу по повышению уровня этнического самосознания в молодежной среде. Это принципиально важный вопрос, который необходимо рассматривать в контексте патриотического воспитания. Необходимо продолжать системную работу по распространению традиционных ценностей, этнической культуры и родного языка.
Каждый год у нас в республике проходит традиционный месячник бурятского языка, целью которого является — развитие, сохранение и популяризация бурятского языка среди детей, молодежи и взрослых, развитие национальной культуры через демонстрацию традиций и обычаев бурятского народа, формирование у подрастающего поколения чувства национальной гордости за родной язык и культуру, важность знания родной речи, ее истории, уважение к своим корням и традициям.
В рамках проведения праздника в нашем саду были запланированы и проведены такие мероприятия: челлендж «Буряад хэлэн баян даа!», турнир «Шагай наадан», «Баргай наадан», фотовыставка «Минии эбтэй гэр бүлэ», а также воспитанники знакомились и играли в бурятские подвижные игры: «Зүүн, утаhан зангилаа», «Малгай нюуха» «Алта нюуха»…
Также приняли активное участие приняли в городских мероприятиях, которые проводились в рамках Месячника бурятского языка: конкурс чтецов на бурятском языке: «Буряад орон-Үлзы hайхан тоонтомни», турнир «Хүхюу фермэ», творческие, музыкальные, многожанровые конкурсы: «Гурбан бэрхэ», «Уран зурагай юртэмсэ», «Гэртээ буряаадаар хɵɵрэлдэнэбди», фестиваль-конкурс сценических искусств «Амар Мэндэ», конкурс подвижных игр «Түрэл нютагайм нааданууд», «Лучшая авторская игра» и т. д. Все участники и победители получили подарки, сертификаты и дипломы, подписанные на бурятском языке.
Все проведенные мероприятия способствуют формированию устойчивого интереса к родному языку и культуре, развитию познавательной активности и творческих способностей детей, помогли им проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и этнокультурный кругозор.
Заключение
Реализация мер по сохранению и развитию бурятского языка в рамках государственных программ становится все более востребованным явлением в нашем регионе. По инициативе общественных и частных организаций также инициируются определенные меры в этой области. Образовательная сфера, занимающая приоритетное место в разработке и реализации языковой политики в республике, ориентирована на приобщение детей к бурятскому языку и богатой культуре бурятского народа.
Бурятский язык — это материнский язык, поэтому его сохранение потомкам актуально. И только от народа зависит его состояние и будущее.
Для того чтобы увидеть и услышать, насколько красив и богат наш бурятский язык, надо его хорошо знать. Давайте вместе мы сохраним наш бесценный клад и сокровенный дар нашего народа — красивый, певучий, выразительный бурятский язык. Язык отца и матери будет жить, пока мы на нем говорим.
Литература:
- Актамов И. Г., Бадараев Д. Д. Вопросы функционирования бурятского языка в современной молодежной среде (к постановке проблемы) // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 4. С. 3–8.
- Бажеева Т. П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 151 с.
- Перелыгина М. В. Роль языка в сохранении культуры и самобытности бурятского народа [Электронный ресурс] // http://www.profistart.ru/ps/blog/18820.html (дата обращения 10.05.2013 г.).